Информация по использованию музейной педагогики в ДОУ

Верещагина Ирина Федоровна

Проектная деятельность. Использование музейной педагогики на базе ДОУ. Создание мини-музея "Родник истории" .Предложенный материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, селу, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятий,  знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости своего народа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_pedagogika.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи нашего народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.  

Наш детский сад в Унэгэтэе на сегодняшний день является единственным институтом, взаимодействующим с родителями и имеющим возможность оказывать определенное влияние  на семью. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и осознание будущего гражданина. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям, обычаям, начинается формироваться личность.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое – это знали люди во все времена.

   Мы получили результаты, что существует проблема, сущность которой заключается в том, что родители детей нашего дошкольного учреждения хотели бы приобщить к истории народной культуры и это приобщение должно быть непосредственно в системе дошкольного учреждения.

Актуальность этой проблемы определила название программы  с точки зрения духовно-нравственного и экологического воспитания «Найди и познай себя»  с учетом национально-регионального компонента.

  Педагогически целесообразно решать  это можно именно в детском саду. Так как на уровне семьи этого не происходит, а на базе детского сада создали  мини-музей «Русская изба» и «Бурятская юрта», в котором можно использовать наглядность, выполнять практические действия, общаться свободно с родителями и  жителями села.  Где будет происходить связь времен, будет выполняться педагогический процесс по сравнительному анализу.

   Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Мы помогаем родителям сохранить и развить любознательность детей в совместных мероприятиях.

Она организована у нас  по двум направлениям:

 1. Сделала союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе.

2. Заинтересовали и вовлекли в работу тех родителей, которые оказались пассивны.

  После участия в открытых занятиях с детьми, посиделок, календарных праздников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности у многих родителей. Объединяя усилия педагогов МБДОУ и семьи в решении поставленной цели «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям  культуры нашего народа» - организуется серия консультаций для  родителей, затем проходят встречи в избе. Хозяева  Русской избы и Бурятской Юрты – а это Акулина, Баяр и Аюна всегда занимают почетное место в поведении народных праздников. В избе и юрте отмечаются многие народные праздники: «Зимние святки», «Маслена –блиноеда» , «Сагаалган», «Встреча Весны», «Троица»  «Сурхарбан», «Семенов день».  На таких встречах обязательно присутствуют дети, наряженные в живописные костюмы, созданные руками родителей, что создает особый настрой. Вместе с куклами – атрибутами  дети показывают народные игры, поют народные песни, частушки, водят хороводы,  вовлекая в веселое соревнование присутствующих. Бабушки самые главные союзницы. Благодаря их стараниям пополняется предметами быта изба.

  Мы  применяем народные традиции в повседневной жизни детей. Потешки, пестушки, прибаутки содержат в себе нежность, такт, рациональность, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях.

  Очень интересно для детей знакомиться с малыми жанрами фольклора – пословицами, поговорками, загадками – они значительно шире и охватывают разнообразные стороны действительности.

  В памяти детей останутся семейные дневники,  составленные совместно с родителями на тему: «Корни моей семьи» с построением генеалогического древа.  Детям интересно знать свою родословную, чем они занимались.

Подведя итог, можно сказать, что дети нашего детского сада- в отличие от своих сверстников, знают об истории и культуре семейского и бурятского  народа гораздо больше:

- они умеют играть и объяснять правила  народных игр – «Салки», «Городки», «Горшки» и др.

- дети используют в активной речи фольклор (поговорки, пословицы, потешки и др.)

- умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного (сказки, легенды и др)

- отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду

- умеют соотносить,  увиденное в природе с народными приметами

- дошкольники с большим удовольствием принимают активное участие в проведении народных праздников

- дети знакомы с историей семейского и бурятского  костюма и его элементами, могут объяснить значение украшения костюма, оберегов,

- умеют различать изделия народных промыслов.

Предложенный материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, селу, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятий,  знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости своего народа.  

Ведь становление личности полностью возможно через включение в культуру собственного народа, осознание своей сопричастности не только семье, но и группе, детскому саду, селу, народу. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Вот поэтому наш коллектив использует музейную педагогику, т.к. она стимулирует творческую инициативу всего коллектива и эта новая форма работы с детьми, которая требует поиска нестандартных решений в экологическом, патриотическом, духовно-нравственном, трудовом и художественном образовании дошкольников.

  Проведение тематических праздников в МБДОУ – это хорошая, добрая традиция.

Тематический план работы музея «Родник истории»

  1. «Милости просим, гости дорогие»  (познакомить  с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре семейского и бурятского народа)
  2. «Добрые избы» (вызвать у детей интерес к крестьянской избе и бурятской юрте, дать представление об избе и юрте)
  3. «Сошьем Акулине сарафан» (познакомить  с семейским и бурятским костюмом, с  деталями костюма)
  4. «В краю старых вещей» (познакомить детей  с предметами обихода: коромыслом, деревянными ведрами, стиральной доской, угольный утюг и самовар и т.д. )
  5. «Вечера долгие, руки умелые» (познакомить с головными уборами - женскими, девичьими, мужскими, рассмотреть повязки, картуз, кокошник, учить украшать головной убор (повязку) бусинками, блестками, тесьмой))
  6. «Люби свой край и воспевай!»  (познакомить детей с костюмами и головными уборами бурятского народа, вызвать интерес и воспитывать уважительное отношение к семейскому и бурятскому народу)
  7. «Что расскажет о себе посуда» (познакомить детей  к крестьянской посудой – деревянной и глиняной)
  8. «Золотое веретено» (познакомить детей  с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины)
  9. «Наши руки не знают скуки» (воспитывать интерес к быту и изделиям народного прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, солонкой, плошками) - кружковая работа –«Волшебница – игла»)
  10. «Чудесный сундучок» (продолжать знакомство с  костюмами семейского и  бурятского народа, с его деталями)
  11. «Волшебные спицы» (познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть – овечья, козья)
  12. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» - (познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой)
  13. «Хозяйкины помощницы» (познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине – кружковая работа)
  14. «Давайте жить дружно» (познакомить детей с куклами в костюмах народов, воспитывать чувство толерантности к людям другой национальности)
  15. «Шкатулка Акулины» (познакомить с украшениями семейских женщин – нагрудными, шейными)
  16. «Ах, эта свадьба!» - познакомить детей со свадебныи костюмами и обрядом семейского народа)
  17. «Чудеса – кудеса» (познакомить  с музыкальными инструментами: балалайкой, гуслями, гармошкой, ложками, свирелью и т.д.)
  18. «Посиделки у самовара» (познакомить  с семейской и бурятской кухней – блюда, воспитывать любовь к семейской и бурятской культуре народов Бурятии)

В мини-музеях сосредоточен :

 - наглядный материал по ознакомлению с семейским  и бурятским  костюмом

- библиотечка народных сказок, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, семейских песен, потешек

-набор народных инструментов: бубен, трещотка, баян, балалайка

Разработаны:

- Картотека народных игр

- перспективное планирование,

- план работы мини-музея «Родник истории»

- конспекты занятий

  Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер.

Образовательный материал планируется разделить на блоки:

- Знакомьтесь – музей!

- Природа, которая нас окружает.

- Культура и быт народов нашего народа

- Быт и культура крестьян – переселенцев (семейские с. Унэгэтэй)

-Унэгэтэй – прошлое