Белозерова Г.М. Потенциал различных форм арт-терапии для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы V научно-практической конференции «Арт-терапия в контексте традиционной культуры» с международным участием /22-23 июня 2011 года/
СПбГУКИ. Конференция ППФ. 21-22.06.2010г.
Тема статьи :
«Арттерапевтические техники в работе с «особыми» детьми.
Соискатель СПб ГУКИ Белозёрова Г.М.
Санкт – Петербург.
Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арттерапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья. В последние два – три десятилетия, терапия искусством, синтезировав в себе большое количество направлений, психолого – педагогические методики, последние разработки медицины, начинает оформляться в самостоятельное направление с собственной методологией и разнообразием инструментария, приобретая все больший вес и большую значимость. Арт-терапия, как метод лечения посредством художественного творчества, всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями психофизического развития, и даёт положительные результаты. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, оказывая большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Арттерапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как, создаваемые ребёнком работы, объектируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений с окружающим миром.
С точки зрения Л. С. Выготского "преодоление формой содержания" не только обеспечивает катарсис, как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания ребёнком своих чувств, переживаний и их исследования, позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития» (1). На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, тревожности, от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми изотерапия и музыкотерапия, которая применяется при наличии психосоматических расстройств: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, страх, повышенная тревожность, низкая дисгармоничная, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Мухина В.С. пишет: «Когда ребенок получает возможность рисовать карандашами и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в котором линии, цвета, смешиваясь друг с другом, создают многообразные сочетания, воздействуя на эмоциональную сферу».
Изотерапия дает положительный эффект в работе с умственно отсталыми детьми, где вербальный контакт затруднен. Так как им легче выразить своё настроение, переживание с помощью цвета и других изобразительных материалов, они могут использовать изобразительную деятельность, как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Очень высока роль художественного творчества в формировании личности «особого» ребёнка, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Как утверждают специалисты, раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для творческой деятельности, в атмосфере любви, сочувствия и сопереживания. Чем скромнее выражены творческие задатки ребёнка, тем больше усилий придётся приложить окружающим его взрослым (2).
Карл Юнг в своей работе "Психологические типы" пишет: "Легко может быть, что среди запущенных функций скрыты индивидуальные ценности, неизмеримо высшие, которые, если для коллектива и не имеют большого значения, то для индивидуальной жизни являются драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни, чего он тщетно искал бы в функциях коллективных" (3).
Овладение ребёнком критерием красоты, одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Творчество служит больному ребёнку не только основой для воспитания, но и средством общения, способом передачи мыслей, переживаний. Иногда можно подумать, что он творит для самого себя, но на самом деле это не так, ребенок ищет своего зрителя и с радостью несёт к нему свой только что законченный рисунок.
Общение детей посредством творческой деятельности создаёт коллективный детский опыт. Обдумывание общих замыслов, ответственность за дело и взаимопомощь в работе - сближает ребят, способствует формированию у них положительного отношения друг к другу, отличных человеческих качеств, смелость и скромность, самокритичность и заинтересованность в успехе товарищей. Творческие работы служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях (4).
Изобразительное искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражением её в художественных образах, позволяет «особому» ребёнку ощутить мир во всем его богатстве и через виды изобразительной деятельности научиться его преобразовывать.
В настоящее время можно выделить несколько направлений, применяемых в коррекционной работе: 1)психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений развития; 2)психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы; 3)психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции; 4)социально – педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляются через определенные коррекционно-развивающие методики, используемые в рамках артпедагогики и арт-терапии.
В практике изотерапии применяются разнообразные техники и упражнения, содержание и направленность которых определяются теоретическими ориентациями авторов. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.
В зависимости от решаемых задач, реализуемых на различных этапах развертывания процесса изобразительной деятельности - выделяются четыре основных этапа:
предварительный, ориентировочный этап - исследование обстановки, изобразительных материалов;
выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования с использованием одновременного и предварительного прослушивания музыкальных произведений;
поиск адекватных форм выражения, активное экспериментирование;
развитие форм в направлении все более полного самовыражения, их конкретизация, решение конфликтной, травмирующей ситуации в символической форме.
При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как рисуночный психокоррекционный метод. Наибольший эффект для ослабления эмоций напряженности и тревожности имеют задания "Рисование пальцами", "Создание фресок", "Волшебные пятна", «Волшебные ладошки», «Дружные руки», «Разноцветные лица». Преодоление страхов, неадекватной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии, отражающемся в различных вариантах тематического и свободного рисования, моделирующем основные эмоциональные состояния (радость, злость, счастье, обида, жалость и пр.). Методика "Цветопись", реализуемая на всем протяжении коррекционных занятий, в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание.
Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и беседами даёт наиболее положительные результаты. Музыка позитивно действует на психофизическое состояние ребенка, расслабляя и подготавливая его к творческой работе. Для занятий необходимо иметь широкий выбор изобразительных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль, глину, пластилин. Карандаши, восковые мелки или фломастеры позволяют хорошо контролировать процесс рисования. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защите. Краски предоставляют большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Они способны вызвать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение.
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.
Отечественная школа арттерапии в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека и дают положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. И, чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый» ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и способен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможности его творческой реабилитации.
Литература:
1.Выготский Л.С. Психология искусства. Москва. 1965 г.
2.Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании. Москва. 2001 г.
3. Юнг К. «Психологические типы» пер. с нем. Москва 1996 г.
4. «Художественное творчество». Программа специальной коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта. СПб. Образование. 1994 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapevticheskie_tekhniki_v_rabote_s.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПбГУКИ. Конференция ППФ. 21-22.06.2010г.
