исследование специальных способностей (на примере учащейся ДМШ)

Дроздова Ольга Анатольевна

Данное исследование  не только диагностическое, оно  может содействовать в решении и коррекционно-педагогических задач; с его помощью можно активизировать работу с родителями , подтолкнуть их к изу­чению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность по крайней мере задуматься над этой сложной проблемой. Полученные резуль­таты могут быть очень полезны как опорная схема для наблюдений за детьми. Интересно также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволяет  создать более объективную картину направленности интересов ребенка и вы­явить зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_razvitiya_spetsialnyh_sposobnostey.docx170.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Исследовательская  работа  Дроздовой Ольги Анатольевны,

                   преподавателя ДМШ№1 им.Я.И.Гуревича г.Ржева

        по составлению   психолого-педагогического портрета учащегося.

       Индивидуальный маршрут развития специальных способностей

             на примере  учащейся музыкальной школы Анастасии М.

Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал:

 «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». 

Данное исследование  не только диагностическое, оно  может содействовать в решении и коррекционно-педагогических задач; с его помощью можно активизировать работу с родителями , подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность по крайней мере задуматься над этой сложной проблемой. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для наблюдений за детьми. Интересно также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволяет  создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявить зоны для коррекционной работы

 как с детьми, так и с их родителями

Исследование проводилось с использованием целого ряда  методик:

  1. Выявление склонностей
  2. Методика «интеллектуальный портрет»
  3. Методика для родителей: «Карта одаренности»
  4. Методика оценки общей одаренности
  5. Методика  «Общая характеристика» (разработанная в США).

 I. Выявление склонностей ученицы.

35 вопросов, начинающихся со слов «Нравится ли…»

1    -

2   +

3    +

4    -

5    +

6    +

7    -

8    -

9    -

10  +

11  -

12   -

13  +

14  -

15  -

16  -

17   -

18   -

19   +

20  +

21  -

22  -

23  -

24  +

25  -

26   -

27  +

28  +

29  +

30  -

31  +

32  -

33   +

34  +

35  -

математика, техника

гуманитарн.сфера

художеств.

деятельность

спорт

коммуникат-ть

естествознание

домашний труд

    Доминируют склонности в художественной деятельности, коммуникативной сфере, любви к природе, естествознанию. Выражен творческий тип направленности интересов. Для большей объективности проводился опрос родителей. Выявлены упущенные направления в развитии интересов Анастасии. Рекомендации оговорены с родителями.  Определены коррекционно-педагогические задачи. Это и стимулирование к физическим занятиям, серьезной работой по увлечению ученицы  литературой, чтением. Выделять родителям ребенку определенные домашние обязанности, заботу о младшем брате.

II.Методика «интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

     Познавательная сфера                           Сфера личностного развития

1.Оригинальность мышления.                   1.Увлеченность содержанием задачи

2.Гибкость мышления.                               2.Перфекционизм

3.Продуктивность.                                      3.Социальная автономность

4.Способность к анализу и синтезу.         4.Лидерство

5.Классификация и категоризация.           5.Соревновательность

6.Концентрация внимания.                        6.Широта интересов

7.Память.                                                      7.Юмор

№1

№2

№3

Ср.арифм.

№1

№2

№3

Ср.арифм.

1

3

4

0

2.3

1

4

5

5

4.6

2

4

3

0

2.3

2

5

5

5

5

3

3

4

3

3.3

3

3

4

0

2.3

4

5

4

4

4.3

4

4

5

4

4.3

5

5

5

4

4.6

5

5

4

5

4.6

6

5

4

5

4.6

6

4

3

3

3.3

7

5

5

5

5

7

4

4

4

4

Каждая характеристика оценивается по пятибалльной шкале.

 Для большей объективности « Интеллектуальный портрет»  составлялся тремя лицами, хорошо знающими ребенка. Среднеарифметические показатели дают представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу.

