Деревня Вельцы Коношского района Архангельской области
Деревня Вельцы
Коношского района Архангельской области
Вот и дождичек идет,
Слава Богу, всё польет.
Нарастут и огурцы,
Приезжайте к нам в Вельцы!
В 2013 году Коношскому району исполнилось 78 лет. За последние десятилетия в России исчезло много деревень, в том числе и в нашем районе. Но есть в муниципальном образовании «Подюжское» одна удивительная деревня с традиционно русским укладом жизни, обычаями и праздниками.
Деревня Вельцы находится в 10 км от железной дороги, т.е. от Подюги. Она расположена на самой высокой горе, как говорят местные жители. Внизу протекает река Подюга. Раньше река была большая, и в ней водилось много рыбы, особенно ельцов, вот так и назвали эту деревню – Вельцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veltsy_konoshskiy_rayon.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
Деревня Вельцы
Коношского района Архангельской области
Кузьмина Маргарита Гюльметовна -
учитель начальных классов и музыки МБОУ «Подюжская средняя общеобразовательная школа» Коношского района Архангельской области,
I категория.
Контактный телефон – 89214950656
Адрес электронной почты – rita19812008@rambler.ru
План.
- История деревни Вельцы.
- Традиционный праздник «Суслов день»
а) история праздника,
б) традиционный сценарий праздника,
в) традиционные блюда,
г) игры, развлечения,
д) пляски.
3. Фольклорная группа «Частушка».
Деревня Вельцы
Коношского района Архангельской области
Вот и дождичек идет,
Слава Богу, всё польет.
Нарастут и огурцы,
Приезжайте к нам в Вельцы!
В 2013 году Коношскому району исполнилось 78 лет. За последние десятилетия в России исчезло много деревень, в том числе и в нашем районе. Но есть в муниципальном образовании «Подюжское» одна удивительная деревня с традиционно русским укладом жизни, обычаями и праздниками.
Деревня Вельцы находится в 10 км от железной дороги, т.е. от Подюги. Она расположена на самой высокой горе, как говорят местные жители. Внизу протекает река Подюга. Раньше река была большая, и в ней водилось много рыбы, особенно ельцов, вот так и назвали эту деревню – Вельцы.
Деревне около 453 лет. Раньше численность населения достигала 500 человек, здесь были часовня, мельница, церковь. Но после революции церковь переделали в клуб, а старые иконы сожгли.
Деревня не имеет улиц, каждый уголок называется по-своему: Гора, Подгора, Задорина, Новое село и др. Раньше здесь жили единолично, т.е. каждая семья обособленно от других. В такой семье жили все вместе: сыновья, снохи, дочери, зятья, внуки и т.д. Все вместе держали скот, пахали на лошадях, жали рожь серпами, растили лен, обрабатывали его, ткали полотно и шили одежду.
У каждой семьи было свое прозвище, и до сих пор деревенские жители используют их в своей речи. Например, Макаровы – от имени деда Макара, Мишенцевы – прадед Миша, Мурашевы – прадед был маленький, но работящий, как мураш, Лампихины – прабабушка Евлампия, Митины – прадед Митя, Тушины – прабабушка была полная как туша, Горбачевы – дед был горбатый, Карпушенцевы – от деда Карпа, Цеменко – дед родился около местности Цемано, Фадишины – от отчества Фадеевна, Дремуновы – прадед был ленив, часто спал или дремал на работе, Урины – прабабушка часто кричала «Ура!», Кощеевы – дед был очень скупым, Тюковы – дед был лесорубом, Сидуны – в роду кто-то долго не ходил и т.д.
Интересна деревня Вельцы и своим диалектом, который складывался на протяжении нескольких столетий:
Гуни – белье
Полицка – полочка
Буево – кладбище
Ляга – лужа
Божатка – крестная
Шомуша – комната, спальня
Шпанеры – обои
Жижа – бульон
Поволоки – рукавицы
Шаль – дура
Шамина – соломина
Бабушки – игрушки
Сотуга – проволока и др.
В 1928 году в Вельцах была образована коммуна, первый колхоз. Из личного хозяйства отдавали коров, лошадей и прочий скот. Молодежь удерживали в деревне, так как в колхозе было много работы.
В 1930-1931 годах сюда направили переселенцев. Многие жители принимали их в своих домах. Спецпереселенцы работали в лесу, строили железную дорогу, бараки для себя, школу и др. Так создавались лесопункты, большие поселки с магазинами, больницами, школами и детскими садами.
Начало Великой Отечественной войны (22 июня) совпало с деревенским праздником «Суслов день». На войну ушло 76 человек, не вернулось с фронта 34 человека.
В 1946 году в Вельцах был сильный голод, ели всякие съедобные травы, пекли лепешки из соломы. Много умерло людей в тот период, но всё-таки деревня выжила.
