статья Народные и православные традиции в духовно-нравственном воспитании младшего школьника
В данной статье рассматривается опыт работы учителя по авторской программе внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ttv.rar | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные и православные традиции в духовно-нравственном становлении младшего школьника
Трифонова Т.В.- зам. директора по УР
МБОУ Рожковская СОШ
«Воспитание из всех святых дел самое святое»
Феофан Затворник
Слайд1.
Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной и православной культуре. Негативные явления современной жизни коснулись и сельской глубинки. Потребительское отношение к жизни, жестокость, равнодушие молодого поколения заставляют нас, педагогов, искать такие формы работы с детьми, которые позволили бы воспитать настоящего человека, любящего свой народ, свою родину, свою культуру.
Слайд2
Наша сельская школа расположена в живописном уголке южной части Сосновского района - в Засережье. Замечательная природа и удивительные люди с «окающим» говором и сложившимися традициям создают особый колорит нашего поселения. Как сохранить самобытную русскую культуру? Как не быть иностранцами в своем отечестве? Как воспитать школьников в духе русской православной традиции? – эти вопросы часто задаю себе.
Имея определенный педагогический опыт работы , я все глубже убеждаюсь в том, что если мы хотим возродить общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры, основой которой является православная культура.
Это и побудило меня к написанию программы дополнительного образования «Народные и православные праздники и традиции Засережья».
Слайд3
С переходом школьников начальных классов на ФГОС и введением курса ОРКСЭ возникла необходимость организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Таким образом мною была составлена программа внеурочной деятельности «Народные и православные праздники и традиции Засережья» для обучающихся 1-4классов на основе имеющейся авторской программы дополнительного образования.
Слайд4
Отличительными особенностями настоящей программы является то, что ее содержание отражает глубокий смысл православных праздников и народных традиций, основанных на традиционной культуре Засережья, предполагает использование краеведческого материала, собранного учащимися МБОУ Рожковская СОШ
Слайд5
Программа состоит из четырех разделов: двунадесятые православные праздники (1-й год), православные праздники, связанные с именами святых (2-й год), народно-православные праздники и традиции Засережья (3год,) , исследовательская и проектная деятельность(4год).
Программа предполагает тесное сотрудничество с Рожковским ДК, Домом-интернатом для престарелых, расположенным в с.Рожок, воскресной школой при храме Спаса Нерукотворного п. Сосновское, приходом храма святителя Николая в селе Лесуново, краеведческим музеем МБОУ Рожковская СОШ.
Работа ведется по следующим направлениям: Слайд6
– духовно-нравственное;
–историко-культурное;
– художественно-эстетическое;
-проектно-исследовательская деятельность
Цель программы: воспитать любовь к своей малой родине, к народно – православной культуре края.
Для достижения данной цели следует решить следующий комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи:
- Познакомить обучающихся с историей, содержанием и смыслом православных праздников, приобщить к изучению житийной литературы;
- Обучить навыкам научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих материалов;
Воспитательные задачи:
- Формировать активную жизненную и гражданскую позицию
- Воспитывать чувство любви и привязанности к своему краю, его истории и православной культуре.
- Формировать умение общаться, слушать других, понимать интересы коллектива.
Развивающие задачи:
- Развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность
- Формировать потребность в самопознании, в саморазвитии
- Реализовать творческие возможности обучающихся посредством включения их в творческую и проектную деятельность
Виды внеурочной деятельности:
– игровая;
– познавательная;
– проблемно-ценностное общение;
– досугово - развлекательная
– художественное творчество;
– краеведческая.
Формы внеурочной деятельности: Слайд7
Учебно-теоретические | Практические: |
изучение литературы | совместные праздники, инсценировки библейских сюжетов |
работа с документами | посещение православных храмов, музеев |
рассказ педагога | творческие конкурсы |
беседа | встречи с местными жителями |
учебная игра | экспедиции по сбору материала |
слайд-презентация | обработка краеведческого материала |
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) | научно- исследовательские работы, проекты |
творческие мастерские | экскурсии |
чтение жития святых | сюжетно-ролевые игры |
устный журнал |
По данной программе мы занимаемся четвертый год. Дети с желанием посещают занятия. На занятиях ребята получают как теоретические знания, так и практические навыки. Они изготавливают различные поделки, сувениры к праздникам, рисуют, слушают духовную музыку, танцуют, учат стихи, готовят спектакли, инсценировки, проекты.
В начале года на занятиях мы начинаем говорить о церковном календаре, Слайд8 изучаем годовой круг православных праздников. В 4 классе мы реализуем проект «Календарь православных праздников», где ребята распределяются на 4 группы (по времени года) и описывают все двунадесятые праздники своего периода, распределяя их на Богородичные или Господние. Оформляют на ватмане данные праздники, выступают перед своими сверстниками, рассказывая им о каждом празднике.
