«Духовно-нравственное воспитание детей»
«Духовно-нравственное воспитание детей»
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия и весь мир в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме.
Развитие духовно-нравственного воспитания в России имеет долгую многовековую традицию. Веками христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. Духовное начало человека - суть русского православия. Благочестивый человек тот, кто добродетелен в жизни. Смысл жизни христианина - спасение души. Это идеал. И Русь потому святая, что ее народ стремится к святости, чистоте, духовному совершенству. Нужно творить добрые дела, на благо, ближним.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушены нравственные представления о браке и семье; повреждены устои семьи; утрачено традиционное восприятие родительства и детства; утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: а) велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений; б) нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными; в) духовно-нравственная неразвитость и отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; г) у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей и обществом, нацией и государством; д) в силу своей бездуховности и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников. Система общественного воспитания и образования пока не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи. Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ, поскольку массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, всевозможных извращений. Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи и общества.
Самым эффективным методом духовно-нравственного воспитания я считаю развитие детей посредством театрализованной деятельности. Приобщение к миру театра детей дошкольного и школьного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок и драматизаций, работой над художественным словом, что позволяет расширить и углубить знания об окружающем мире. Научить детей отличать хорошее, от плохого, красивое, от не красивого. В Детском эколого-биологическом центре уже много лет проводятся мероприятия, которые стали традиционными, такие как: «Осенины», «Новогодний калейдоскоп», «Волшебство Рождества», «Масленица», «Праздник птиц», «День весенний, день мимозный», «Богатырский турнир», «Поклонимся великим тем годам» и другие. Многие мероприятий и праздников проходят совместно с родителями, которые выступают не только в роли зрителей, но и являются активными действующими лицами в досуговых программах. Яркий калейдоскоп коллективно-творческих дел служит примером для подражания детям и укрепляет устои семьи.
Одним из важнейших направлений в работе экологического театра «Дебют» является приобщение воспитанников к традициям русской народной культуры через знакомство с русским бытом и особенностями труда людей, с их народным творчеством. Для того, чтобы дети знали и уважали свое прошлое, они должны знать свои истоки, культуру своего народа. Изучение православных традиций в условиях дополнительного образования позволяет чувствовать связь поколений, формирует воспитание патриотических чувств и развивает в детях духовно-нравственное начало.
Одним из самых ярких, красочных, и долгожданных праздников для детей и родителей был и остается праздник наших предков – Масленица. Подготовка к этому праздника отличается особым эмоциональным подъемом, потому что многие считают праздничные дни самыми весёлыми и любимыми в году.
Дети готовят театрализованное действие, основанное на народных традициях праздника. В период подготовки ребята исследуют особенности этого праздника, изучают пословицы и поговорки, потешки и песни. Масленица – это один из самых древних праздников, возникший задолго до принятия на Руси христианства и встречали масленицу в дни весеннего равноденствия, т.е. когда день и ночь уравнивались по протяжённости. Ребята не только устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, но и знакомятся с историческими аспектами праздника.
Традиционные черты Масленицы сохранились до наших дней, для многих детей и взрослых это самое весёлое и любимое время в году.
Из демонстраций иллюстративного материала дети узнают о том, что к Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов, потому что блины – символ праздника. С XV века блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время наиболее важных ритуальных трапез: при родинах, крестинах, на свадьбах, праздниках и в дни поминовения усопших. Блины – символ Солнца, «блин, как солнце поднимаю», с целью растопить снежные сугробы и уступить дорогу всему новому и живому - весне, разнотравью, птицам и зверям.
Масленица издавна была общенародным праздником и не имела никаких возрастных, социальных, семейных или иных ограничений. Её радостно встречали все жители России. Неучастие в празднике могло быть оправдано только немощью, увечьем или болезнью человека. До сих пор и стар и мал в масленичные дни катаются на санках и горках, берут штурмом зимнюю крепость, поют песни и угощаются блинами. В нашем Центре театрализованное масленичное действие с народными играми и хороводами, заводной, веселой музыкой и сжиганием чучела масленицы привлекает внимание не только воспитанников творческих объединений Центра и их родителей, но и всех жителей микрорайона.
И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без яркого примера взрослого, педагога или родителя. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Путь к доброму и светлому или равнодушию и безразличию. Это зависит от нас, взрослых. И от этого зависит наш завтрашний день. Все мы постепенно уходим из страны детства в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. А вот способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovnost_statya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования Павлово-Посадский
муниципальный район Московской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр
(«МОУ ДОД ДЭБЦ»)
Тема по самообразованию
«Духовно-нравственное воспитание детей»
Выполнила Артемова О.Ю.
