здоровьесберегающие технологии
методика проведения здоровьесбнрегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
«Педагог может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»
Н.К. Смирнов
Вопрос здоровьесбережения на занятиях поднимается в нашей педагогической работе много раз. Все мы понимаем, что это важно. Но где время? Да, я с вами, абсолютно согласна, времени на занятиях не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот вопрос с другой стороны и на мастер-классе говорить о здоровьесбережении не для того, чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать: "Каждый из вас, почти на каждом своем занятии, занятии активно использует здоровьесберегающие методы, хотя порой и не догадывается об этом". А по-другому и быть не может.
От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся образовательная среда. Наряду с традиционными задачами педагога на занятии, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности занятия, и к задачам здоровьесбережения :
- Связь образовательных задач и задач самого обучающегося.
- Творческий характер занятия, определяемый ассоциативной активностью обучающихся.
- Предоставление обучающимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
- Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств обучающихся.
- Психологический настрой всей группы на занятие и динамику состояний обучающихся, оптимальных для каждого этапа занятия.
- Преобладание у обучающихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе занятия, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
- Представление в начале занятия его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящёно занятие.
- Включение в содержание занятия элементов обучения тому, как надо учиться.
Для решения этих задач педагог должен выйти из привычных для себя ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы группы и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.
Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя спать.
Вовремя делать гадости
А можно и так:
На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце - это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь... А радоваться жизни может только здоровый человек.
Как вы считаете, какого человека можно считать здоровым?
Наша работа характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным напряжением, стрессами. Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
Нездоровый педагог не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье обучающихся.
Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.
С чего начать? Предлагаю начать с утреннего настроя на работу:
Рано утром я встаю (Потянулись, руки вверх!)
Бога я благодарю
Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь по утру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.
Предлагаю: все приёмы, используемые сегодня, разместить на дереве здоровья в виде цветка. Надеюсь на вашу помощь!
Уважаемые коллеги!
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность образовательных учреждений обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.