здоровьесберегающие технологии

Крылова Виктория Алексеевна

методика проведения здоровьесбнрегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

 «Педагог может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

Н.К. Смирнов

 Вопрос здоровьесбережения на занятиях поднимается в нашей педагогической работе много раз. Все мы понимаем, что это важно. Но где время? Да, я с вами, абсолютно согласна, времени на занятиях не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и на мастер-классе говорить о здоровьесбережении не для того,  чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать: "Каждый из вас, почти на каждом своем занятии, занятии активно использует здоровьесберегающие методы, хотя порой и не догадывается об этом". А по-другому и быть не может.

От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся образовательная  среда. Наряду с традиционными задачами педагога на занятии, описанными во всех учебниках педагогики, отметим  те, которые имеют непосредственное  отношение и к эффективности занятия, и к задачам здоровьесбережения :

  • Связь образовательных задач и задач самого обучающегося.
  • Творческий характер занятия, определяемый ассоциативной активностью обучающихся.
  • Предоставление обучающимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
  • Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств обучающихся.
  • Психологический настрой всей группы на занятие и динамику состояний обучающихся, оптимальных для каждого этапа занятия.
  • Преобладание у обучающихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе занятия, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
  • Представление в начале занятия его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящёно занятие.
  • Включение в содержание занятия элементов обучения тому, как надо учиться.

Для решения этих задач педагог должен выйти из привычных для себя ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы группы и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

Жизнь по-разному можно прожить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя спать.

Вовремя делать гадости

А можно и так:

На рассвете вставать и,

Помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям!

А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце - это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь... А радоваться жизни может только здоровый человек.

Как вы считаете, какого человека можно считать здоровым?

Наша работа характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, стрессами. Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?

Нездоровый педагог не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье обучающихся.

Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

С чего начать? Предлагаю начать с утреннего настроя на работу:

Рано утром я встаю (Потянулись, руки вверх!)

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)

 Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.

Предлагаю:  все приёмы, используемые сегодня, разместить на  дереве  здоровья в виде цветка. Надеюсь на вашу помощь!

Уважаемые коллеги!

Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность образовательных учреждений обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба  для здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.