Взаимодействие школы и социума в формировании социально-значимых ценностей учащихся
Школа,социум,семья-вот три неразрывно связанных между собой звена, обеспечивающие воспитательное воздействие детей в процессе их разнообразной деятельности во внеурочное время. Роль каждого из них очень велика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Процесс воспитания во внеурочное время | 692.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Меньшикова Надежда Васильевна
ГБОУ СОШ №875 г. Москвы
Проспект Вернадского, дом 101, корпус 5
Тема: «Взаимодействие школы и социума в формировании социально-значимых ценностей учащихся».
Школа на сегодняшний день продолжает оставаться одним из основных звеньев взаимодействия с внешней средой культуры.
Одной из приоритетных задач школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка.
Обществу нужны образованные, мобильные люди, которые могут самостоятельно принять решение в ситуации выбора, а также готовые к межкультурному взаимодействию.
Но в нынешней ситуации воспитать всесторонне развитую личность, поистине нового Человека, нелегко. И нельзя забывать о том, что семья играет главную роль в формировании всесторонне развитой личности.
Школа, социум, семья – вот три неразрывно связанных между собой звена, обеспечивающие воспитательное воздействие на детей в процессе их разнообразной деятельности во внеурочное время. Роль каждого из них очень велика.
Условием интеграции семьи, школы и социума рассматривается педагогическое обеспечение учителей и родителей, владеющих соответствующими знаниями, умениями. А также их личностными качествами (целостность, открытость, стремление к саморазвитию, толерантность, выдержанность, готовность к партнёрским отношениям).
Именно в условиях интеграции происходит формирование социально зрелой, жизнеспособной личности.
Школа – создаёт условия для всестороннего развития личности. Готовит учащихся к взрослой жизни, развивает индивидуальные способности каждого.
Повышая значимость обучения, школа даёт жизненные ориентиры учащимся. Использует наиболее оптимальные средства сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создаёт благоприятные условия для формирования основ здорового образа жизни. Взаимодействие школы и семьи обеспечивает эффективность работы по повышению роли семьи в воспитании детей. Решает проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, реабилитации, социализации. Воспитывает гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций, несёт ответственность за судьбу своего народа и его культуру.
Социум - обеспечивает творческие потребности учащихся, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определённого направления. Это кружки, секции, студии, сеть дополнительного образования. Сотрудничество с социальными институтами, структурными подразделениями комплекса. Приказом Департамента образования города Москвы от 24.04.2013г.№180 ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа №875 реорганизуется путём присоединения пяти детских садов района «Тропарёво-Никулино». Воспитанники структурных подразделений стали частыми гостями нашей школы. Ребята посещают занятия по курсу социализации и адаптации к школе. Отделение доп. образования проводит для дошколят праздники, организует конкурсы, представления, спортивные мероприятия.
В школе действует ряд клубов различной направленности.
Направленность | Объединение коллективов |
Художественно-эстетическая | Волшебный мир бисера Семейный клуб «Иван да Марья» при школьном музее традиционной тряпичной куклы «Берегиня» Студия изобразительного искусства «Волшебные краски» Вокальная студия авторской песни «Эхо» Студия художественного творчества «Полёт фантазии» Студия театра мюзикла |
Физкультурно-оздоровительная | Спортивно-танцевальный коллектив «БЭМС» Футбольная секция « В спорте все равны» Секция волейбола Секция настольного тенниса |
Культурологическая | Секция французского языка Секция Диалог культур. Российские немцы в истории и культуре Москвы. |
Экскурсионная | Экскурсионная деятельность |
Туристско-краеведческая | Клуб экспедиционного туризма и краеведения ( с основами военно-спортивной подготовки) |
Проектная деятельность | ЛЕГОТЕКА |
Эколого-биологическая | Кружок флористики |
Естественнонаучное | Проектная деятельность |
Дополнительное образование создаёт условия для разностороннего развития личности. Является источником мотивации учебной деятельности, даёт глубокий эмоциональный заряд.
Наша школа более 30 лет является экспериментальной площадкой Института художественного образования Российской академии образования ИХО РАО и активно сотрудничает с институтом, внедряя в практику обучения интегрированные методы технологии обучения.
С 2012 г. Школа является базовым учреждением Городской Инновационной площадки (ГИП) по Инженеризации образования и подготовки кадров для высокотехнологических отраслей экономики.
