Технологическая карта урока в школьном музее «Кубанская казачья хата: быт и традиции»

Школьный краеведческий музей МЫ ПОМНИМ

Мы с вами в кубанской хате и будем говорить об особенностях труда, быта и традициях родного края.

Культура малой родины богата

Перед тобой жилище предков - хата,

Турлучная, а крыша - камышом,

Ее жильцам  метели нипочем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazaya_kubanskaya_hata.docx206.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в школьном музее «Кубанская казачья хата: быт и традиции»

(начальные классы)

1. Общая часть

Предмет

 Кубановедение

Класс

1-2

Тема

«Кубанская казачья хата: быт и традиции»

Составитель

Метлицкая А.А, учитель начальных классов, руководитель школьного музея

Планируемые  образовательные  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Обучающиеся научатся:

 - слушать  рассказ о  быте  казаков;

 - отвечать на вопросы  по содержанию беседы;

- определить разницу  между современным быте и быте кубанских Казаков; 

Обучающиеся получат возможность научиться: 

осмысливать эстетические и

нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение;

Р. планируют решение учебной задачи:

выстраивают последовательность необходимых операций;

осуществляют контроль деятельности

П. овладеют методом познания окружающего мира – наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи.

К. оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания,

- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику.

Цель урока

- познакомить детей с элементами быта кубанских казаков, с обстановкой хаты, утварью, воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, уважение к её традициям.

Задачи

-воспитывать у обучающихся уважение к старшему поколению через знакомство   с  народными традициями казачьих семей;

-способствовать пониманию  обучающимися личной ответственности каждого человека пред членами своей семьи, обществом через работу с пословицами и поговорками ;

-создать условия для понимания обучающихся, что только через труд, труд на благо других,

-создание доброй атмосферы вокруг себя, служение обществу и своему Отечеству, можно прожить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Художественно-педагогическая и нравственная идея занятия:

Помни, брат, что у казаков:
Дружба - обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство – закон

Средства ИКТ, раздаточный материал используемые на уроке

Карточки с  кубанскими словами-предметами быта,

экспонаты школьного музея,

 словарь

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

2 мин

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают…                                                                                                                                                                                

- Сегодня на уроке в школьном музее мы  поговорим об особенностях труда, быта и традициях Кубани. А для этого мы совершим путешествие в историческое прошлое нашей малой родины..  

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к предмету.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

3 мин

Самоопределение к деятельности

- В  какой именно уголок истории мы совершим путешествие сегодня?

-Что мы должны сделать в начале?   (спланировать свою деятельность и понять, что же сегодня мы хотим узнать о нашем крае,  на какие вопросы мы  хотели бы получить ответы).

- Посмотрим вокруг.  Вы быстро найдете  найдёте  подсказку

-Мы с вами в кубанской хате и будем говорить об особенностях труда, быта и традициях родного края.

Культура малой родины богата

Перед тобой жилище предков - хата,

Турлучная, а крыша - камышом,

Ее жильцам  метели нипочем.

- Определите тему сами. (Быт и традиции родной Кубани. Мы познакомимся  с традициями и бытом кубанских казаков, с убранством казачьей хаты).

C:\Users\Мама\Desktop\хта.jpg

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют поиск

необходимой информации.

Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи

Коммуникативные: умеют слушать и

слышать, отвечать на поставленные

вопросы.

Этап 3. Основная часть

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 мин

- Что такое быт и традиция? Давайте посмотрим в толковом словаре. (словарь Ожегова)

Быт -  уклад жизни, повседневная жизнь.

Традиция –множество обрядов, обычаев, привычек и навыков передаваемых из поколения в поколение.

Прежде чем мы познакомимся с бытом на Кубани, давайте вспомним, как же все начиналось?

( рассказы подготовленных учеников-экскурсоводов)

- Царица Екатерина II издала Указ о пожаловании земель за их добросовестную службу. И тогда потянулись обозы с нехитрыми казачьими скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки – казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, устанавливали сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. 

Обживая земли, казаки строили себе жильё: хаты, мазанки. Давайте посмотрим, как раньше строили хаты.

 

- В казачьей станице дома стоят в ряд, они ограждены странной изгородью. Как она называется? (плетень, его сплели сами казаки).

 -Во дворе различная хозяйственная утварь, телеги, хозяйственные постройки, это о чем говорит? (показ на макете)

-Хаты казаки строили из доступного материала- самана. Делали его сами из глины и соломы, потом выстроенные хаты обмазывали глиной с обеих сторон. Внутри и снаружи  обязательно хаты белили. Пол обмазывали глиной, а крышу делали под камышом и соломой. Огораживали хату невысоким плетнём. Этот плетень заготавливали  взрослые и дети.

- А как вы думаете, для чего хаты обязательно белились? (Ответы детей)

- Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.

Как выглядела хата снаружи, мы узнали, а вот как она выглядела изнутри, мы сейчас узнаем и увидим.

(рассказы подготовленных детей-экскурсоводов)

-В каждой хате была русская печь. Она являлась вместилищем пищи, домашним очагом.  Печь топили, готовили на ней еду, на ней спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится «Печь - царица в доме». Она была символом  благополучия в доме, семейного тепла. 

- Главным украшением хаты была икона с рушником (полотенцем) в красном углу.  Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный на  икону, убранную вышитым рушником.

C:\Users\Мама\Desktop\н.jpg

- Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески. (показ экспонатов по ходу рассказа детей)

-  Самым традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был деревянный стол; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. «В хате стол - то же, что в алтаре престол» (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.

- Есть такая традиция. Когда встречают дорогих гостей, то подносят хлеб и соль. Как вы думаете почему?

- А ещё соль, по мнению предков, защищала от злых сил и духов. Казачки готовили вкусные блины, пирожки с кабаком, с фасолью, пироги с капустой, пампушки с чесноком, просто объеденье.

-Чего только не было в казачьей хате – и ухват, и кочерга, и чугунок. И каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно, и служили они долго. Кубанские казаки  во все времена стремились украсить свой быт. Народ творил из простого материала, но ценность изделия измерялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов  рассказа учителя, электронных ресурсов; выделяют

необходимую информацию, извлекая ее из услышанного, увиденного в результате анализа делают вывод.

Коммуникативные:  способность

работать в классе;  готовность слушать

собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценивают свои знания,

выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

Этап 4. Проверка полученных результатов.

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

1 мин

Физминутка

8 мин

Работа с карточками.

Соединить карточку (название  на кубанской «балачке»)

и предмет находящийся в хате.

Гуска – гусыня.

Глэчик — глиняная рынка

Дробына — деревянная лестница, стремянка .

Кабыца — дворовая печь-мазанка

Кочан – кукуруза (Варёны кочаны – отварные початки молодой кукурузы, топить кочанами – использовать сухие стебли спелой кукурузы как топливо)

Стулка – стул или табуретка (как правило маленькая).

Скрыня -сундук

Коммуникативные:

уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Регулятивные:

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

1 мин

Учитель:

- что вам понравилось на музейном уроке больше всего?

- какова была тема нашего урока?

- достигли ли мы поставленной цели?

- ответили ли мы на интересующие нас вопросы?

- спасибо вам за работу!

Регулятивные:

осознают важность приобретения новых знаний.

Познавательные:

оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Личностные: осознают

важность полученных знаний.
Коммуникативные: умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.