На занятиях внеурочной деятельности по данному направлению ребята узнают о православных и народных традициях, сложившихся в нашей местности. Слайд9
Например, выпечка «жаворонков» накануне вербного воскресения, выпечка «крестов» в середине Великого поста.
Изучая историю праздника, его смысл, дети изготавливают поделки перед праздником ,например, Слайд10, 11
, накануне Сретения Господня изготавливают сретенские свечи, голубков, принесенных Марией и Иосифом во храм, перед Рождеством – Слайд12,13
рождественские открытки и дарят их свои знакомым, родным , перед Пасхой- пасхальные открытки и т. д.
Для изучения традиций своих предков ребята посещают школьный краеведческий музей, знакомятся с различными экспозициями. Так, накануне праздника Покров Пресвятой Богородицы мы знакомились с экспозицией женских платков, Слайд14,15
четвероклассники реализовали проект «Женский головной убор в Засережье», выполнили эскизы платков , подготовили презентацию ,провели исследование «Платок моей бабушки»
Важным событием в жизни школьников является непосредственное участие детей в проведении православных праздников. Слайд16
Например, Покров Пресвятой Богородицы,
Рождество Христово, Слайд17,18
Пасха-Воскресение Христово. Слайд19
Одним из направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС является проектная деятельность школьников. Я уже упоминала некоторые проекты, реализованные нами. Расскажу еще о некоторых:
Ребята реализовали проект «Дети -детям!» Слайд20,21
.В рамках данного проекта собрали игрушки и подарили их дошкольникам, а также подготовили кукольный спектакль «Рождественский дед» для них. Сколько восторга и радости было в глазах малышей! И, конечно, огромный эмоционально-душевный отклик получили сами участники кукольного спектакля, которые подарили радость своим младшим друзьям.
Я считаю, это и есть возрождение православной традиции: делиться теплом своего сердца с ближним.
Работая над проектом «Сохраните семейный альбом!» Слайд23
, школьники проявили живой интерес к истории своей семьи. В работу активно включились не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Все вместе разглядывали фотографии в семейных альбомах, обнаруживая интересные факты из жизни своих родственников. На семейном празднике «Веков связующая нить» ребята трогательно рассказали о своей родословной, многие испытывали гордость за своих предков, почувствовали и личную ответственность за свой род. Очень тепло восприняли рассказы своих детей и внуков присутствующие на празднике родители, бабушки и дедушки. Ребята оформили альбом о своих родственниках-участниках великой отечественной войны «Помним всех поименно», а также начали оформлять свои собственные фотоальбомы.
Проект «Сохраните семейный альбом!» заставил задуматься взрослых и детей о смысле нашего существования, нравственных ценностях, заставил вспомнить семейные традиции и обычаи, дал пищу к размышлению о важности сохранения памяти о своих корнях
Задача проекта «Защитим село от свалок!» состояла в том, чтобы, привлечь ребят к экологическим проблемам нашего села. Ребята узнали полезную информацию о том, сколько лет разлагается мусор, выяснили в каких местах села больше мусора, сфотографировали образовавшиеся свалки, провели социологический опрос среди жителей села. Нарисовали плакаты с призывом о соблюдении чистоты. Приняли участие в очистке села от мусора, в посадке лиственницы около храма.
Неоценимую роль в духовном становлении младшего школьника играют экскурсии, паломнические поездки. Прежде всего мы стараемся познакомить детей с историей храмов сосновской земли. Проводим экскурсии по святым местам, наводим порядок на территории Лесуновского Никольского храма. Вместе с детьми принимают участие и их родители.
В настоящее время изучаем рождественские традиции, возрождаем традицию вертепных спектаклей. Дети изготавливают кукол – персонажей для своего спектакля и выступят перед своими одноклассниками и дошкольниками.
Благодаря нашей деятельности по приобщению школьников к народной и православной традиции у ребят развивается чувство гордости и уважения к своему народу, к своим корням.
Проведенное анкетирование среди учащихся начальных классов, занимающихся внеурочной деятельностью по данной программе показало ,что 65 %учащихся определяют свое отношение как положительное, причем 40 % считают эти занятия любимыми. Слайд
Повысилась доля учащихся , имеющих представление о православных праздниках(если в 1кл называли праздники- 10% уч-ся,то в 4 классе – уже 80%. Слайд
Если сначала называли только 2 праздника: Рождество и Пасха, то сейчас спектр праздников значительно расширился.
Дети имеют представление об истории праздников, традициях их празднования ,принимают непосредственное участие в них.
Следуя путем целенаправленного воспитательного влияния мы стараемся посеять в маленьком человеке семена любви и добра, и многое из того, что мы уже делаем, ведет нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинных патриотов своей Родины.