Взаимодействие с коллегами
Взаимодействие с родителями, коллегами и рабтниками других сфер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_vospitatelya_s_roditelyami.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие воспитателя с родителями,
коллегами, представителями других сфер.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.
В современных условиях взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения рассматривается как партнерство в интересах ребенка, где ответственность за его образование, развитие и воспитание разделена между партнерами. В начальный период обучения в школе родители и организация жизни ребенка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей. В связи с этим часто родителям может быть необходима поддержка педагога в воспитании детей. Учитель в свою очередь должен осознать, что без активного участия родителей в жизни класса нельзя ожидать положительных результатов в его деятельности.
Организация совместной работы с родителями должна выстраиваться именно на ступени начального общего образования, так как активные формы работы с родителями с самого начала позволяют им осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Образовательно-просветительская деятельность включает изучение типов семей и приемов улучшения взаимодействия с ними, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы, организацию родительского всеобуча, индивидуальные консультации, организацию встреч с врачами, психологами, работниками библиотеки, опытными родителями, другими учителями.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ.
* Урок – наблюдение за деятельностью педагога и детей.
* Урок – соревнование детей и родителей.
* Уроки совместного изучения информационных технологий.
* День открытых уроков.
Алгоритм рефлексивного анализа:
- удовлетворены ли вы оформлением класса, отношениями между учениками класса, взаимоотношениями учителя с учащимися?
- полную ли информацию вы получили об успехах и затруднениях своего ребенка?
- какой характер затруднений был отмечен?
- в какой помощи со стороны учителя вы нуждаетесь?
- что особенного и положительного вы можете отметить в работе учителя с детьми, что удалось реализовать?
- что можно было бы улучшить?
- в чем вы видите совместную работу родителей с учителем класса?
* День открытых дверей.
* Театрализованные представления и драматизация.
* Университет педагогических знаний.
* Лекция.
* Конференция.
* Практикум.
* Педагогическая дискуссия.
* Посещение семьи.
* Переписка с родителями.
* Родительское собрание.
* Школьное самоуправление (родительский комитет).
* Ролевые игры.
* Индивидуальные тематические консультации.
* Родительские чтения.
* Родительские тренинги.
* Совместные экскурсии, поездки в театр и т.д.
ФОРМЫ ДОСУГА: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотров, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями, спортивные секции .
Вряд ли будет ошибкой сказать, что не менее двух третей родителей испытывают трудности в воспитании своих детей потому, что не умеют создать педагогически целесообразный уклад жизни семьи.
Для преодоления этих трудностей в школе есть специалисты в области педагогики, психологии, медицины и права перед ними стоят следующие задачи:
- изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семей с различным жизненным укладом.
- диагностировать социально-психологические и педагогические ситуации в семье.
- помогать семье адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.
- вести профилактическую и коррекционную работу с семьей, ребенком.
- оказывать психолого-педагогическую поддержку людям с лабильной нервной системой.
- содействовать оздоровлению семьи.
- способствовать повышению психолого-педагогической культуры семьи.
- защищать интересы ребенка.
- устанавливать контакты с другими учреждениями для оказания более эффективной защиты ребенка, вплоть до изоляции ребенка из неблагополучной семьи.
Работа с родителями начинается с тщательного изучения семьи, используются различные методы: наблюдение, посещение семей, составление социального паспорта, система характеристик, опросы родителей и детей, беседы, анкетирование, творческие работы детей.
Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.
Взаимодействие с коллегами.
- Педагогические мастерские (совместная разработка уроков, модулей, коллекций)
- Мастер классы и дистанционные курсы (ведение совместного мастер - класса, курса; участие в мастер - классах, обучение на курсах)
- Интернет – проекты.
- Профессиональные конкурсы (представление собственного материала; участие в экспертизе представленных материалов)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
Тема : «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Цель :
определить перспективы работы родительского коллектива класса на год, избрать родительский комитет класса.
Форма:
деловая игра.
Участники:
родители класса, классный руководитель.
Подготовительный этап:
персональные приглашения для родителей, анкетирование родителей.
Анкета для родителей
- Ф.И.О.(полностью)отца, матери.
