Методическая разработка интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»
Методическая разработка интеллектуальной игры
«Олимпиада начинается в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_v_shkole.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского юношеского творчества Московского района г. Санкт- Петербурга
Методическая разработка интеллектуальной игры
«Олимпиада начинается в школе»
Материал предоставляется к разделу: Методическое сопровождение образовательного процесса: Совершенствование спортивного образования в области знаний о спорте и олимпийском движении.
Авторы:
Бровченко Анна Борисовна (brovchenko.anna@gmail.ru ), педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
Фоменко Светлана Васильевна (fomenko_sv@mail.ru ), педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Методическая разработка интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе».
Материал предоставляется к разделу: Методическое сопровождение образовательного процесса: Совершенствование спортивного образования в области знаний о спорте и олимпийском движении.
"Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Смесь спорта с культурой и образованием – Олимпийское движение – стремится к созданию образа жизни, основанного на радости, строящейся на усилиях, просветительском значении хорошего примера и уважения универсальных основополагающих этических принципов" ("Олимпийская хартия", Основные принципы, пункт 1.)
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что это особое событие, происходящее раз в четыре года, которое вносит существенный вклад в распространении информации о культуре и мировоззрении разных стран и уважении к ним. Олимпизм, как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля люде , их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание- служение человеку, личности, обществу. В 2014 году в Сочи прошли XXII Олимпийские зимние игры, они стали рекордные по целому ряду показателей. У нашей страны великое прошлое. Нам есть чем гордиться. Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских играх, и особенно, Паралимпийских – все это, собранное воедино должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом признак гражданской зрелости.
Исходя из вышесказанного, мы разработали игру «Олимпиада начинается в школе». Предназначена эта игра для учащихся 6-8 классов.
Значимые моменты в организации игры:
- Игра носит соревновательный характер;
- Задания игры позволяют в живой интересной форме активизировать знания и представления учащихся по истории Олимпийских игр.
- Подготовка к игре для учащихся заключается в формировании команды и подготовке по заданным темам, касающихся Олимпийских игр;
- Этапы игры построены следующим образом: от сложных, значимых моментов к более простым, понятным, интересным;
- Все задания выполняются коллективно участниками команды;
- По времени игра рассчитана на 45-60 минут;
- Для удобства организации игры на различных её этапах создана мультимедийная презентация, которая представляет зрительный и музыкальный ряд при выполнении ряда заданий, что облегчает деятельность ведущего и участников игры.
На основе этой игры создана методическая разработка, которая включает в себя все необходимые материалы для её организации, что позволит любому заинтересованному педагогу без больших проблем и сложностей воспользоваться всеми предоставленными материалами.
Цели интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»:
- Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний об истории проведения олимпийских игр, о возникновении олимпийского движения;
- Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы;
- Формирование у учащихся представления о ценностях Олимпизма и Паралимпизма.
Задачи интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»:
- Создать у учащихся представления об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;
- формировать у учащихся потребности к спорту, здоровому образу жизни;
- развить у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине и гордости за олимпийские результаты;
- расширить знания по истории олимпийских игр.
План интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»:
- организационный этап (5 мин);
- операционный этап (35 мин);
- аналитический этап (5 мин).
Условия интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе»: 4 команды по 10-12 человек.
Ход интеллектуальной игры «Олимпиада начинается в школе »:
Ведущий. В старину, в античном мире,
Двадцать шесть веков назад,
Города не жили в мире,
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и силён;
Для сражений мирных будет
Полем боя – стадион!
Здравствуйте, дорогие друзья. Недаром я начал свое выступление с такого стихотворения. Эти строки посвящены Олимпиаде, как в принципе и наша интеллектуальная игра .
Глашатый (голос). Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию.
Ведущий. Сейчас вы услышали голос глашатого, и это не просто так. Ведь именно такими словами на территории всей Древней Греции устанавливался мир, запрещались раздоры и войны, а в Олимпию начинали съезжаться и сходиться тысячи зрителей и сотни участников изо всех полисов Эллады, включая колонии. Итак, глашатый прокричал, мы все здесь собрались, и значит, мы начинаем.
Звук фанфар.
Ведущий. Для Начала мы ещё раз поприветствуем наши команды.
Представление команд.
Ведущий. А теперь наших уважаемых судей- жюри.
Представление жюри.
