УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Условия формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_formirovaniya.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система традиционного образования.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который бы видел проблемы, творчески подходил к их решению, владел современными методами поиска, умел сам добывать знания. Поэтому приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов,
требующие ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На уровне государства были проведены ряд действий по развитию системы образования, рассмотрены и приняты в 2009г новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) начального школьного образования[2], и введены в 2010г Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре дошкольного образования, которые стали важным этапом преемственности дошкольных учреждений и школы.
Универсальные учебные действия (УУД) разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является
системно - деятельностный подход на основе работ: Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
Самое главное, на данный момент, то, что образовательный стандарт второго поколения ставит перед педагогами новые цели. Теперь, начиная со старшего дошкольного возраста, педагоги должны учить, не только читать и считать, но и прививать обучающимся две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
В связи с этим изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий. Возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в дошкольном образовании.
В Доме детского творчества г. Таганрога разработан и апробируется экспериментальный проект «Формирование базовых основ универсальных учебных действий у обучающихся старшего дошкольного возраста». Требования к формированию универсальных учебных действий личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов, и осуществляются в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Участие нашего педагогического коллектива в работе по данному направлению показало, что формирование универсальных учебных действий у дошкольников не может быть обеспечено только содержанием образовательных программ. Нам хотелось бы видеть наших выпускников готовыми и адаптированными к школе, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачивая своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка, педагоги отдела стараются строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, адаптивных навыков к современной школе.
Педагогами отдела были рассмотрены позиции требований стандартов к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе и определены оптимально возможные критерии для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, модель формирования личностных УУД у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:
- мотивацию;
- нравственно-этическую оценку.
Мотивация:
-дошкольник осваивает роль ученика;
-на данном этапе формируется интерес (мотивация) к учению;
-закладываются желания выполнять учебные действия;
-дошкольник проявляет фантазию, воображение при выполнении учебных действий.
Нравственно-этическая оценка:
-на данном этапе детям прививается смысл понятий «добро», «Родина», «природа», «семья»;
-умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм;
-действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
-формирование личного, позитивного эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
Модель формирования регулятивных УУД у детей старшего дошкольного возраста представляет собой:
- целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- оценку — выделение и осознание обучающимся качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляцию как способность дошкольника к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Модель формирования познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:
- общеучебные;
- логические.
Общеучебные универсальные действия:
-дошкольник умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты;
-умеет использовать предметные заместители;
-умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами, увиденное и свое отношение к нему.
Логические действия включают в себя:
-способность и умение детей производить простые логические действия (сравнение, обобщение и др.);
-производить составные логические операции (с использованием различных логических схем);
-использовать знаково-символические средства.
Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, развивает наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Модель формирования коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста представляет собой действия по постановке вопросов:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-владение вербальными способами коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
-владение невербальными способами коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
-умение работать в парах и малых группах.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе школ Развивающего центра, реализующих комплекс стандартного набора предметов: «Развитие речи», «Математика», «Логика», «Английский язык», «Музыка», «Хореография», «ИЗО», «Окружающий мир», «Этика», «Риторика» осуществляется в контексте комплексного усвоения обучающимися старшего дошкольного возраста предметов.
Каждый предмет в зависимости от содержания и способов организации обучающей деятельности раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Поэтому, говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность и самостоятельность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития.
В рамках экспериментального проекта «Формирование базовых основ универсальных учебных действий у обучающихся старшего дошкольного возраста» апробированы и внедряются в педагогическую практику разнообразные формы занятий: занятие-исследование; занятие-конференция; занятие – игра (КВН, путешествия и т.д.); предметные праздники; интегрированные занятия.
Занятие – исследование: обучающиеся подготавливали презентации своей семьи в форме короткого выступления, выражали в рисунках, в поделках, а затем совместно с родителями выполняли конкурсные исследовательские работы на тему «Мир моей семьи» в номинациях «Мир моей семьи в фотографиях», «Мир моей семьи в электронных презентациях».
Занятие-конференция: было проведено по предметам «ИЗО», «Окружающий мир», «Развитие речи», что показало эффективность в обучении детей сотрудничеству, формированию познавательной активности, реализации способности передавать свои знания сверстникам. Например, занятие по предмету «Окружающий мир» - «Жизнь животных» проводилось в форме пресс – конференции с элементами театрализации и музыки (группа детей была распределена на «животных» и «журналистов»). Ребенок «Медведь», «Лиса» отвечали на вопросы «журналистов» - Как тебя зовут? - Где ты живешь? - Чем ты питаешься? и т.д. При этом важно, отметить, что каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение и показать уровень ориентированности в понятиях «живой» и «неживой» мир.
Особенность организации занятий – игра заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования. В процессе игры использовались следующие приёмы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, отработки схемы исследований, интеллектуальная разминка, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера.
Предметный праздник в школах Развивающего центра проводится один раз в месяц для закрепления материала, в форме творческих презентаций групповых тематических проектов «Путешествие в страну Математика», «По дороге к Азбуке», «Играем вместе», «Этикет», «Светлый праздник: Пасха» и др.
В качестве отслеживания уровня проявления обучающимися старшего дошкольного возраста личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД проводятся диагностические занятия[1]:
Например, для диагностики личностных УУД предлагаются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов занятия;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации.
Для диагностики познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- «цепочки»;
- работа с разного вида таблицами;
- «пластилинография», «природные материалы».
Для диагностики регулятивных УУД предлагаются следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- заучивание материала наизусть;
- «ищу ошибки»;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики коммуникативных УУД предлагаются следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- групповая работа по составлению и решению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Таким образом, реализация проекта «Формирование базовых основ универсальных учебных действий у обучающихся старшего дошкольного возраста» доказала возможность формирования УУД у детей старшего дошкольного возраста при учете следующих условий:
1.Сформированности инновационного опыта у педагогов дополнительного образования.
2.Адаптации модели образовательного стандарта формирования УУД под обучающихся старшего дошкольного возраста.
3.Тесного сотрудничества с родителями в совместной деятельности по развитию личности ребенка и обеспечения его готовности к обучению в современной школе.
4.Обновления содержания образовательных программ с учетом нового прогнозируемого результата.
5.Внедрения в образовательный процесс активных форм и методов работы, элементов инновационных технологий: игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных.
6.Реализации психолого – педагогических условий поддержки процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся старшего дошкольного возраста и проведения предметной, текущей и итоговой диагностик.
Библиографический список
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.
2. Режим доступа: http://standart.edu.ru/