В 1970х годах из близлежащих деревень людей стали перевозить в поселок Подюга из-за малочисленности поселений, удаленности и плохих дорог. Но из Велец почти никто не уехал, вскоре по деревне проложили асфальт. Но после развала колхоза многое изменилось. Работать стало негде, с ферм вывезли скот, детский сад и начальную школу закрыли, молодежь стала разъезжаться в поисках работы.
Население в деревне стало резко уменьшаться. Сейчас, в основном, в Вельцах одни пенсионеры, предприятий нет, остались лишь библиотека и клуб. Несколько человек работает и учится в Подюге, осуществляется их подвоз.
В настоящее время деревенские жители держат коров, коз, овец, поросят. Но население стареет, содержать скот становится всё труднее, поэтому с каждым годом он уменьшается. Поля потихоньку зарастают кустарником, а зимой здесь особенно тихо.
Но летом в Вельцах очень красиво и весело, съезжаются все родственники, и деревня словно оживает.
Суслов день, Суслов день!
Это праздник целый день.
Кто захочет веселиться и не хочет унывать –
Мы научим петь частушки
Да и «Звездочку» плясать!
Самым традиционным веселым праздником деревни является Суслов день. Отмечают его в воскресение через 2 недели после праздника Троицы. В Троицу здесь на кладбище не ходят. Праздник ранее имел две составляющиеся: отдых перед сенокосной страдой, требующей от крестьянина больших физических сил, и установление контакта с умершими предками, сакральный смысл которого заключается в оказании ими помощи при неблагоприятных погодных условиях.
Свое название праздник получил из-за главного напитка этого дня – сусла, которое варят женщины из проросшей ржи и щедро угощают им своих гостей. Праздничные мероприятия включают чествование гостей, веселые розыгрыши, угощение суслом, домашним киселем, традиционными деревенскими пирогами и, конечно же, пение русских народных песен, которые в Вельцах поют нараспев, которые в Вельцах поют нараспев, протяжно, тягуче.
Проблема исследования праздника в том, что носителями истории являются старожилы деревни, многие из которых не смогли принять участие в беседе по состоянию здоровья и то, что традиции праздника нигде не зафиксированы.
Для проведения исследования по традициям праздника была подготовлена анкета для проведения фокусированного интервью с жителями и старожилами деревни. Так же было проведено свободное интервью, в него вошли воспоминания респондентов, как праздник проходил во времена их молодости и ранее.
Всего в фокусированном интервью приняли участия 5 человек:
- Вохтомина Зоя Михайловна 1927 года рождения (83 года)
- Просвирнина Нина Владимировна 1931 года рождения (79 лет)
- Жукова Мария Ивановна 1924 года рождения (86 лет)
- Жукова Таина Семеновна 1949 года рождения (61 год)
- Буянова Валентина Семеновна 1954 года рождения (56 лет)
Были рассмотрены блюда, игры, песни, обрядовые действия, пляски такими, какими они бытовали в начале XX века.
Сам праздник начинается с обеда, утром деревенские жители ходят на кладбище, чтобы помянуть своих умерших родственников.
А затем всё происходит примерно по следующему сценарию:
- Встреча гостей с хлебом-солью у «завора» - ворот, открывающими вход в деревню.
- Праздничное шествие по главной улице деревни с песнями и частушками под гармошку. Угощение гостей деревни на протяжении всего шествия у домов жителей суслом, киселем, традиционными деревенскими пирогами – ломотниками, губниками, заспенниками, полевахами и витушками.
- Открытие праздника, выступление фольклорных коллективов Архангельской области на концертной площадке в центре д. Вельцы, месте, где некогда стояла деревенская церковь и, согласно традиции, проводились деревенские гуляния.
- Различные игры, розыгрыши, качание на качулях.
- Вечером – танцы.
Блюда праздника.
Очень интересными названиями назывались изготовляемые блюда к празднику: «Кисель», «Заспенник», «Сусло», «Дежня», «Сухомес», «Калитки», а так же рыбники, мучные пироги, поминальные шаньги, яишница, вареная щеница, холодец.
Старожилы и жители деревни, вспомнили ингредиенты, которые входили в состав праздничных блюд:
- «Мучные Пироги» - мука перемешивается со сметаной, пекутся в русской печи на сносях.
- «Ломотник» - тесто готовят на пироги, сверху выкладывают ломтики из сырого картофеля.
- «Заспенник» [1]- готовятся из крупы, поэтому и получили такоё названия. Крупу замачивают в простокваше, после выкладывают на тонкий слой теста, пекут в русской печке.
- «Рыбники»- готовятся в русской печи. Рыбу специально к празднику ловили мужики. Пеклись рыбники во всех семьях.
- «Яишница»[2] - готовятся из яиц и молока, перемешивается, добавляют соль, наливают на сковороду, и в русскую печь.
