Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный музей»
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма (МАОУ СОШ № 7)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Школьный музей»
направленность:
Уровень: базовый Возраст детей: 13-17 лет Сроки реализации: 1 год
Составитель: педагог дополнительного образования
высшей категории Карпова Татьяна Николаевна
г. Когалым 2023
Дополнительная общеобразовательная программа
направленности
«Школьный музей»
Направленность программы –.
Уровень освоения программы - базовый.
Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.
Адрес реализации программы: 628484, Тюменская область, ХМАО–Югра, город Когалым, улица Степана Повха,13
Пояснительная записка
В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое.
П. Валери.
Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников.
В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным направлением в образовании, накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания.
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Актуальность программы обусловлена тем, что у учащихся формируются и развиваются творческие способности; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии; обеспечение гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.
Направленность программы – программа направлена на гармоничное развитие личности и творческой самореализации ребенка. Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:
- Авторская программа Э.А.Джабраиловой «Школьный музей», 2008;
- Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев. Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской области Центр развития творчества детей и юношества, 2005;
- Преподавание основ музейного дела в школе. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г./дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011.
Социальная значимость программы заключается в воспитании патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Новизна программы «Школьный музей» состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития на основе изучения истории России, родного города, округа, области, а также истории школы.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Концептуальная основа программы «Школьный музей» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Концепция базируется на идеях личностно - ориентированного образования, современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников, многообразии индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи программы:
- образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образова¬тельной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
- развивающие:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей деятельности.
- воспитательные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Основные дидактические принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Основные направления деятельности музея
1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, систематизация и хранения музейных предметов).
2. Поисковая, учебно-исследовательская деятельность.
3.Экскурсионно-просветительская деятельность. Создание постоянных и передвижных экспозиций.
Принцип построения программы:
Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков старших обучающихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка.
Формы проведения занятий
Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию.
Основные методы обучения
- словесные (лекции – беседы);
- наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ);
- практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов, презентаций).
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная).
Основным принципом реализации программы является: принцип межпредметных связей.
Занятия учебных групп проводятся:
Один раз в неделю по 2 часа.
Режим занятий:
Общее количество часов в год – 72 часа.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Продолжительность занятия – 1 час.
Программа рассчитана на обучающихся 13-17 лет.
Формой подведения итогов считать:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- написание и защита исследовательской работы;
- проведение учебно-практических конференций;
- оформление альбома-отчёта;
- самостоятельное оформление стендов;
- сбор и систематизация материала;
- участие учащихся в окружных, всероссийских конкурсах с творческими и исследовательскими работами краеведческого характера.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
Учебно-тематический план на первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж | 1 | 1 | - | |
2 | Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы | 1 | 1 | - | Опрос |
3 | Где и как собирать материалы для музея | 1 | 1 | - | Опрос |
4 | Работа с историческими источниками | 2 | 1 | 1 | Опрос |
5 | Наследие в школьном музее | 1 | 1 | - | Опрос |
6 | История нашего города | 4 | 1 | 3 | Презентация «Мой любимый город», «Городу посвящается…» |
7 | Функции школьного музея | 1 | 1 | - | Творческая работа |
8 | Организация школьного музея | 1 | 1 | - | Творческая работа |
9 | История нашей школы | 4 | 1 | 3 | Беседа Творческая работа |
10 | Комплектование фондов школьного музея | 4 | - | 4 | Творческая работа, поисково-краеведческая работа |
11 | Фонды школьного музея | 4 | 1 | 3 | Творческая работа, поисково-краеведческая работа |
12 | Учёт и описание музейных предметов | 6 | 1 | 5 | Творческая работа, поисково-краеведческая работа |
13 | Экспозиция школьного музея | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
14 | Тексты в музейной экспозиции | 5 | 1 | 4 | Творческая работа |
15 | Участники СВО, ВОВ | 8 | 1 | 7 | Творческая работа, поисково-краеведческая работа, создание презентаций «Мы помним! Мы гордимся!», «Они сражались за Родину!», «Слава героям!» |
16 | Экскурсионная работа в школьном музее | 10 | 10 | - | Экскурсии для учащихся школы, гостей |
17 | Создание презентаций на основе собранного материала | 10 | 1 | 9 | Творческая работа презентация Конкурсы |
18 | Конкурсы исследовательских работ по краеведению | 5 | 1 | 4 | Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах |
19 | Заседание Совета и актива школьного музея | 2 | 2 | - | Итоги работы |
Итого: | 72 | 28 | 44 |
Содержание программы
Тема 1. Инструктажи. Цели, задачи, участники музейного движения
Тема 2. Основы музейных знаний
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.
Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в городе, ветеранами педагогического труда, родителями.
Тема 3. Где и как собирать материалы для музея
Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.
Тема 4. Работа с историческими источниками
Основные источники по истории: брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники.
Тема 5. Наследие в школьном музее
Теоретические занятия. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Тема 6. История нашего города
Мифология по истории заселения родного города. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры города.
Тема 7. Функции школьного музея
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 8. Организация школьного музея
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Тема 9. История нашей школы
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного города. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 10. Комплектование фондов школьного музея
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других полевых изысканий.
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 11. Фонды школьного музея
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 12. Учет и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 13. Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 14. Тексты в музейной экспозиции
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 15. Участники Великой Отечественной войны, СВО
Военные традиции земляков. Жители родного города – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Стена Памяти.
Тема 16. Экскурсионная работа в школьном музее
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Тема17. Создание презентаций на основе собранного материала
Тема 18. Конкурсы исследовательских работ по краеведению
Тема 19. Заседание Совета и актива школьного музея
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
- Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
- Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
- Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр, фестивалей и встреч.
- Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами.
- Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), чаепития для ветеранов, тружеников тыла и гостей школы.
Условия реализации программы
Календарный график
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных программ | Итого недель в учебный период | |||
для групп дополнительного образования | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | |||
Период | Количество | Период | Количество | |
недель | недель | |||
01.09.2023г.- 29.12.2023г. | 16 недель | 09.01.2024г.- 24.05.2024г. | 20 недель | 36 недели |
Сроки организации промежуточного и итогового контроля | ||||
реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||||
20.12.2023г. - 29.12.2023г., 20.04.2024г. – 29.04.2024г. | ||||
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных программ образовательных проектов в каникулярный период* | Итого недель в учебный период | |||
Период | Количество недель | |||
28.10.2023-05.11.2023г. | 1 неделя | |||
25.03.2024-02.04.2024г. | 1 неделя | |||
Итого в учебный период с 01.09.2023г. по 24.05.2024 г. | 36 недель |
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и высшую квалификационную категорию. К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.
Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.
Материально-техническая база: Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фотоаппарат.
Список литературы и электронных ресурсов
- В помощь активистам музея образовательной организации/ авт.-сост. А. П. Анчиков. – ООО «Педагогические технологии –НН», 2014
- В. П. Ососков, В. Т. Ковтун. «Основы ветеранской работы». Учебно-методическое пособие. Москва, «Эко-Пресс», 2013.
- «Поисковое движение России», Сборник нормативных актов и документов по поисковой работе. Составитель Н.И. Некрасова; отв. за выпуск О.С. Кныш. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
- Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год.
- Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.
- Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989.
- Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.
- Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.
- ''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.
- В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.
- Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.
Электронные ресурсы
- Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur
- Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
- Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
- Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
- Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
- Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
- Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
- Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
- Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
- Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
- Портал Архивы России. http://www.rusarchives.ru/
- Российская газета. Поиск информации об участниках ВОВ в интернете. Ссылки для поиска людей в Интернете. https://rg.ru
- Российская государственная библиотека. http://elibrary.rsl.ru/
- Русский музей. http://rusmuseum.ru/
- Солдат. Справочники. http://www.soldat.ru/spravka/
- Фотоархив ВОВ 1941-1945 http://soldat1941.narod.ru
- Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
- Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/
- // http: // www.5ka.ru/31/5519/1.html
- Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ... Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину
- // http: // www.kadashi.ru
- Музейная педагогика, обучение детей, занятия с детьми, интеракивные занятия с детьми, археология, писать пером…