педагог доп. образования.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия и весь мир в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме.
Развитие духовно-нравственного воспитания в России имеет долгую многовековую традицию. Веками христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. Духовное начало человека - суть русского православия. Благочестивый человек тот, кто добродетелен в жизни. Смысл жизни христианина - спасение души. Это идеал. И Русь потому святая, что ее народ стремится к святости, чистоте, духовному совершенству. Нужно творить добрые дела, на благо, ближним.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушены нравственные представления о браке и семье; повреждены устои семьи; утрачено традиционное восприятие родительства и детства; утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: а) велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений; б) нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными; в) духовно-нравственная неразвитость и отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; г) у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей и обществом, нацией и государством; д) в силу своей бездуховности и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников. Система общественного воспитания и образования пока не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи. Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ, поскольку массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, всевозможных извращений. Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи и общества.
Самым эффективным методом духовно-нравственного воспитания я считаю развитие детей посредством театрализованной деятельности. Приобщение к миру театра детей дошкольного и школьного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок и драматизаций, работой над художественным словом, что позволяет расширить и углубить знания об окружающем мире. Научить детей отличать хорошее, от плохого, красивое, от не красивого. В Детском эколого-биологическом центре уже много лет проводятся мероприятия, которые стали традиционными, такие как: «Осенины», «Новогодний калейдоскоп», «Волшебство Рождества», «Масленица», «Праздник птиц», «День весенний, день мимозный», «Богатырский турнир», «Поклонимся великим тем годам» и другие. Многие мероприятий и праздников проходят совместно с родителями, которые выступают не только в роли зрителей, но и являются активными действующими лицами в досуговых программах. Яркий калейдоскоп коллективно-творческих дел служит примером для подражания детям и укрепляет устои семьи.
Одним из важнейших направлений в работе экологического театра «Дебют» является приобщение воспитанников к традициям русской народной культуры через знакомство с русским бытом и особенностями труда людей, с их народным творчеством. Для того, чтобы дети знали и уважали свое прошлое, они должны знать свои истоки, культуру своего народа. Изучение православных традиций в условиях дополнительного образования позволяет чувствовать связь поколений, формирует воспитание патриотических чувств и развивает в детях духовно-нравственное начало.
Одним из самых ярких, красочных, и долгожданных праздников для детей и родителей был и остается праздник наших предков – Масленица. Подготовка к этому праздника отличается особым эмоциональным подъемом, потому что многие считают праздничные дни самыми весёлыми и любимыми в году.
Дети готовят театрализованное действие, основанное на народных традициях праздника. В период подготовки ребята исследуют особенности этого праздника, изучают пословицы и поговорки, потешки и песни. Масленица – это один из самых древних праздников, возникший задолго до принятия на Руси христианства и встречали масленицу в дни весеннего равноденствия, т.е. когда день и ночь уравнивались по протяжённости. Ребята не только устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, но и знакомятся с историческими аспектами праздника.
Традиционные черты Масленицы сохранились до наших дней, для многих детей и взрослых это самое весёлое и любимое время в году.
Из демонстраций иллюстративного материала дети узнают о том, что к Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов, потому что блины – символ праздника. С XV века блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время наиболее важных ритуальных трапез: при родинах, крестинах, на свадьбах, праздниках и в дни поминовения усопших. Блины – символ Солнца, «блин, как солнце поднимаю», с целью растопить снежные сугробы и уступить дорогу всему новому и живому - весне, разнотравью, птицам и зверям.
Масленица издавна была общенародным праздником и не имела никаких возрастных, социальных, семейных или иных ограничений. Её радостно встречали все жители России. Неучастие в празднике могло быть оправдано только немощью, увечьем или болезнью человека. До сих пор и стар и мал в масленичные дни катаются на санках и горках, берут штурмом зимнюю крепость, поют песни и угощаются блинами. В нашем Центре театрализованное масленичное действие с народными играми и хороводами, заводной, веселой музыкой и сжиганием чучела масленицы привлекает внимание не только воспитанников творческих объединений Центра и их родителей, но и всех жителей микрорайона.
И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без яркого примера взрослого, педагога или родителя. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Путь к доброму и светлому или равнодушию и безразличию. Это зависит от нас, взрослых. И от этого зависит наш завтрашний день. Все мы постепенно уходим из страны детства в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. А вот способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.