- «Дежня» - толокно намешивают с простоквашей, и хлебают с молоком.
- «Сухомес» - толокно перемешивают с водой, подсолить. Готовую смесь обмазывают пахтой[3] и в русскую печь.
- «Соломат» - толокно перемешивают с топленным маслом. Готовят в русской печи.
- «Оладья» - картошка (пюре) выложить на сковороду, запекать в русской печке, затем обильно помазать маслом и посыпать толокном.
- «Вареная щеница» - суп. Лук репчатый нарезать мелко, картошка, нарезанная мелко, крупа и варить в воде. Посолить по вкусу. Этот суп готовят без мяса. В сваренный суп добавляют сметану или масло растительное.
- «Сусло» - деревенское пиво.
Рецепт деревенского сусла.
Сырой картофель хорошо моют, варят в мундире, сливают воду. Горячий картофель толкут в кастрюле, перемешивают с ржаной мукой. Образовавшуюся массу оформляют в виде каравая (так называемого «чолпана») и ставят печь. Испеченные чолпаны ломают на куски и сушат из них сухари. Высушенные сухари заливают горячей водой, настаивают 3 часа – получают сусло. Из образовавшегося сусла варят пиво, добавляя в него дрожжи, а также по вкусу сахарный песок, хмель. Сусло должно выстояться 2 недели. После этого срока оно готово к употреблению.
- «Холодец» [4]- свиные ноги, уши, хвост – вычищают. Заливают водой, солят, добавляют лавровый лист, чеснок. Ставят в русскую печь томиться на ночь. Утром разливают по мискам отделив кости от мяса. Ставят в холод.
- «Кисель» - замачивают пшеницу или овсяные хлопья на 2 дня, периодически помешивают. Затем процеживают, а из крахмала с добавлением молока варят кисель, едят с молоком.
Игры.
В деревнях всегда любят не только поесть, но и поиграть. Вот и традиционный деревенский праздник «Суслов день» не обходится без игр.
Как в начале XX века, так и сейчас, игровые действия проходят на «нагорье»[5] или в клубе. А место где проходили игры называли – «Игрище». ( Так в деревне и говорят «пошли на игрище»).
Играли в такие игры, как: «Сухоронка», «Лапта», «на матке», «городки», «ремень», «Почта», «палочки», «Колотушка» и в «клетку».
- «Сухоронка» - прятки. Играли партия на партию. Игра проходила по всей деревне. Перед тем как спрятаться каждая партия должна натоптать тропинки, чтоб запутать водящую партию. Выигрывает та команда, у которой хотя бы один игрок был не найден.
- «Лапта» - играли мячиком из лыка. Каждый участник стоял за чертой, либо в круге. Водящий кидал мяч в игроков до последнего игрока.
- «Лапта» - передача ляпа. Выбирали водящего. И он начинал передавать ляп. Когда передавали ляп, то ляпнутого игрока называли – «Кила». [6] Или кто последний рыжа баба.
- «На матке» - разделялись на 2 команды, по пять, шесть человек. Обычно играла молодежь. Эта игра с мячом. Каждая команда (партия) выбирали свою «матку», знали, кто лучше толкается. Одна партия вставала в отведенное для игры место, и перекидывали мяч друг другу, а «матка» (игрок из другой партии) толкает бросающих мяч, если играющая партия уронила мяч, начинает играть другая команда.
- «Городки»- для этой игры нужны чурочки длиной 20 см. из дерева. У каждой чурочки свои названия. Участники делятся на команды. Чурочки лежат на доске. И каждая команда разбивает их, если одна команда разбивает, то она и считается победившей.
- «Ремень» - игра парная. Эта игра обычно проходила в клубе. Ремень кидают на середину площадки. Девушка и парень должны взять ремень, если не берут, то их нахлещут. Так обычно мерили влюбленных.
- «Почта» - эта игра проходила в клубе. Обычно собирались перед просмотром фильмов или танцами. Молодежь выбирала водящего, его называли почтальоном и передавали с ним записки.
- «Палочки» - прятки. На доску клали палочки. Выбирали водящего, он разбивал палочки, пока собирал, все прятались. Потом идет искать. Так игра продолжается пока водящий не застукает всех.
- «В колотушку» - прятки. Для этой игры нужен деревянный кол 70-80 см и деревянная колотушка. Играют 10 и более человек. Считалкой выбирают кому водить. Каждый игрок по разу заколачивает кол в землю, последний стукает по колу, бросает колотушку, и игроки разбегаются. Прячутся и водила должен расшатать кол и вытащить его из земли, полностью. Идет искать, игроки могут выбегать из укрытий и вколачивать кол в землю.
