Исследовательская работа «Гордость земли Воронежской» (Новотроицкий поэт Фёдор Архипович Ефимов)
Тема исследования «Гордость земли Воронежской» показалась мне достаточно интересной. Ведь люди должны знать не только историю, культуру, традиции, обычаи и нравы своей семьи, но и историю той земли, которая дала жизнь предкам. Многие предки, выходцы нашего села достаточно известные люди в селе, в районе и за пределами Воронежской области. Но, к сожалению, мы о них знаем очень мало или даже о некоторых не слышали совсем. Поэтому мы должны о них знать, поскольку гордость за свой род, за край родной – это та сила, которая заставляет нас двигаться вперёд.
Богато наше село знатными именами, которые являются для нас гордостью за свои ратные и трудовые подвиги. Эти люди прославили наш край в поэзии, достижениями в спорте, в труде. Они славили наш край, нашу Родину. Кто они, наши земляки?
Одним из таких земляков является Фёдор Архипович Ефимов - поэт, переводчик, которому посвящена наша работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Новотроицкий поэт Фёдор Архипович Ефимов" | 43.36 КБ |
Презентация "Новотроицкий поэт Фёдор Архипович Ефимов" | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
Новотроицкая основная общеобразовательная школа
Воронежская область, Терновский район,
с. Новотроицкое, ул. Паринского 55.
Районная краеведческая конференция обучающихся
«Литературное краеведение»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Гордость земли Воронежской»
(Новотроицкий поэт Фёдор Ефимов)
Выполнил: Плотников Иван Андреевич
ученик 6 класса МКОУ Новотроицкая ООШ.
Руководитель: Ламонова Светлана Алексеевна
учитель краеведения МКОУ Новотроицкая ООШ.
С. Новотроицкое
Содержание
| 3 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
| 9 |
| 10 |
| 12 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
| 16 |
- Введение.
«Если человек равнодушен к старым улицам, значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Д.С. Лихачёв
Изучать обычаи, нравы, порядки различных культур, участвовать в исследовательских проектах - захватывающе интересно. Примечательно, что есть традиции, которые изменились со временем очень сильно, другие почти остались неизменными.
Актуальность работы по литературному краеведению, ее значимость на современном этапе трудно переоценить. Утрата тех моральных ценностей, на которых воспитывалась молодежь предыдущих поколений, может быть восполнена, если мы научимся любить свою малую родину, будем гордиться за свой край, за его историю и культуру. Без изучения культуры своей малой родины в контексте российской и мировой культуры возрождение общества невозможно.
Тема исследования «Гордость земли Воронежской» показалась мне достаточно интересной. Ведь люди должны знать не только историю, культуру, традиции, обычаи и нравы своей семьи, но и историю той земли, которая дала жизнь предкам. Многие предки, выходцы нашего села достаточно известные люди в селе, в районе и за пределами Воронежской области. Но, к сожалению, мы о них знаем очень мало или даже о некоторых не слышали совсем. Поэтому мы должны о них знать, поскольку гордость за свой род, за край родной – это та сила, которая заставляет нас двигаться вперёд.
Богато наше село знатными именами, которые являются для нас гордостью за свои ратные и трудовые подвиги. Эти люди прославили наш край в поэзии, достижениями в спорте, в труде. Они славили наш край, нашу Родину. Кто они, наши земляки?
Одним из таких земляков является Фёдор Архипович Ефимов - поэт, переводчик, которому посвящена наша работа.
Целью данной работы является:
- исследование и изучение литературы, документации, исторических фактов для того чтобы больше узнать о нашем земляке поэте Фёдоре Ефимове.
- показать значимость краеведческого музея как очень важного центра культуры в селе, имеющего огромное значение для воспитания не только подрастающего поколения, но и всего населения села, потому как, большую часть информации для нашей работы мы смогли найти именно там.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющиеся источники: свидетельства, литературу, материалы архивов музея, подшивки старых газет, журналов по творческой деятельности Фёдора Ефимова.
2. Собрать и обобщить полученный материал для использования его в воспитательных мероприятиях.
3. Показать значимость литературного краеведения в нравственном, этическом, эстетическом, образовании и воспитании детей.
Своей работой мы старались расширить представления одноклассников по данной теме. В конечном итоге мы достигли желаемого результата, так как нам удалось заинтересовать и увлечь не только участников нашего класса, но и других учащихся школы. Изучая различные материалы, мы убедились, что Воронежская земля славится не только своими красотами, историческими и природными заповедниками, народными промыслами, но и замечательными людьми, которые принесли славу нашему краю.
- Начало жизненного пути.
Фёдор Ефимов родился 5 мая 1933 года в с. Новотроицкое в самой обыкновенной простой колхозной семье. Отец - Архип Николаевич - погиб на фронте во время Великой Отечественной войны в 1942 году, мать - Екатерина Васильевна - работала в свекловичном звене колхоза. (Приложение №1). Но какие удивительные люди вырастают в таких семьях. В семье было восемь детей. Родители и взрослые члены семьи занимались трудом по сельскому хозяйству. В годы войны пошел учиться в первый класс Новотроицкой семилетней школы. С первого класса Фёдор начал познавать азы букваря, а в последующие годы и другие предметы. С большим трудолюбием и настойчивостью он окончил начальную школу. Учился Фёдор с первого класса отлично. Кроме учебы необходимо было помогать матери по дому и в колхозе во время каникул. Рос он крепким, здоровым, любопытным мальчиком. Его интересовало все происходящее вокруг. Сестра Александра вспоминает, что Фёдор постоянно мучил её вопросами: «Почему?», «Отчего?» и никогда не отступал, не узнав истины. С раннего возраста Фёдор не искал лёгкой жизни для себя. Находил свободное время и мастерил деревянные коньки с врезанной вдоль конуса толстой телеграфной проволокой. Иногда мастерил лыжи, на которых очень любил кататься. В период зимних каникул Фёдор обязательно заезжал Раковый лес, чтобы проверить свои лыжи на прочность с крутых берегов оврага.
- Курсант Воронежского Суворовского училища.
После окончания четырёх классов мать определила его в Суворовское училище г. Воронежа, куда было непросто попасть, так как в него принимали только детей погибших на фронте солдат. Коллектив мальчиков в училище был дружным, сплоченным. (Приложение №2). Именно про таких товарищей говорят: « Один за всех и все за одного». В период учёбы они всегда оказывали помощь друг другу. Товарищеская помощь была нужна и во время военной подготовки. Без этого не достигнешь успеха. Во время учебы в Суворовском училище курсантов ежегодно отпускали на летние каникулы, на которых он вместе с матерью работал на колхозном поле. Помогал маме в прополке от сорняков подсолнечника, картофеля и других культур. А когда созревали рожь и пшеница, и начиналась уборка урожая, помогал возить снопы и укладывать в скирды, подвозил в поле питьевую воду колхозникам, выполнял различные виды работ, большей частью тяжёлое, чтобы мать заработала больше трудодней, получила зерно и смогла прокормить большую семью. Большой наградой для него была похвала матери за такую помощь.
И вот Фёдор с отличием заканчивает Суворовское училище. (Приложение №3). Из всех изучаемых предметов самыми любимыми были литература, история, физика, география. Всё свое свободное время он проводил за чтением художественной литературы. Самыми любимыми поэтами Фёдора были А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А.А. Блок, Демьян Бедный. Многие их стихи он знал наизусть. За прекрасный голос и хорошую дикцию он был зачислен в хор военной песни и пляски Дома Офицеров. Участвуя в концертах, прочитал свои первые стихи, которые посвящал Суворовскому училищу.
После окончания Воронежского Суворовского училища он поступает в Череповецкое пехотное училище. Успешно заканчивает его. Затем для молодого офицера началась военная служба. Двенадцать лет военной карьеры пронеслись незаметно. (Приложение №4). И все эти годы он пишет стихи, которые посвящает не только военной службе, но и друзьям, родному краю.
- Творческая путь Фёдора Ефимова.
Здоровье не позволило продолжить военную карьеру, но главным для него была заветная мечта - поступить в Московский литературный институт им. М. Горького. После того, как Фёдора комиссовали из армии по состоянию здоровья, мечта сбылась - его зачислили студентом в литературный институт. Пять лет учёбы пролетели в одно мгновение, но в институте он получил навыки профессионального поэта. После окончания института он переезжает на постоянное место жительства в г. Минск, где занимается профессиональным творчеством поэта. Издаёт сборники стихов: «Армия» (1962г.), «Утренний автобус» (1964г.), «Днём настоящим» (1972г.), «Светлые зимние ночи» (1982г.), «Подстепье» (1995г.). Постоянно печатается в «Немане» - ежемесячном литературно-художественном и общественно-политическом белорусском журнале, который издаётся с 1952 года (Приложение №5). Фёдор Ефимов имеет многолетний опыт поэта - переводчика. Благодаря его неустанной, творческой работе русский читатель смог познакомиться с произведениями М. Богдановича, М. Танка, Д. Бичель-Загнётовой, Р. Бородулина, А. Пысина и П. Панченко. В сборнике «Что на сердце ложилось» Ефимов переводит избранные стихи белорусской поэзии. В 1969г. в издательстве «Советский писатель» г. Москва выходит сборник стихов и песен Адама Русака в авторизованном переводе с белорусского языка Фёдора Ефимова. В 1970 году тоже издательство выпускает сборник стихов автора Сергея Дергая в авторизованном переводе с белорусского Ф. Ефимова. (Приложение №6).
Таким образом, творческий путь Ефимова распадается на три периода: учёба в Суворовском училище; учёба в Череповецком пехотном училище и служба офицером в Советской Армии; учёба в Московском литературном институте им. М.Горького и профессиональное творчество поэта. В первый период формируются основные особенности его поэзии, тесно связанные с учёбой в Суворовском училище и воспоминаниями о семье. Для первых лет характерна ещё не сложившаяся позиция поэта: увлечения, юношеский максимализм, утопические конструкции. Строй его мыслей и чувств пронизан идеей торжества жизни. Переломную роль в сознание Фёдора Ефимова сыграли учёба в пехотном училище и профессиональная служба офицером в армии. В эти годы, в его творческих стихах, уже просматривается будущий профессиональный поэт. Любая лирическая эмоция состояния, переживания, автобиографические мотивы переплетаются с событиями после военного лихолетья. Становление, как профессионального поэта, происходит в годы учёбы в литературном институте. В творчестве Ефимова происходит процесс поиска методов обновления жанровой структуры, лирики. Для поэта характерны переходы из одного жанра в другой, трансформация отдельных произведений в синтетические жанровые формы. В поэзии Ф. Ефимова всё сильнее звучат социальные мотивы. Послевоенные годы усиливают его раздумья над судьбой личности, его зависимости от истории и общества. Именно в эти годы сознание Фёдора ещё более властно захвачено Пушкиным. Он читает собрания сочинений великого поэта под редакцией С.А. Венгерова, изучает составленную Н.О. Лернером «Летопись жизни Пушкина». Пушкинское утверждение величия человека одушевляли поэта на всём его творческом пути. По творческому набору Ф.Ефимов был редким и уникальным человеком. Сестра Александра вспоминает: «Неоднократно мне доводилось быть свидетелем того, как он работал круглыми сутками несколько дней. Причём не просто работал, а выкладывался. Два часа сна - и он готов к новому дню, полному разнообразных творческих напряжений, и так день за днём. По-моему, больше пяти часов он не спал никогда, кроме редких периодов полного расслабления, когда организм, казалось, освобождался от многомесячных накоплений усталости и сдержанности», Слово, сдержанность, лучше всего определяло Фёдора Ефимова, невидимого посторонним людям. В общении с людьми был сдержан, собран, тактичен, терпелив. Причём надо понять, что это был человек с тонкой и остро чувствующей структурой поэта, чтобы в должной мере оценить то напряжение и самодисциплину, которую требовала эта внешняя, чуть хладнокровная сдержанность. А вот родные и друзья вспоминают Фёдора, как человека преданного и нежного. (Приложение №7). У него был отдельный от всех его творческих талантов, ярко выраженный талант дружбы. Он делал для друзей много и умел принимать дружбу. Так, чтобы они были от этого счастливы.
- Встреча Ф.А. Ефимова с учащимися Новотроицкой школы.
Любовь к родному краю, к земле, к природе всегда вызывало у Фёдора такое чувство, которое он излагал стихами. С особой теплотой и любовью он посвящает стихи своей родной матери. Хотя он и мало учился в Новотроицкой школе, но это было начало всему, чего он достиг в жизни. Наверное, поэтому, он посвящает свои стихи Новотроицкой школе. Фёдор Архипович частый гость в нашей школе. Последняя встреча с поэтом состоялась в ноябре 2002 года. (Приложение №8). Актовый зал был переполнен жителями села, учениками и учителями. Перед ними поэт-земляк прочитал свои последние стихи, которые только что вышли из печати. Ответил на многочисленные вопросы учащихся, посвященные его творчеству. Из беседы узнали, что на родину приезжает с большой тревогой и радостью. Заряд и энергию получает только от родной земли.
Посещение тех мест, где прошло его детство, где живут родные, наполняет приятными эмоциями. По этому поводу поэт сказал так: «Ностальгия по прошлому пронизывает теплом сердце». Он прочитал свои произведения, которые пронизаны философскими мыслями. В них Фёдор Ефимов высказывает отношение к перестройке и развалу СССР, образованию независимых государств и последствиям перемен. Хотя большую часть жизни Ефимов прожил в Белоруссии, но, увы, признаётся: «Я не чувствую себя гражданином Белоруссии, там я, не я». В конце встречи с поэтом – земляком, Ефимов обратился к присутствующим в зале с пожеланием любить свою Родину, наш край Новотроицкий, любить и уважать родителей. Это встреча останется в нашей памяти на долгие годы.
Сам себя, без нужды обеляет,
И тем себя опровергает вновь,
Когда от ненависти отделяет
К Отчизне безграничную любовь.
Но как забыть соломенные вехи
Возок, деревню жалкой худобе
И врезанные в небеса навеки.
Здесь человек лишь снится сам себе.
Ф.Ефимов / 2002г/
- Заключение.
Жители села Новотроицкое, учащиеся средней школы гордятся своими знаменитыми земляками. Ученики хотят хотя бы немного быть похожими на них. Для нас они являются примерами мужества, трудолюбия, любви к школе и своим учителям.
Школьное краеведение - важный фактор идейно-нравственного, патриотического, трудового и эстетического воспитания. Но, всё же главное, что оно, способствует патриотическому воспитанию, расширяет и развивает познавательные интересы, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Как правило, ученики с интересом относятся к изучению своей Родины. Но нередко у отдельных школьников складывается представление о тех или иных исторических фактах, событиях и явлениях, как о чём-то не только происходившем давным-давно, но и имевшем место где угодно, но только не в родных, близких, знакомых с детства местах. Но после ознакомления с летописью села, посещения краеведческого музея, взгляды учащихся на историю нашего края меняются. Опыт нашей краеведческой работы показал, что и в сельской местности, в глубинке, можно и нужно открывать музеи, составлять летопись родного края. Которые имеют огромное значение в воспитания не только подрастающего поколения, но и всего населения села Новотроицкого. Богата историей наша Новотроицкая земля. Наша цель - лучше знать, гордиться, любить её, сохранить и передать всё лучшее будущему поколению.
По стране,
По полям всей Европы,
От родного села далеки,
Спят потомственные хлеборобы,
Новотроицкие мужики.
Наши братья, отцы, наши деды,
Сколько славных,
Красивых имён! …
Дотоле не забудет имён дорогих,
Сохранит Черноземное поле
Благодарную память о них!
II. Методики исследования.
В своей работе я использовал следующие
методы исследования:
научный визуальный поисковый
- Научный метод - работа с дополнительной литературой, интернет ресурсами.
- Визуальный метод - исследование материала (работа в школьном краеведческом музее).
- Поисковый метод – поиск материала, сбор информации.
III. Результаты работы и где обсуждены.
В ходе исследовательской работы был собран большой материал о жизни и деятельности нашего земляка-поэта Ефимова Фёдора Архиповича, используя который в школьном краеведческом музее была оформлена экспозиция «Гордость нашего села».
Результаты работы обсуждались на заседании краеведческого кружка. В ходе обсуждения было отмечено, что, ученики, как правило, с интересом относятся к изучению истории, культуры своей Родины, но нередко у школьников складывается представление о тех или иных исторических фактах, событиях и явлениях, как о чём-то не только происходившем давным-давно, но и имевшем место где угодно, но только не в родных, близких, знакомых с детства местах. Но после посещения музея взгляды учащихся зачастую меняются.
Материал исследовательской работы вошёл в «Летопись села Новотроицкого», опубликован на сайте: Про школу ру.
- Общие выводы.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к близким людям, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными особенностями формирует черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления по истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Исследовательская работа «Гордость земли Воронежской» создает условия для формирования мотивации к познавательной деятельности, развитию мышления, любознательности, расширению кругозора и творческих способностей, позволяет создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.
Таким образом, литературное краеведение занимает важное место в нравственном, этическом, эстетическом образовании и воспитании детей.
«Людям необходимо знать историю своего народа, своей «малой родины», своей страны. Глубоко не правы те, кто считает её лишь набором красивых легенд, бесполезных для практической жизни».[1]
- Перспективы работы.
В ходе исследовательской работы был разработан проект и принято решение – продолжить работу по данному исследованию.
Реализация проекта позволит приобрести дополнительные знания, умения поисковой организаторской работы. Пополнить школьный краеведческий музей интересными экспонатами.
- Список источников
Литература:
- В. Тихонов История Чёрной земли с древнейших времён и до снования Воронежа, стр. 8-9,издательство ООО “Новый взгляд» г. Воронеж.
- Летопись села Новотроицкое. Автор Кириллов С.М. учитель истории.
ИНТЕРНЕР ресурсы:
[1] В. Тихонов История Чёрной земли с древнейших времён и до основания, Воронежа, стр. 8-9,издательство ООО “Новый взгляд» г. Воронеж.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НОВОТРОИЦКИЙ ПОЭТ Фёдор Ефимов (псевдоним Ф. Архипов) Исследовательская работа
«Если человек равнодушен к старым улицам, значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране». Д. С. Лихачёв
Отец поэта Ефимов Архип Николаевич Мама поэта Ефимова Екатерина Васильевна
Первый год учёбы в Воронежском Суворовском училище Выпускник Воронежского Суворовского училища
Ф. Ефимов офицер Советской армии
Фёдор Архипович в кругу своей семьи
Творческая деятельность Фёдора Ефимова
Родной школе родного села, учителям и ученикам, бывшим и будущим (с присовокуплением перефразированного А.Т. Твардовского: Я не так ещё писал бы – жаль, что лучше не могу!) 9 августа 1988 год., г Минск
Поэт Ф. Ефимов среди учащихся Новотроицкой СОШ
Основные методы исследования. научный визуальный (работа с дополни- (исследование тельной литературой) поисковый (сбор информации) материала )
Вывод : Богата историей наша Новотроицкая земля. Наша цель - лучше узнать, гордиться, любить её, сохранить и передать всё лучшее будущему поколению. Литературное краеведение занимает важное место в нравственном, этическом, эстетическом образовании и воспитании детей. Людям необходимо знать историю своего народа, своей «малой родины», своей страны. Глубоко не правы те, кто считает её лишь набором красивых легенд, бесполезных для практической жизни .
Презентацию выполнил Плотников Иван ученик 6 класса МКОУ Новотроицкая ООШ Терновского района, Воронежской области.