- Домашний адрес, телефон.
- Место работы, должность, телефон.
- Жилищные условия семьи.
- Сколько детей растет в семье?
- Есть ли у школьника в квартире рабочее место?
- Интересы, увлечения семьи.
- Как в семье организован досуг детей и родителей?
- Какую помощь в воспитании детей класса вы могли бы оказать?
Оборудование, оформление:
Игра проводится в подготовленном помещении. Для каждой игровой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, сиденья, бумага, фломастеры). Столы располагаются в комнате по кругу, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. К доске прикрепляется плакат с изображением «дерева успеха».
Ход собрания.
Вступительное слово учителя о целях собрания.
Каждая группа из 4-5 человек формируется по желанию.
1-й этап: «Разминка»
В ходе разминки родителям предлагается продолжить фразу: «Младший школьник – это …». Ответы родителей фиксируются на листе ватмана. В результате коллективного творчества получается собирательный образ младшего школьника.
2-й этап: «Корзина» проблем
Каждая группа родителей определяет круг проблем воспитания, которые они хотели бы обсудить в предстоящем учебном году. Все предложения от групп передаются учителю, и он на листе ватмана их фиксирует (во время работы групп звучит легкая музыка).
3-й этап: Заполнение «Дерева успеха».
«Дерево успеха» - это своеобразный перечень совместных дел родителей и детей в предстоящем году. Каждая группа заполняет свои предложения на «листочках» и прикрепляет к « дереву». В результате совместной деятельности родителей, учителя формируются предложения в общеклассный план воспитательной работы.
4-й этап: Выборы родительского актива, решение организационных вопросов.
В заключение собрания классный руководитель предлагает родителям памятку, которая им поможет в воспитании детей.
Советы родителям
«Десять ошибок в воспитании, которые все когда –нибудь совершали»
1. Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Мнение психолога («Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».)
- Безразличие
«Делай, что хочешь, мне все равно»
.
Мнение психолога («Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».)
- Слишком много строгости
«Ты должен делать то , что я тебе сказала, потому что я в доме главная».
Мнение психолога («Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».)
- Детей надо баловать
«Пожалуй, я это сделаю сам. Моему малышу это пока не по силам».
Мнение психолога («Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».)
- Навязанная роль
«Мой ребенок – мой лучший друг».
- Больше денег – лучше воспитание
- Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью и т.д.), я не позволю ему упустить свой шанс».
- Слишком мало ласки
«Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребенка».
- Ваше настроение
- Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению , у меня совсем нет времени для тебя».
Родительское собрание.
(встреча-знакомство в родительском клубе)
Учитель . Путешествие всегда складывается удачно, если те, кто идут рядом, хорошо понимают друг друга. Но для начала нам нужно поближе познакомиться. Предлагаю чуть-чуть передохнуть, приняв участие в игре «Весь покрытый зеленью».
Задание. Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Все, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова - и за дело.
Суть игры: это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают часть острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать на «острове», и не принятые, которым или не нашлось места на «острове», или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность.
Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.(выбор родительского комитета)
К сожалению, наша встреча в родительском клубе подходит к концу.Приятно видеть, что совсем небольшое количество времени, проведенное нами вместе, сделало атмосферу в нашем клубе чуть-чуть теплее и доброжелательней. Чтобы закрепить, оставить в нашей памяти это настроение, предлагаю всем вам «закружиться в карусели». Карусели добрых слов и пожеланий.
Задание. Подпишите свой листок в нижнем правом углу и передайте его соседу справа. У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку; добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок… но ваше обращение должно уложиться в одну - две фразы .Затем этот листок передаете соседу справа. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок. с вашими собственными именем и фамилией.
Учитель. Советую сохранить этот листочек и в трудные моменты своей родительской жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, какими вы были в самом начале своего членства в школьном родительском клубе.
Игра.
Я предлагаю вам поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте в круг. Посмотрите на соседа справа и произнесите слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Ваш сосед должен сказать что –нибудь доброе и приятное.
Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимаете настроение своим друзьям. А если у друга хорошее настроение, то и вы испытываете приятные эмоции.