статья Народные и православные традиции в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Трифонова Татьяна Васильевна

В данной статье рассматривается опыт работы учителя по авторской программе внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ttv.rar19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Народные и православные традиции в духовно-нравственном становлении младшего школьника

Трифонова Т.В.- зам. директора по УР

 МБОУ Рожковская СОШ

«Воспитание из всех святых дел самое святое»
 Феофан Затворник

Слайд1.

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной  и православной культуре. Негативные явления современной жизни коснулись и сельской глубинки. Потребительское отношение к жизни, жестокость, равнодушие молодого поколения заставляют нас, педагогов, искать  такие формы работы с детьми, которые позволили бы воспитать настоящего человека, любящего свой народ, свою родину, свою культуру.  

Слайд2

Наша сельская школа расположена в живописном уголке южной части Сосновского района - в Засережье. Замечательная природа и удивительные люди с «окающим» говором и сложившимися традициям создают особый колорит нашего поселения. Как сохранить самобытную русскую культуру? Как не быть иностранцами в своем отечестве? Как воспитать школьников в духе русской православной традиции? – эти вопросы часто задаю себе.

 Имея определенный педагогический  опыт работы , я все глубже убеждаюсь в том, что если мы хотим возродить общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры, основой которой является православная культура.

Это и побудило меня к написанию программы дополнительного образования «Народные и православные праздники и традиции Засережья».

Слайд3

С переходом школьников начальных классов на ФГОС и введением курса ОРКСЭ возникла необходимость организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Таким образом мною была составлена  программа внеурочной деятельности  «Народные и православные праздники и традиции Засережья» для обучающихся 1-4классов на  основе имеющейся авторской  программы дополнительного образования.

Слайд4

Отличительными особенностями  настоящей программы является то, что ее содержание   отражает глубокий смысл православных праздников  и народных традиций, основанных  на   традиционной культуре Засережья, предполагает  использование  краеведческого материала, собранного учащимися МБОУ Рожковская СОШ

Слайд5

Программа  состоит из   четырех разделов:   двунадесятые православные праздники (1-й год),  православные праздники, связанные с именами святых (2-й год), народно-православные праздники и традиции  Засережья (3год,) , исследовательская и проектная деятельность(4год). 

Программа предполагает тесное сотрудничество  с Рожковским ДК, Домом-интернатом для престарелых, расположенным в с.Рожок, воскресной школой при храме Спаса Нерукотворного п. Сосновское, приходом храма святителя Николая в селе Лесуново, краеведческим музеем МБОУ Рожковская СОШ.

Работа ведется по следующим направлениям: Слайд6

духовно-нравственное;

историко-культурное;

художественно-эстетическое;

-проектно-исследовательская деятельность

Цель программы: воспитать любовь к своей малой родине, к народно – православной культуре края.

Для достижения данной цели следует решить следующий комплекс обучающих, воспитательных и развивающих  задач.

Обучающие задачи:

- Познакомить  обучающихся с  историей, содержанием и смыслом православных праздников,  приобщить к изучению житийной литературы;

- Обучить навыкам научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих материалов;

Воспитательные задачи:

- Формировать активную жизненную и гражданскую  позицию

- Воспитывать чувство любви и привязанности к своему краю, его истории и православной культуре.

 - Формировать умение общаться, слушать других, понимать интересы коллектива.

Развивающие задачи:

- Развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность

-  Формировать потребность в самопознании, в саморазвитии

- Реализовать творческие возможности обучающихся посредством включения их в творческую и проектную деятельность

Виды внеурочной деятельности:

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение;

досугово - развлекательная

– художественное творчество;

краеведческая.

Формы внеурочной деятельности: Слайд7

Учебно-теоретические

Практические:

изучение литературы

совместные праздники, инсценировки библейских сюжетов

работа с документами

посещение православных храмов, музеев

рассказ педагога

творческие конкурсы

беседа

встречи с местными жителями

учебная игра

экспедиции по сбору материала

слайд-презентация

обработка краеведческого материала

организация выставок  (совместная деятельность детей и родителей)

научно- исследовательские работы, проекты

творческие мастерские

экскурсии

чтение жития святых

сюжетно-ролевые игры

устный журнал

                                 

По данной программе мы занимаемся четвертый год. Дети с желанием посещают занятия. На занятиях ребята получают как теоретические знания, так и практические навыки. Они изготавливают различные поделки, сувениры   к  праздникам,  рисуют, слушают духовную музыку, танцуют, учат стихи, готовят спектакли, инсценировки, проекты.

В начале года на занятиях мы начинаем говорить о церковном календаре, Слайд8      изучаем годовой круг православных праздников. В 4 классе мы реализуем проект «Календарь православных праздников», где ребята распределяются на 4 группы (по времени года) и описывают все двунадесятые праздники своего периода, распределяя их на Богородичные или Господние. Оформляют на ватмане данные праздники, выступают перед своими сверстниками, рассказывая им о каждом празднике.