В рамках площадки проводятся экскурсии, лекции. Школа активно участвует в фестивальной площадке «Возможности и перспективы прикладного инженерно-технического образования»
Школа принимает участие в различных социальных проектах, сотрудничает со всеми общественными организациями округа и города. Это:
- ЦВР «Синегория» Центр по взаимодействию с детскими общественными организациями и органами ученического самоуправления Западного округа города Москвы;
- Республиканская Детская Клиническая больница. Ребята средней школы взяли шефство над пациентами РДКБ. Уже более двух лет проводятся благотворительные масленичные и пасхальные ярмарки, в которых участвуют дети и родители. Все вырученные средства передаются детям РДКБ. Также на вырученные деньги покупаются игрушки для «Коробки Храбрости», которые дети получают в процедурном кабинете после проведения процедур;
- Детская школа искусств «Вдохновение»
Педагоги школы проводят занятия художественной направленности: «Фортепиано», «Сольфеджио», «Актёрское мастерство», «Хор», «Элементы танца». Мы часто получаем от родителей слова благодарности, что обучение детей музыкой проходит в здании школы;
- Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, который оказал содействие в проведении 35-летнего юбилея школы;
- ЦВР «Март»;
- Городской центр Московского городского дома творчества детей и молодёжи;
- Совет ветеранов « Тропарёво-Никулино»;
- ЦВР «Раменки»;
- Детский парк «Фили» ЗАО г. Москвы;
- Центр образования «Лидер»;
- ГБОУ СОШ №324 «Жар птица» периодически радует нас своими выступлениями;
- Интернат №44
Ребята нашей школы еженедельно навещают ребят из интерната. Проводят праздники, организуют совместный досуг;
- Детская поликлиника №119
Врачи поликлиники оказывают не только медицинскую помощь нашим воспитанникам, но и проводят с учащимися школы тематические беседы по предупреждению многих заболеваний. Со старшими школьниками проводят обучающие тренинги «Оказание неотложной помощи», а также беседы, которые помогают ребятам подготовиться к взрослой жизни;
- Наркодиспансер №8
Также сотрудники диспансера рассказывает ребятам о законах здорового образа жизни;
- Комбинат питания «ЛАГОРИФМ», предоставляющая продукты питания, провела с ребятами первых классов «День сладкоежки»
Дети с нетерпением ждут блинов на Масленицу;
- Немецкая школа Deutsche Schule Moskau
Дружба с немецкой школой связывает нас более 40 лет. Совместно проводятся праздники, выездные мероприятия, участие в постановке театральных спектаклей;
- Кинологический центр группы «СТАРК Безопасность» Два расчёта группы осуществляют охрану всего комплекса;
- МЧС
Сотрудники ежегодно проводят практические семинары и лекции с детьми всей школы;
Семья
Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи». Поэтому педагогический коллектив нашей школы тесно сотрудничает с семьёй каждого ученика. Нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется посредством следующих направлений:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (тематические классные собрания, школьные мероприятия, изготовление декораций, костюмов для актёров, подбор музыки для спектакля)
- Реализация социальных проектов (походы, благотворительность, рисунки в поддержку болеющих детей). Обустройство территории, социальная реклама «Фестиваль», организация и проведение «Родительских капустников»;
- Совместная деятельность с управляющим советом школы. Совсем недавно школу посетили представители городской администрации. Мэр города Сергей Семёнович Собянин отметил успешность, открытость работы управляющего совета школы.
И в заключении хочется отметить, что каждый институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания. У каждого из них свои цели и задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно решить задачи социального становления личности. К чему с большим успехом стремятся наши педагоги.
Литература:
- Климова Т.В., Воронцов Д.В.- Формирование личностной готовности к интеграции в социум выпускников специальных общеобразовательных учреждений.//Известия ПГПУ им. Белинского.2010 №16(20)с.132-140
- Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие / Под ред. М.И.Рожкова.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-280с.-(Воспитание и образование детей) с.11-41
- Сулейманова Ж.А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения. 2012 Педагогика: традиции и инновации: материалы с. 27-34
- Школьный музей – открытая система. Теория и практика// Серия «Поликультурное образование в Москве».-М.: Центр «Школьная книга». 2009.-176с. С.6-13