Ведущий. Теперь, когда мы с вами познакомились, двигаемся дальше. В Древней Греции проходили игры пять дней, в первый день приносили жертвы богам и давали клятвы у алтарей. Текст олимпийский клятвы, которую на сегодняшний день произносят спортсменом страны, где проводятся Олимпийские игры , была разработана в 1913 году Пьером де Кубертеном, а произнесена в 1920 . Кто-нибудь знает её текст?
Если у какой-нибудь команды есть правильный ответ, то он засчитывается команде, как 10 баллов.
Текст этой клятвы вы видите сейчас на экране.
Текст клятвы: « От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд ».
Ведущий. На нашем состязании будет тоже клятва, и вы наши команды по очереди будете произносить её. Готовы?
Текст клятвы команд: «От имени нашей команды я обещаю, что мы будем участвовать в этих играх , уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно творческом духе, во славу спорта и во имя чести своей команды!».
Команды произносят текст клятвы.
Ведущий. Но не все так просто, ведь клятву произносили не только спортсмены. Но и судьи, элланодики, как их называли в Древней Греции. По предложению Олимпийского комитета СССР в 1968 МОК включил в Летние и Зимние Олимпийские Игры, произносится после Олимпийской клятвы спортсменов судьей из страны, где проводятся игры. Текст этой клятвы вы видите на экране.
Текст клятвы судей : «От имени всех судей и официальных лиц, я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе ».
Ведущий. Не будем отходить от традиций и за клятвой наших спортсменов, клятву будут произносить судьи.
Клятва судей. « От имени судей и официальных лиц, я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности на этих играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся».
Произносят судьи.
Ведущий. А теперь переступим к нашему интеллектуальному состязанию. Внимание на экран. Вы видите табло, на котором присутствуют шесть категорий, в каждой категории по пять вопросов. Если отвечаете правильно на вопрос, вам присваиваются баллы того вопроса на который ответили , если не правильно, то нет. Категории поделены на темы «Россия Олимпийская» , в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся олимпийского движения в современной России. «Знай наших» - в этой теме мы затрагиваем вопросы, касающиеся олимпийского движения в Советском союзе. «Олимпийские игры древности»- в этой теме мы затрагиваем вопросы, касающиеся истории зарождения олимпийских игр. «Олимпийская мозаика»- в этой теме мы затрагиваем вопросы, касающиеся основных принципов (ценности) олимпизма. «Олимпийская азбука»- в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся возрождения олимпийского движения . « О, Спорт ты- мир!» - в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся- краткая характеристика видов спорта, входящих в программу зимних и летних Олимпийских игр . В вопросе на пятьдесят баллов зашифровано задание для всех команд, не только для той, которая выбрала эту категорию. Итак, команды готовы? Приступаем. Внимание на экран.
Игра.
I. Россия Олимпийская- в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся олимпийского движения в современной России.
10. Первая в истории наших команд женщина-знаменосец (Мария Шарапова)
20. Какой персонаж мультфильма стал талисманом сборной России на Олимпиаде 2004? (Чебурашка)
30. Президент Олимпийского комитета России ? (Александр Дмитриевич Жуков)
40. Какое место в медальном зачете заняла сборная команда России на Олимпиаде в 2012 году? (четвертое)- 82 медали : 24 золотых, 26 серебряных, 32 бронзовых.
50. Тема задания: XXII Олимпийские игры в Сочи - 2014.
В этом задании ведущий выдает таблички , на которых написано : верю или не верю. Из команды выбирается пара. Время для подготовки ответа по каждому вопросу – 5 сек. Задается по 10 вопросов. По сигналу ведущего поднимают таблички с надписями «да» или «нет». Правильный ответ – 1 балл. Паре, не поднявшей табличку или давшей неправильный ответ, баллы не начисляются. Максимальное количество баллов за конкурс – 10.
II. Знай наших - в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся олимпийского движения в Советском союзе.
10. На Олимпиаде в Москве был проведен забег для всех желающих на «Олимпийскую милю». А какова была длина этой дистанции?
(1980 м. – год проведения Олимпийских игр в Москве.)
20. В истории спорта СССР первый олимпийский чемпион –?(Нина Пономарева.)
30. В каком году команда СССР дебютировала на зимних Олимпийских играх :?(1956 г на 7-х зимних Олимпийских играх в Кортина-д Ампеццо,Италия)
40. Первым представителем СССР в Международном олимпийском комитете был: ( Константин Александрович Андрианов)
50. Тема задания : Гордость СССР.