На занятиях внеурочной деятельности по данному направлению ребята узнают о православных и народных традициях, сложившихся в нашей местности. Слайд9

Например, выпечка «жаворонков» накануне вербного воскресения, выпечка «крестов» в середине Великого поста.

Изучая историю праздника, его смысл, дети изготавливают поделки перед праздником ,например, Слайд10, 11

 , накануне Сретения Господня изготавливают сретенские свечи, голубков, принесенных Марией и Иосифом во храм, перед Рождеством – Слайд12,13

рождественские открытки и дарят их свои знакомым, родным , перед Пасхой- пасхальные открытки и т. д.

Для изучения традиций своих предков ребята посещают школьный краеведческий музей, знакомятся с различными экспозициями. Так, накануне праздника Покров Пресвятой Богородицы мы знакомились с экспозицией женских платков, Слайд14,15

 четвероклассники реализовали проект «Женский головной убор в Засережье»,  выполнили эскизы платков , подготовили презентацию ,провели исследование «Платок моей бабушки»

Важным событием в жизни школьников является непосредственное участие детей в проведении православных праздников. Слайд16

 Например, Покров Пресвятой Богородицы, 

 Рождество Христово, Слайд17,18

Пасха-Воскресение Христово. Слайд19

Одним из направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС  является проектная деятельность школьников. Я уже упоминала некоторые проекты, реализованные нами. Расскажу еще о некоторых:

     Ребята реализовали проект «Дети -детям!» Слайд20,21

.В рамках данного проекта собрали игрушки и подарили их дошкольникам, а также подготовили кукольный спектакль «Рождественский дед»  для них. Сколько восторга и радости было в глазах малышей! И, конечно, огромный эмоционально-душевный отклик получили сами участники кукольного спектакля, которые подарили радость своим младшим друзьям.

Я считаю, это и есть возрождение православной традиции: делиться теплом своего сердца с ближним.

Работая над проектом «Сохраните семейный альбом!» Слайд23

, школьники проявили живой интерес к истории своей семьи. В работу активно включились не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Все вместе разглядывали фотографии в семейных альбомах, обнаруживая интересные факты из жизни своих родственников. На семейном празднике «Веков связующая нить» ребята   трогательно рассказали о своей родословной, многие испытывали гордость за своих предков, почувствовали и личную ответственность за свой род. Очень тепло восприняли рассказы своих детей и внуков присутствующие на празднике родители, бабушки и дедушки. Ребята оформили альбом о своих родственниках-участниках великой отечественной войны «Помним всех поименно», а также начали оформлять свои собственные фотоальбомы.

Проект «Сохраните семейный альбом!» заставил задуматься взрослых и детей о смысле нашего существования, нравственных ценностях, заставил вспомнить семейные традиции и обычаи, дал пищу к размышлению о важности сохранения памяти о своих корнях

Задача проекта «Защитим село от свалок!» состояла в том, чтобы, привлечь ребят к экологическим проблемам нашего села. Ребята узнали полезную информацию о том, сколько лет разлагается мусор, выяснили в каких местах села больше мусора, сфотографировали образовавшиеся свалки, провели социологический опрос среди жителей села. Нарисовали плакаты с призывом  о соблюдении чистоты. Приняли участие в очистке села от мусора, в посадке лиственницы около храма.

 Неоценимую роль в духовном становлении младшего школьника играют экскурсии, паломнические поездки. Прежде всего мы стараемся познакомить детей с историей храмов сосновской земли. Проводим экскурсии по святым местам, наводим порядок на территории Лесуновского  Никольского храма.  Вместе   с детьми принимают участие  и их родители.

 В настоящее время изучаем рождественские традиции, возрождаем традицию вертепных спектаклей. Дети изготавливают кукол – персонажей для своего спектакля и выступят перед своими одноклассниками и дошкольниками.

Благодаря нашей деятельности по приобщению школьников к народной и православной традиции у ребят развивается чувство гордости и уважения к своему народу, к своим корням.

Проведенное анкетирование среди учащихся начальных классов, занимающихся внеурочной деятельностью по данной программе показало ,что  65 %учащихся определяют свое отношение как положительное, причем  40 % считают  эти занятия любимыми. Слайд

Повысилась доля учащихся , имеющих представление  о православных праздниках(если в 1кл называли праздники-  10% уч-ся,то в 4 классе – уже 80%.  Слайд

Если сначала называли только 2 праздника: Рождество и Пасха, то сейчас спектр праздников значительно расширился.

Дети имеют представление об истории праздников, традициях их празднования ,принимают непосредственное участие в них.

Следуя путем целенаправленного воспитательного влияния  мы стараемся посеять в маленьком человеке семена любви  и добра, и многое из того, что мы  уже делаем, ведет нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинных патриотов своей Родины.