Тема статьи :
«Арттерапевтические техники в работе с «особыми» детьми.
Соискатель СПб ГУКИ Белозёрова Г.М.
Санкт – Петербург.
Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арттерапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья. В последние два – три десятилетия, терапия искусством, синтезировав в себе большое количество направлений, психолого – педагогические методики, последние разработки медицины, начинает оформляться в самостоятельное направление с собственной методологией и разнообразием инструментария, приобретая все больший вес и большую значимость. Арт-терапия, как метод лечения посредством художественного творчества, всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями психофизического развития, и даёт положительные результаты. Она апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями, оказывая большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Арттерапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как, создаваемые ребёнком работы, объектируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений с окружающим миром.
С точки зрения Л. С. Выготского "преодоление формой содержания" не только обеспечивает катарсис, как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания ребёнком своих чувств, переживаний и их исследования, позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития» (1). На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, тревожности, от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми изотерапия и музыкотерапия, которая применяется при наличии психосоматических расстройств: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, страх, повышенная тревожность, низкая дисгармоничная, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Мухина В.С. пишет: «Когда ребенок получает возможность рисовать карандашами и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в котором линии, цвета, смешиваясь друг с другом, создают многообразные сочетания, воздействуя на эмоциональную сферу».
Изотерапия дает положительный эффект в работе с умственно отсталыми детьми, где вербальный контакт затруднен. Так как им легче выразить своё настроение, переживание с помощью цвета и других изобразительных материалов, они могут использовать изобразительную деятельность, как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Очень высока роль художественного творчества в формировании личности «особого» ребёнка, когда затруднены многие каналы поступления информации, угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Как утверждают специалисты, раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для творческой деятельности, в атмосфере любви, сочувствия и сопереживания. Чем скромнее выражены творческие задатки ребёнка, тем больше усилий придётся приложить окружающим его взрослым (2).
Карл Юнг в своей работе "Психологические типы" пишет: "Легко может быть, что среди запущенных функций скрыты индивидуальные ценности, неизмеримо высшие, которые, если для коллектива и не имеют большого значения, то для индивидуальной жизни являются драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни, чего он тщетно искал бы в функциях коллективных" (3).
Овладение ребёнком критерием красоты, одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Творчество служит больному ребёнку не только основой для воспитания, но и средством общения, способом передачи мыслей, переживаний. Иногда можно подумать, что он творит для самого себя, но на самом деле это не так, ребенок ищет своего зрителя и с радостью несёт к нему свой только что законченный рисунок.
Общение детей посредством творческой деятельности создаёт коллективный детский опыт. Обдумывание общих замыслов, ответственность за дело и взаимопомощь в работе - сближает ребят, способствует формированию у них положительного отношения друг к другу, отличных человеческих качеств, смелость и скромность, самокритичность и заинтересованность в успехе товарищей. Творческие работы служат основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях (4).
Изобразительное искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражением её в художественных образах, позволяет «особому» ребёнку ощутить мир во всем его богатстве и через виды изобразительной деятельности научиться его преобразовывать.
В настоящее время можно выделить несколько направлений, применяемых в коррекционной работе: 1)психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений развития; 2)психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы; 3)психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции; 4)социально – педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляются через определенные коррекционно-развивающие методики, используемые в рамках артпедагогики и арт-терапии.
В практике изотерапии применяются разнообразные техники и упражнения, содержание и направленность которых определяются теоретическими ориентациями авторов. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.
В зависимости от решаемых задач, реализуемых на различных этапах развертывания процесса изобразительной деятельности - выделяются четыре основных этапа:
предварительный, ориентировочный этап - исследование обстановки, изобразительных материалов;
выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования с использованием одновременного и предварительного прослушивания музыкальных произведений;
поиск адекватных форм выражения, активное экспериментирование;
развитие форм в направлении все более полного самовыражения, их конкретизация, решение конфликтной, травмирующей ситуации в символической форме.
При работе с детьми рисуночный метод арт-терапии используется в контексте игры как рисуночный психокоррекционный метод. Наибольший эффект для ослабления эмоций напряженности и тревожности имеют задания "Рисование пальцами", "Создание фресок", "Волшебные пятна", «Волшебные ладошки», «Дружные руки», «Разноцветные лица». Преодоление страхов, неадекватной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии, отражающемся в различных вариантах тематического и свободного рисования, моделирующем основные эмоциональные состояния (радость, злость, счастье, обида, жалость и пр.). Методика "Цветопись", реализуемая на всем протяжении коррекционных занятий, в значительной мере способствует организации ориентировки на внутренний мир переживаний и их лучшее осознание.
Программа рисуночной терапии в совокупности с музыкальной терапией и беседами даёт наиболее положительные результаты. Музыка позитивно действует на психофизическое состояние ребенка, расслабляя и подготавливая его к творческой работе. Для занятий необходимо иметь широкий выбор изобразительных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль, глину, пластилин. Карандаши, восковые мелки или фломастеры позволяют хорошо контролировать процесс рисования. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защите. Краски предоставляют большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Они способны вызвать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение.
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.
Отечественная школа арттерапии в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека и дают положительные результаты в развитии личности «особого» ребенка. И, чем бы ни занимался в своей земной жизни «особый» ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе, он заслуживает достойного существования и способен к самореализации, если окружающий мир признаёт возможности его творческой реабилитации.
Литература:
1.Выготский Л.С. Психология искусства. Москва. 1965 г.
2.Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании. Москва. 2001 г.
3. Юнг К. «Психологические типы» пер. с нем. Москва 1996 г.
4. «Художественное творчество». Программа специальной коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта. СПб. Образование. 1994 г.