- «В клетку» - играют девочки. Вычерчивают на земле клеточки. С первой клеточки кидают камешек, прыгают на одной ноге и поднимают камень. Так прыгают до конца клеток. И повторяют с последующей клеточки. Проигрывает тот, кто ступил на черту, либо не попала в клетку камушком.
Так же респонденты вспомнили считалки для игр:
- «Аката-баката, чуката мэ.
Абыль, фабыль, дай мэнэ.
Экс пук, пуля муль наук»
- «Ехала карета, изломалось колесо, сколько за починку гвоздей, говори поскорей, не задерживай людей»
- «Чики- рики, пики – рики, летели голубилики, летели спотыкалися, сходили не верталися»
Некоторые из плясок вспомнили старожилы деревни:
- «Кадриль» - танцевали 4 человека, танцевали под гармошку или по языку(кикирикали),
- «Яблочко», «Дуспэп» - танцуется как вальс только более ускоренный ритм,
- «Нареченька» - танцуют парами,
- «Метелица» - вставали в круг, как можно больше человек и танцевали под гармошку,
- «Звездочка – плясовая» - 6 человек плясали,
- «Кадриль» - танцевали вчетвером.
Своеобразным обычаем в «Суслов день» была драка. В драке принимали участие почти все деревенские мужики, дрались горские с подгорскими. А потом вместе пили сусло.
Жители и старожилы деревни вспомнили так же и заговоры, которые слышали в детстве от своих родных, но к какому именно случаю, они посвящены, не знают. Заговаривали поле. Но не перед сенокосом, а когда первый раз выгоняли скотину. Жгли верес в хлеву и избе, при этом приговаривали: «вересинка, святая лесинка, отгоняй нечистую силу из дома».
Обрезали хвосты у лошади и коровы.
Фольклорная группа «Частушка».
Как в деревню заходить –
У всех окошки синие,
Вельцевские-то старушки
Самые красивые!
Фольклорная группа «Частушка» - это уникальный кладезень песенного богатства не только муниципального образования «Подюжское», но и всего Русского Севера. Таких песен не поют в других деревнях Подюжского поселения. Некоторые из песен сочинены самими участницами группы.
Вокальная женская группа образовалась в 1982 году. Сегодняшний состав поет уже более 20 лет. В нем две пары сестер: Буянова Валентина Семеновна (руководитель группы) и Таина Семеновна Жукова, Нина Ивановна Ивашова и Валентина Ивановна Попова и две снохи – Александра Ивановна Буянова и Нина Ивановна Буянова, старше всех здесь – Нина Владимировна Просвирнина. Бессменный аккомпаниатор – гармонист Сергей Алиевич Попов. Все женщины на протяжении трудовой жизни неразлучно были связаны с колхозом «Путь к коммунизму». Возраст участниц от 55 до 80 лет. В репертуаре группы русские народные песни и песни на собственные стихи и музыку. Любимый жанр – частушки, большую часть которых группа сочиняет сама.
«Частушка» - самый желанный гость поселенческих и районных мероприятий. За любовь к русской песне, удивительно красивое ее исполнение, «Частушка» в декабре 2005 года по специальному приглашению секретаря Поморского землячества в Москве Б.А. Гагарина побывала в столице нашей Родины, выступала в академии Управления МВД на празднике, посвященном 10-летию Поморского землячества в Москве.
Значимым событием для фольклорной группы стало участие в съемках фильма «Бабуся» киностудии «Ленфильм». Именно в доме Н.В. Просвирниной снимались некоторые сцены для картины и лились песни в исполнении «Частушки».
Завораживает всё, когда поет «Частушка»: самосшитые русские платья – сарафаны, расписные платки, сплетенные местным мастером лапти, радушие и простота в общении с певуньями и, конечно же, красивая деревенская песня, идущая от самого сердца.
На ежегодном районном фестивале «Рябиновые встречи» эта замечательная фольклорная группа практически всегда получает Гран-при.
Источники:
- Статьи из газеты «Коношский курьер»: «Деревня моя – Вельцы» (03.02.2005), «Как вельцевская бабка генерала плясать заставила» (05.01.2006), «Суслов день» (11.06.2009), «Сельский праздник стал фестивалем» (24.06.2009),
- Статья из газеты «Коношские ведомости»: «Солнце над Вельцами» (25.06.2009),
- Статья из газеты «Новый регион»: «В Вельцах угощали деревенским пивом» (02.07.2009).
[1] Заспа – крупа. (с деревенского)
[2] В начале 20 века «яишницу» готовили только те жители деревни, у которых было домашнее подворье.
[3]Пахта - сметана
[4] «Холодец» - готовить его начали уже поздней, когда стали утрачиваться традиции праздника, когда стали забывать что пища должна быть растительного происхождения
[5] «нагорье» - почти середина (центр) деревни, самое высокое место в деревне.
[6] «Кила»- означает тупик.