     График делает информацию более наглядной:

D:\Загрузки\график Model (1)-page-001.jpg

III. Методика для родителей: «Карта одаренности»

1     +

2      о

3      +

4      о

5      +

6      о

7      +

8      +

9      +

10    +

11    -

12    +

13    +

14    +

15    +

16    +

17     -

18     -

19    -

20     -

21   +

22    +

23    о

24    +

25    +

26    +

27    +

28     -

29    +

30    +

31   +

32    +

33    о

34    +

35    +

36    +

37    +

38     -

39    +

40     -

41    -

42     -

43    +

44    +

45    о

46    +

47    +

48     -

49    +

50    +

51   +

52    +

53    -

54    -

55    +

56    +

57    +

58     -

59    +

60    +

61   +

62    о

63    +

64     -

65    +

66    о

67    +

68     -

69    +

70    -

71    -

72    +

7 3    -

74    +

75     -

76    +

77    +

78    +

79    +

80    +

      5+

      5+

       4+

       5+

       6+

      6+

       7+

        6-

       7+

      5+

интеллектуальная одаренность

творческая  од.

академ.(научная)

худож.-изобразит.

музыкальная

литературная

артистическая

техническая

лидерская

спортивная

Полученные суммы баллов характеризуют оценку развития видов одаренности ученицы (ее преподавателем). Видна склонность ребенка к  музыке, другим видам искусств, артистизму. И высокий показатель лидерства очень важен в творческой деятельности, в инициативе общения со сверстниками.

IV. Методика оценки общей одаренности.

Девять характеристик, наблюдаемых у одаренных детей:

п/п

Качество

Отметка по результатам нескольких взрослых

Средне

арифметич

1

любознательность

5

4

4

5

3.5

2

сверхчувствительность  к проблемам

3

5

5

3

4

3

способность к  прогнозированию

3

4

4

5

4

4

словарный запас

4

5

3

5

4.25

5

способность к оценке

5

5

4

5

4.75

6

изобретательность

3

4

4

4

3.75

7

способность рассуждать и мыслить

5

5

4

5

4.75

8

настойчивость

5

4

5

5

4.75

9

перфекционизм

5

5

5

4

4.75

Поставленные показатели можно отобразить на графике:

D:\Загрузки\Чертеж1 Model (1)-page-001.jpg

V. Характеристика  ученика.

Общая характеристика методики.(разработанная в США).

Систематизирует представления о разных сторонах развития ребенка.

1.Учебные характеристики

2.Мотивационные характеристики

3.Творческие характеристики.

4.Лидерские характеристики

Здесь, полученные знания об ученице , помогают учителю выстраивать взаимоотношения на уроке, мотивацию работы.

Конечно, и к работе учителя появляются определенные требования.

Наиболее  ярко эти критерии выражены в американской программе  “Astor”:

Учитель должен:

  1. Быть доброжелательным и чутким;
  2. Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  4. Иметь широкий круг интересов и умений;
  5. Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  6. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  7. Иметь живой и активный характер;
  8. Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  10.  Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  11.  Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  12.  Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными  детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

       Систематическое и целенаправленное развитие образного мышления маленького музыканта, его художественной активности требует занятий

с ним по особой методике.

       В качестве принципов методики выступают:

- развитие художественных проявлений музыкальности ученика  

   (воображение, вдохновение, интуиция);

- развитие его образного мышления;

- учет его личностных особенностей;

- артистизм педагога и его любовь к ученику.

   Возникает необходимость в упражнении ребенка в перцептивных действиях, в многократных повторениях этих действий, доведении их до уровня навыков музыкальной деятельности. Столь же необходимо создание привлекательных, интересных для ученицы  условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям.

Для решения поставленных задач используется комплекс методов:

 -анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы,

 -анализ существующего педагогического опыта,

- анализ собственной педагогической деятельности,

-опытно-экспериментальная работа,

- включенное наблюдение, беседы.

   Составляются индивидуальные программы для развития  Анастасии М. Планируются  тематические занятия с возможностью реализации творческого потенциала в конкурсах, презентациях разного уровня, концерты для родителей, одноклассников и т.д. В ее музыкальном развитии важен наблюдательный, слуховой, эмоциональный опыт. Слушание музыки, посещение концертов вместе

 с родителями или сотоварищами по обучению помогают создать комфортное окружение, доверительные отношения.

Конечно, индивидуальный маршрут составляется как минимум на учебный год (краткосрочный), в то же время с прицелом на весь курс обучения (перспективный). Для краткосрочного подбирается музыкально-исполнительский репертуар соответствующий сегодняшним навыкам, а в перспективе планируем вырастить культурного любителя музыки (или профессионального музыканта), привить вкус  

к истинно-прекрасному, чтобы из маленького семечка одаренности получить прекрасный плод- хорошего человека!

                                                         

преподаватель фортепиано Дроздова О.А.

15.04.2015г.