Национальный состав села Надежда.
Экскурсия рассказывает о национальном составе села Надежда Шпаковского округа, Ставропольского края. В музейной экспозиции представлены экспонаты разных народов. Экскурсия дает представление о культуре русского, армянского, курдского народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия о национальном составе села Надежда Шпаковского округа Ставропольского края | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ельникова Валентина Борисовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 14 с.Надежда
Ставропольский край. Россия
Национальный состав села Надежда.
Ставропольский край один из самобытных и уникальных регионов нашей страны. Здесь, в одном из самых многонациональных районов России, на протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали, обогащая друг друга, культуры многих народов, сохранялись традиции межнационального согласия, веротерпимости, взаимного уважения. Чтобы лучше понять народ, с которым рядом живешь, нужно глубоко представлять его внутреннее содержание, идеалы, обычаи, верования.
Из разных источников мы собрали большой материал о национальном составе нашего села Надежда. Это газета «Коммунистический маяк» 1980 года. Николай Копнин поместил в ней ряд очерков под названием «Село из легенды». Много интересного узнаем мы из таблиц: «Национальный состав Ставропольского края», «Национальный состав села Надежда» и таблицы
«Национальный состав МКОУ СОШ №14».
С момента основания села в 1783 году в нем проживало 2591 человек. Сегодня проживает более 12 тысяч. Село отличается пестрым этническим составом населения. Около восьмидесяти процентов это русские . Второй по численности этнос - армяне – составляют – более полутора тысяч человек. В селе более трехсот цыган, двести сорок восемь лезгин, сто семьдесят шесть даргинцев. Проживают и другие народы: украинцы, белорусы, аварцы, осетины, азербайджанцы, немцы, карачаевцы, чеченцы. Всего двадцать семь национальностей. У них много общего в трудовой деятельности в орудиях труда, в пище, одежде, обычаях и обрядах.
В 90-е годы ХХ века надеждинская земля приняла в свой состав разные народы из стран ближнего зарубежья: Армении, Украины, Азербайджана, Казахстана. В селе Надежда представлено более десяти языковых групп. Русский язык является основным средством общения.
На территории села Надежда армяне проживают практически на всех улицах. На улице Садовой проживают семьи Минасян, Мнацаканян, Арутюнян, Налбандян, Григорян и другие. Все они прибыли из разных мест. У каждой семьи своя история. Семьи Мнацаканян, Налбандян, Арутюнян прибыли из Нагорного Карабаха.
Армянский народ очень трудолюбивый. Среди них есть мастера своего дела. Большой процент армян занимается торговлей, строительством, изготавливают мебель. Много внимания уделяют армяне огородничеству и садоводству. Так как в пищу употребляется много зелени, на огороде традиционно выращивается лук, кинза, петрушка, фасоль. В музее есть армянский костюм, книги, газеты, посуда.
Особое место у всех народов занимает такая традиция, как уважение к старшим и гостеприимство. Обычай гостеприимства своими корнями уходит в глубь веков. Почитание старших и особенно стариков в семье и в обществе соблюдалось со всей строгостью у всех народов. Гость находил в доме внимание и приют.
В селе Надежда живут курды, приехавшие из Казахстана. Местные курды с особым теплом и трепетом относятся к своей истории. Надир Надиров в книге «Мы курды – казахстанцы» пишет: «Высокие ноты в наших песнях…. указывают на то, что мы – гордый народ и жизнь наша связана с высотой». Это действительно трудолюбивый и доброжелательный народ. Курды издревле были скотоводами, а также выращивали зерновые, сажали сады и виноградники.
В быту у курдов до сих пор широко распространено вязание шерстяных носков. Множество их с различными орнаментами. В нашем музее хранится курдский костюм, а также газеты на курдском языке, книги.
Одна из экспозиций нашего музея посвящена быту русских крестьян села Надежда. Вэкспозиционной коллекции представлены разные экспонаты: сундук, одежда, люлька, русская печь, ночва для замешивания теста, коромысло.
В каждой семье имелась прялка. Прядением занимались в свободное от других работ время, в основном по вечерам. Широко у надеждинских крестьян было распространено вышивание. Вышивкой покрывали не только праздничную, но и будничную одежду. Вышивали салфетки, полотенца. Рисунки для вышивок женщины брали друг у друга. Мотивами вышивок были чаще всего цветы и листья. В каждой хате были домотканые дорожки.
Гладили вещи вот таким предметом, который называется рубель. Позже появились утюги. В сельском хозяйстве использовали серп и деревянные грабли. Широко использовались в пище крестьян молочные продукты. Масло сбивали вот в таких деревянных маслобойках. Хранили масло в кувшине.
Начиная с далекого прошлого и кончая нашими днями лучшие идеалы человечества, лучшие нравственные истоки у всех народов изначальны, и первичным было добро, а не зло. Все народы одинаково мечтали о справедливости, у всех народов мудрость предков охраняла очаг, оберегала природу, рождала героев, защищала слабых. Именно эти традиции в конечном счете утверждались на всех этапах развития истории народов.