технология проведения мастер-класса.

Крылова Виктория Алексеевна

Описание технологии проведения мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_provedeniya_master-klassa.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология проведения  мастер - класса»

Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, - мастер-класс, основная цель которого - передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.

Что означает понятие «мастер – класс»?

Этимология словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» — это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет.

Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы педагогов по предварительной записи и носит, как правило, платный характер.

Мастер класс - это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.

Цель: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера,  освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. 

Особенность МК как формы ПК

  • Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать,  и  научу вас».
  • Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах, но: 1)желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы подготовленные мастером и изученные участниками;

2) освоение содержания и проблематики мастер-класса  происходит на основе продуктивной деятельности всех   участников.

  • Продолжительность мастер-класса от 2 - 4-х часов до 2-3-х дней.
  • Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек.

Что необходимо учитывать при подготовке к мастер – классу?

Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Всё эти компоненты мастерства проявляются в ходе проведения мастер - классов. 

Важно не только умело показать элементы своей работы с детьми, педагогами или родителями, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты.

Перед педагогом, готовящимся к мастер - классу, стоит реальная практическая задача - поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Данное мероприятие отличается от обычных. Мероприятию присуща наглядность, подтверждающая опыт. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу - поделиться опытом за короткий промежуток времени.

Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы педагога являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на участников с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Требования к проведению мастер-класса

- в ходе МК педагог демонстрирует конкретные методические приемы, методы, методику преподавания, технологию обучения и воспитания

- МК состоит из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны, им необходимо осуществить выбор, пути исследования средств для достижения поставленной цели, выбора темпа работы

- МК всегда начинается с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме 

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса

(автор Русских Г. А)

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера

1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом

1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на республиканском, российском, международном уровнях.

1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий

2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса

3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми

Формы проведения:

- имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми).

- лекция с показом приемов

- практическое занятие

- интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия

5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Элементы технологий проведения МК (по А.В. Машкову)

а) первый этап - "индуктор". Постановка проблемной ситуации (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника МК) в виде задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания (чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное)

б) второй этап «самоконструкция» (работа с проблемным материалом). На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.

На данном этапе работа проходит в группах:

- Малые группы могут определяться мастером, образоваться стихийно, по инициативе участника

- Мастер может корректировать состав группы, регулировать равновесие методического мастерства и психических качеств участников (экстра и интровертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство)

- Мастер разбивает задание на ряд задач и группам предстоит придумать способ их решения

- Участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска

в) третий этап - "инсайт". Это внутреннее осознание участников МК неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, настраивающий на углубление в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационными источниками. Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности. 

г) четвертый этап - "рефлексия". Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе МК. Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.).

Виды рефлексии:

- рефлексия в действии

- рефлексия после действия

Примерный вариант описания мастер-класса

- Тема МК

- ФИО, должность мастера

- Полное наименование образовательного учреждения, город

- Введение (вводное слово)

- Цель, задачи, принципы организации МК

- Описание содержания, этапы МК

- Описание форм, методов, средств, используемых в МК

- Комментарии мастера по практическому использованию материала

- Заключение

- Список литературы

Примерная структура проведения МК

- выделение проблемы мастером

- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику

- объединение в группы для решения проблемы

- работа с материалом

- представление результатов работы

- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)

Критерии качества подготовки МК:

  1. Презентативность (выраженность инновационной идеи,  уровень ее представления,  культура презентации идеи)
  2. Эксклюзивность (ярко-выраженная индивидуальность)
  3. Мотивированность (наличие приемов, включающих каждого участника в активную творческую деятельность по созданию нового продукта)
  4. Технологичность (четкий алгоритм занятия  (фазы, этапы, процедуры) наличие оригинальных приемов, актуальных приемов поиска и открытия, рефлексия)
  5. Эффективность получения результатов каждым участником МК
  6.  Артистичность (педагогическая харизма, эмоциональная выразительность, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию)
  7. Общая культура (эрудиция, обращение к другим областям знаний, коммуникативная культура, стиль общения)
  8. Педагогическое мастерство
  • Степень готовности к распространению педагогического опыта
  • Глубина и оригинальность содержания, их социальная значимость
  • Использование авторских находок, идей
  • Умение взаимодействовать с аудиторией
  • Знание и навык применения современных технологий обучения

Критерии оценки мастер-класса

- Мотивационная осознанность деятельности всех кто принимал участие в работе мастер-класса

- Методическая грамотность построения показа форм, методов организации педагогической деятельности

Виды методической продукции

Методические рекомендации – вид метод продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятий, мероприятий

Методические разработки – это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятий. Описание последовательности действий должно так же включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методику какого-либо образовательного курса. Помимо теоретического материала входит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образца документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой

Тематический подборка материала - подбор текстового и наглядно- иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, послов, поговорок, слайдов, видеоклипов).

Инструктивно методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

Таким образом, результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал «педагог-ребенок» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.