Методика преподавания предмета " Искусство" с использованием ИКТ-технологий
Доклад и презентация на тему: " Методика преподавания предмета " Искусство" с использованием ИКТ-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_iskusstvo_s_ispolzovaniem_ikt-tehnologiy.pptx | 1.25 МБ |
doklad_iskusstvo_i_ikt.docx | 92.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И ллюстративная поддержка- усиление наглядности
Развивающие методы и приёмы Метод анализа Метод сравнения Метод классификации Формулировка понятий Внутренний план действий
Методические пособия- презентации
Электронные образовательные ресурсы СД-диски
Тестовые задания Соотнесите рисунки и названия памятников древнерусского зодчества: 1. Благовещенский собор Московского Кремля. 2. Покровский собор в Москве. 3. Успенский собор Московского Кремля. 4. Храм Покрова на Нерли. 5. Церковь Вознесения в с. Коломенском.
интернет На уроке Вне урока
Подготовка к уроку Традиционная - работа со спец литературой( альбомы по искусству), работа с учебником, изготовление и демонстрация наглядных пособий, использование классной доски. Информационно-коммуникационные- СД диск, проектор, Компьютер , сканер, принтер .
Благодаря использованию ИКТ на уроках обнаружены следующие результаты: Значительно повысился интерес учащихся к различным видам искусства; Самостоятельная работа дома по поиску материала стала интересной; Дети сами проявляют инициативу и активно выступают с найденным материалом; Повысилось качество творческих работ; У учащихся просыпается осознание значимости искусства в их жизни;
Презентацию подготовила Викулова Татьяна Николаевна -учитель изобразительного искусства МОУ СОШ с УИОП №3
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Методика преподавания предмета «Искусство» с использованием ИКТ-технологий
Подготовила учитель ИЗО Викулова Татьяна Николаевна
Г. Егорьевск
Март 2013 г.
Методика преподавания предмета «Искусство» с использованием ИКТ-технологий
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В настоящее время для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникации.
Как известно, на уроках искусства необходимо показывать огромное количество репродукций. Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках искусства является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, сканера, проектора решаются следующие проблемы:
· отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;
· отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
. . Практическое применение ИКТ на уроках искусства
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный урок по любому предмету и особенно предметов эстетического цикла. Использование ИКТ на уроках « Искусство» позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Применение на уроках « Искусство» ИКТ позволяет сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
Для этого я использую развивающие методы и приемы: метод анализа, метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий.
.На своих уроках мне приходится использовать различные способы подачи материала. При изучении нового материала по предмету « Искусство» наглядное изображение является основой-зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
Поэтому для решения задач данного этапа я использую:
1. мультимедиа технологии:
- презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
- видеофрагменты фильмов;
- презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
- интересены методы слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint).
- изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
- коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
- видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
Но , к сожалению , я ещё только осваиваю данные технологии.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. . Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.
В настоящее время существуют различные диски по искусству, содержащие огромное количество информации, но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план - конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Тестовые задания. Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).
Мне бы очень хотелось на уроках искусства использовать интернет . т.к он расширяет возможность самостоятельной деятельности учащихся прямо на уроке, стимулирует к формированию навыка исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Особенностью нашего учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс развития и познания, а я как учитель выступаю в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирую активность, инициативу, самостоятельность.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличавшиеся высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ученик становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Образовательный процесс, обеспечиваемый предметами искусства, существенно отличается от традиционного учебно-воспитательного процесса. Его значимость и специфика определяются задачей формирования и развития эмоционально-образной сферы, связанной с ценностным отношением к действительности, а так же первичным опытом творческой деятельности обучающихся.
Учитывая, что на изучение « Искусство» отводится всего 35 часов в год в 8 классе и столько же в 9 классе за весь период обучения в общеобразовательной школе[2], то за это короткое время учитель должен оптимально использовать все возможные технологии для того, чтобы ученик прикоснулся, проникся, осознал и полюбил эту наиважнейшую область из всех областей человеческой деятельности! /Но,конечно, ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Моя работа как учителя предмета «Искусство» ориентирована на работу с применением ИКТ. Благодаря электронным образовательным ресурсам, я могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока , по любому предмету , которые веду.
В последнее время я перешла к созданию презентаций многоразового использования – не на один урок. Я делаю презентации - методические пособия, которые можно применять как на уроках, так и внеклассных занятиях.