Каждой команде ведущий раздает два листа А4 , на одном написаны знаменитые спортсмены- олимпийские чемпионы СССР и вид спорта. Второй лист бумаги чист. Участники должны на втором листе написать, в какой области спорта этот чемпион завоевал олимпийскую медаль.
III. Олимпийские игры древности- в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся истории зарождения олимпийских игр.
10. Когда состоялись первые Олимпийские игры Древней Греции? (В 776 г. до н. э.)
20. В Элладе соревновались в беге на один стадий. Дистанцию, по преданию, бегунам размечал сам Геракл. Чем он отмерял расстояние?
(Ступнями: стадий приблизительно равен 600 ступням, или 192 м 27 см.)
30. История донесла до нас имя победителя первых Игр – быстроногого повара из Элиды. С этого имени начинается история олимпийского движения. Назовите его.
(Корэб – повар из Элиды или Норэб)
40. Во время Олимпийских игр объявлялось Священное перемирие. Нарушалось ли оно в Древней Греции?
(Да. В 36 г. до н. э. аркадийцы захватили Олимпию. Греки, разгневавшись, надолго запретили им участвовать в Играх.)
50. Тема задания: Знатоки истории.
Ведущий раздает на листах бумаги текст на тему «Олимпийские игры древности»,участникам нужно внимательно прочитать и найти ошибки и подчеркнуть их.
IV.Олимпийская мозаика- в этой теме мы затрагиваем вопросы касающиеся основных принципов (ценности) олимпизма.
10. В каком городе находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета?(Лозанна, Швейцария.)
20. Когда впервые на Олимпийских играх появился олимпийский флаг ?( 1920 года в Антверпене (Бельгия).
30. Как зажигают олимпийский факел?(На факел направляют пучок солнечных лучей, собранных при помощи системы линз и отражателей)
40. Кому, согласно Олимпийской хартии, предоставляется честь организации Олимпийских игр: городу или стране?
(Городу. Кандидатура города должна быть поддержана правительством страны.)
50.Задание: БЛИЦ –ТУР.
В течении минуты каждой команде будет задано по 10 вопросов, нужно успеть за это время на них ответить.
V.Олимпийская азбука- в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся возрождения олимпийского движения .
10. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры?
(Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен.)
20. В каком году прошли I зимние Олимпийские игры?
(В 1924 г., Шамони, Франция.)
30. Эта церемония привычна для зрителей современных Олимпиад. Однако впервые она состоялась IV Олимпийских играх в Лондоне (1908 г.). О какой торжественной церемонии идёт речь?
(Прохождение команд торжественным маршем под флагами своих стран.)
40. Во время Олимпийских игр 1912 года в Париже по примеру древнегреческих Олимпиад был проведен конкурс искусств. Назовите произведение, удостоенное золотой медали на этом конкурсе, и его автора.
(«Ода спорту» Пьера де Кубертена.)
50. Тема задания: Важные даты
Каждая команда получает лист бумаги, на котором изображена таблица с датами и событиями , связанных с олимпиадами. Задание - найти соответствие между спортивным событием и временем его проведения.
VI. О, Спорт ты- мир! - в этой категории мы затрагиваем вопросы, касающиеся- краткая характеристика видов спорта, входящих в программу зимних и летних Олимпийских игр .
10. Сколько видов спорта входило в программу первых возрожденных Олимпийских игр в 1896 г.? (9)
20. Когда в олимпийской программе появилась женская тяжёлая атлетика?
(В 2000 году на Олимпийских играх в Сеуле.)
30. В каком олимпийском водном виде спорта выступают только женщины?
(Синхронное плавание.)
40. Хозяевами какой Олимпиады было позволено включить дзюдо в программу Игр?
(XVIII Олимпиады в Токио, 1964 г.)
50.Задание: Тест.
Каждой команде на стол выдается тест, который включает в себя десять вопросов, нужно выбрать правильный ответ.
Ведущий. А сейчас слово для подведения итогов, мы передадим нашим элланодикам.
Жюри подводят итоги.
Ведущий. Я думаю, что не стоит расстраиваться, если вы не показали сегодня высоких знаний в теории, вы ведь можете наверстать упущенное и прочесть, изучить. Ведь даже существует неофициальный девиз олимпийских игр и гласит он, что «Главное не победа, а участие». Так что до новых встреч, друзья.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов- очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека.