Конспект экскурсии в мини-музей «Быт и традиции народов Сибири»
Познакомить детей с историей и культурой Сибирского народа, познакомить детей с музеем, закрепить знания детей о профессии экскурсовод, учить детей отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_i_traditsii.docx | 236.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии в мини-музей
«Быт и традиции народов Сибири»
Цель: формирование представлений о жизни и быте Сибирского народа.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный показ образца, показ предмета, игровой.)
Задачи.
1. Образовательные:
-познакомить детей с историей и культурой Сибирского народа;
-познакомить детей с музеем;
- закрепить знания детей о профессии экскурсовод;
- учить детей отвечать на поставленные вопросы;
- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками.
2. Развивающие:
- развивать исследовательский интерес, любознательность;
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
3. Педагогические:
-воспитывать любовь к родному краю, уважению к нашим предкам.
-воспитывать любовь и интерес к художественному слову;
-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.
Материалы и оборудование: макет русской избы, самовар
Участники: дети подготовительной группы (экскурсовод) воспитатель
Длительность: 25 минут
Ход занятия
Педагог: Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:
«В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет»
Дети: Это музей.
Педагог: Ребята, вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей «Быт и традиции Сибирского народа народа».
Прежде чем мы с вами отправимся в музей, давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей).
Педагог: Правильно, вы все верно назвали. И так, в музее: нельзя кричать и шуметь, трогать экспонаты руками; нельзя перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой; по залам музея следует передвигаться бесшумно, громко разговаривать недопустимо; в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
А теперь пора отправляться в музей. Педагог ведет детей в музей.
Педагог: Вот мы и пришли в музей. Как много здесь разных предметов. Ребята, скажите, а кто рассказывает о предметах в музее?
Дети: Экскурсовод.
Педагог: Правильно. Экскурсовод – это человек, который ведет экскурсию. Сегодня вашими экскурсоводами будут (представляется) воспитатель Ирина Владимировна и ребята с нашей группы
Педагог: В старину дом на Руси называли?
Дети: избой
Педагог: Избы на Руси строили из древесины: сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. При входе в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Чтобы в холода в избу меньше дуло и тепло не уходило, дверь в делали низкой, а порог, наоборот, высоким.
Педагог: В доме всего одна комната, ее называют горницей. Что занимает центральное место в избе? (показывает на макет русской печи)
Дети: Печь
Педагог: Правильно. Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», так говорили в старину.
Про русскую печь расскажет Виктория
Виктория: Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь - всему голова» Самая главная. Голова - значит самая главная. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне. На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами.
Педагог: Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?
Дети: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»
Как вы думаете, почему называли печь «кормилицей»?
Дети: В ней варили еду, пекли хлеб
Педагог: Правильно. Она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).
А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей).
Педагог: Сейчас жилые многоквартирные дома обогреваются горячей водой, которая течет по трубам системы центрального отопления. Воду до высокой температуры нагревают большие теплоэлектроцентрали и городские котельные.
Педагог: Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.
Педагог: Послушайте загадку:
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет».
Дети: Ухват
Педагог: А вот и ухват. Ухват – это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки. Педагог показывает ухват.
Педагог: Отгадайте еще одну загадку:
«И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает».
Дети: Это самовар.
Егор: Вокруг самовара собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя (показывает самовар). Сейчас самовар на кухне встретить большая редкость – люди стали использовать электрочайники.
Педагог: В старину семьи были большие. Во время обеда рассаживались за большой стол на лавки, а ночью спали на лавках. Лавки были длинные и широкие.
Педагог: Дети, а отгадайте еще одну загадку:
«Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили «.
Дети Лапти
Педагог: Да, верно. Это лапти. А вы знаете из чего плелись лапти? (нет). Лапти плелись из лыка.
Алина: Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу есть такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?». Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, у которых не было возможности купить сапоги. Алина показывает макет лаптей.
Педагог: Для хранения вещей и одежды использовали сундуки.
Миша: В сундуках хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили в качестве сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом.
Педагог: Ребята, а вы знаете, каким способом крестьяне освещали свою избу вечерами, когда становилось темно? Электричество ведь было в домах не всегда.
Дети: Ответы детей.
Педагог: Темными осенними, зимними вечерами крестьянская изба освещалась при помощи лучин. Лучина – это тонкая щепка из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Через много, много лет появились керосиновые лампы. Педагог показывает лучину.
Педагог: А теперь, я предлагаю вспомнить, как жили люди раньше. Поиграем в игру «Что было, что стало». Я буду задавать вопрос, а вы отвечать на него
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).
Раньше готовили в печи, а сейчас (на плите).
Раньше спали на лавках, а теперь (на кровати).
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).
Раньше освещали избу с помощью лучины, а теперь есть электричество. Проводится игра «Что было, что стало».
Педагог: Дети, какие экспонаты в музее вам понравились больше всего? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей), а чтобы вы хотели узнать наследующий раз? (ответыдетей)
На этом наша экскурсия заканчивается.
-Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали.
-Надеюсь, вам понравилась наша экскурсия?
-В следующий раз мы с вами узнаем, как и из чего делают посуду, которая представлена в нашем музее.
- Мне нравится (1)