игровые моменты на занятиях

Крылова Виктория Алексеевна

нетрадиционные формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_forma_dinamicheskoy_pauzy.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как форма динамической паузы»

В мире есть главные ценности: здоровье и успех.

(пословица)

Из своего опыта  я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, разработки технологии и диагностических процедур оценки качества занятия. Занятие – главная составная часть образовательного процесса. Для учащегося – это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Педагоги дополнительного образования должны помнить, все обучающиеся – это дети, добровольно пришедшие в наши образовательные учреждения. Зачастую дети приходят к нам на занятия после учебного школьного дня. Мы просто обязаны создать на занятии атмосферу эмоционально-положительного настроя, которая обеспечит успешную деятельность, повысит работоспособность и снизит утомляемость. А смена форм проведения занятия, от классического до нестандартного, снизит напряженность у ребенка, даст возможность найти свою нишу. Проводя занятия, особенно связанные с применением компьютерных технологий, включаю игровые моменты во время  динамических пауз и физкультминуток. Появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.

Пример, «Зимняя зарядка»

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели -
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на занятии, провожу эмоциональную разрядку (Как я рада вас видеть!), строго слежу за соблюдением обучающихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение занятия.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся группы. Обязательное условие эффективного проведения физкультпауз - положительный эмоциональный фон.

Вот упражнение для глаз используемое на занятиях.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Школа», «центр», «дорога», «дом».

За окном у нас видны.

Вдаль теперь ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

И работу продолжать!

«Бег глазами». Если на кончик указки прикрепить искусственную бабочку, то можно отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе педагога обучающие начинают « пробегать» глазами по заданной траектории. Упражнение выполняется стоя.

Играя в «Аиста», использую упражнения корректирующие осанку.

Спина прямая, руки на поясе. Плавно и медленно поднимаем правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускаем. Следим за спиной.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногой, снова – левою ногой.
После – правою ногой, после – левою ногой.
И тогда придешь домой.

В процессе обучения значительная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика психических переутомлений и невротических реакций на занятии представляется необходимой. С этой целью часто применяю дыхательные упражнения. Правильно выполняемая дыхательная гимнастика дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим психоэмоциональным состоянием. Определенные виды дыхания помогают улучшить кровоснабжение головного мозга, повысить умственную работоспособность, уравновесить состояние процессов возбуждения и торможения, сконцентрировать внимание на своем состоянии или предстоящей деятельности.

Ритмичное дыхание с паузой на вдохе или выдохе приводит к периодическому уменьшению содержания кислорода в крови и вызывает ответную стремительную реакцию расширения сосудов. Перед началом упражнений нужно попросить учащихся отпустить пояса, расстегнуть воротнички. Не следует забывать о свежести воздуха в кабинете. Особое внимание педагог должен обращать на самочувствие школьников, осуществляя индивидуальный подход к каждому.

«Зверек». Представили зверька, выглядывающего из норки. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот шумный короткий вдох носом. Наш зверёк появился из норки до половины. Повороты туловища влево и вправо. При каждом повороте глубокий вдох. 

При возбужденном состоянии обучающихся (например, после перемены), повышенной раздражительности, вспыльчивости рекомендуется выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений - когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.

«Шарик». Я предлагаю ребятам представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - они делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет один - восемь медленно выдыхают.

Климатические условия той, местности, в которой мы живем, способствуют развитию легочных заболеваний у детей. Отсюда следует, что релаксационные упражнения на дыхание – один из серьезных и необходимых моментов занятия. В данном случае особенно важными являются голос педагога и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. После дождя блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. (фон)

Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Действительно, пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. В группах третьего и четвертого года обучения ученики обладают навыками саморегуляции и самомассажа. Спокойная, а иногда ритмичная музыка (зависит от эмоционального настроя детей или от времени суток, времени года) включается в конце занятия (для перехода к активному отдыху на перемене) и фон убирается лишь со звонком - для продолжения работы.

Для формирования навыков осознанного здоровьесбережения у обучающихся и применение их (до автоматизма) предстоит ещё очень долгий путь. Считаю, что я только в начале этого пути – в поиске по формированию глубокого и сложного осознания, в выборе методов и форм сохранения здоровья у обучающихся в образовательном процессе.

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули.

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок-скок-скок

Ну как будто колобок!

А теперь попляшут ножки:

 Побежали по дорожке.

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Чтоб сильнее мышцы стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем.

Подбородком потянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем.

Мастер-класс наш продолжаем!