Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный музей»

Карпова Татьяна Николаевна

Школьный музей, 72 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkolnyy_muzey.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма (МАОУ СОШ № 7)

C:\Users\Радиорубка\Desktop\ПФДО\1. ПРОГРАММЫ ПФДО 2023\печать.jpg

Дополнительная общеобразовательная программа

«Школьный музей»

  направленность:

Уровень: базовый Возраст детей: 13-17 лет Сроки реализации: 1 год


Составитель:                   педагог дополнительного образования

высшей категории Карпова  Татьяна Николаевна

г. Когалым 2023

Дополнительная общеобразовательная программа

направленности

«Школьный музей»  

Направленность программы .

Уровень освоения программы - базовый.

Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.

Адрес        реализации        программы:        628484, Тюменская область, ХМАО–Югра,        город Когалым, улица Степана Повха,13

Пояснительная записка

В будущее мы входим,

Оглядываясь на прошлое.

П. Валери.

Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников.

В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным  направлением  в образовании,  накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания.

Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Актуальность  программы обусловлена тем, что у учащихся формируются и развиваются творческие способности; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии; обеспечение  гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.

Направленность программы – программа направлена на гармоничное развитие личности и творческой самореализации ребенка. Работа школьного музея способствует реализации  компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у  учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;

- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

-коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:

  1. Авторская программа Э.А.Джабраиловой «Школьный музей», 2008;
  2. Сборника   методических  материалов  для  руководителей  школьных музеев. Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской    области Центр развития творчества детей и юношества, 2005;
  3. Преподавание  основ  музейного  дела  в  школе.  Малиновская  М.В.,  Стрелкова  Г.Г./дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011.

Социальная значимость программы заключается в воспитании патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Новизна программы «Школьный музей» состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития на основе изучения истории России, родного города, округа, области, а также истории школы.  

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность: 

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Концептуальная основа программы «Школьный музей» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, Конвенции ООН о правах ребенка, Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Концепция базируется на идеях личностно -  ориентированного образования, современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников, многообразии индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

Цель программы:  

- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи программы:

-  образовательные:

- познакомить учащихся с историей музейного дела;

-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образова¬тельной и экспозиционной работой музея);

- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;

- развить первичные практические навыки музейной работы;

- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской  деятельности.

- развивающие:

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;

- научить исследовательской и проектной деятельности;

- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей деятельности.

- воспитательные:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

-  воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Основные дидактические принципы реализации программы:

-  деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;

-  принцип обеспечения успешности; 

-  принцип дифференциации;

-  компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

Основные направления деятельности музея

1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, систематизация и хранения музейных предметов).

2. Поисковая, учебно-исследовательская деятельность.

3.Экскурсионно-просветительская деятельность. Создание постоянных и передвижных экспозиций.

Принцип построения программы:

Программа составлена с учетом возрастных и психологических возрастных особенностей обучающихся. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.  В зависимости от возраста и подготовки обучающихся, педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с младшими обучающимися. В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом возрастных возможностей и задатков старших обучающихся, в то же время для них идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка.

Формы проведения занятий

Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятияК ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию.

Основные методы  обучения

  • словесные (лекции – беседы);
  • наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ);
  • практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов, презентаций).

Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная).

Основным  принципом реализации программы является: принцип межпредметных связей.

Занятия учебных групп проводятся:

Один  раз   в неделю по 2 часа.

Режим занятий:

Общее количество часов в год – 72 часа.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Продолжительность занятия – 1 час. 

Программа  рассчитана на обучающихся 13-17 лет.

Формой подведения итогов считать:

- учебная экскурсия в музее;

- урок-экскурсия в музее;

- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;

- написание и защита исследовательской работы;

- проведение учебно-практических конференций;

- оформление альбома-отчёта;

- самостоятельное оформление стендов;

- сбор и систематизация  материала;

- участие учащихся в окружных, всероссийских конкурсах с творческими  и исследовательскими   работами  краеведческого характера.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в результате освоения программы:

Личностные результаты:

 - воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;

 -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные:

- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения;

-  проведение экскурсий по экспозициям музея;

-  развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея;

- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы  исторического  мышления;

- первичные представления об  историческом положении малой Родины;

- основополагающие знания об истории родного края;

- владеть этнографическим компонентом своего региона;

- уметь  работать с топонимическим материалом своего региона.

Учебно-тематический план на первый год обучения

п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Цели и задачи курса. Вводный инструктаж

1

1

-

2

 Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

1

1

-

Опрос

3

Где и как собирать материалы для музея

1

1

-

Опрос

4

Работа с историческими источниками

2

1

1

Опрос

5

 Наследие в школьном музее

1

1

-

Опрос

6

История нашего города

4

1

3

Презентация «Мой любимый город», «Городу посвящается…»

7

Функции школьного музея

1

1

-

Творческая работа

8

Организация школьного музея

1

1

-

Творческая работа

9

 История нашей школы 

4

1

3

Беседа

Творческая работа

10

Комплектование фондов школьного музея

4

-

4

Творческая работа, поисково-краеведческая работа

11

 Фонды школьного музея 

4

1

3

Творческая работа, поисково-краеведческая работа

12

Учёт и описание музейных предметов

6

1

5

Творческая работа, поисково-краеведческая работа

13

Экспозиция школьного музея

2

1

1

Творческая работа

14

Тексты в музейной экспозиции

5

1

4

Творческая работа

15

Участники СВО, ВОВ

8

1

7

 Творческая работа, поисково-краеведческая работа, создание презентаций «Мы помним! Мы гордимся!», «Они сражались за Родину!», «Слава героям!»

16

Экскурсионная работа в школьном музее

10

10

-

Экскурсии для учащихся школы, гостей

17

 Создание презентаций на основе собранного материала

10

1

9

Творческая работа

 презентация  

Конкурсы

18

Конкурсы исследовательских работ по краеведению

5

1

4

 Участие в муниципальных, региональных, всероссийских  конкурсах

19

Заседание Совета и актива школьного музея

2

2

-

 Итоги работы

Итого:

72

28

44

Содержание программы

Тема 1.  Инструктажи. Цели, задачи, участники музейного движения

Тема 2. Основы музейных знаний

О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.

Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в городе, ветеранами педагогического труда, родителями.

Тема 3. Где и как собирать материалы для музея

  Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

Тема 4. Работа с историческими источниками

Основные источники по истории: брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники.

Тема 5. Наследие в школьном музее

Теоретические занятия. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Тема 6. История нашего города

Мифология по истории заселения родного города. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры города.

Тема 7. Функции школьного музея

Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 8. Организация школьного музея

Школьный  музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Тема 9. История нашей школы

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного города. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 10. Комплектование фондов школьного музея

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других полевых изысканий.

Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.

Тема 11. Фонды школьного музея

Структура  и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 12. Учет и описание музейных предметов

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 13. Экспозиция школьного музея

Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Тема 14. Тексты в музейной экспозиции

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих  и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Тема 15. Участники Великой Отечественной войны, СВО

Военные традиции земляков. Жители родного города – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Стена Памяти.

Тема 16. Экскурсионная работа в школьном музее

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. 

Тема17. Создание презентаций на основе собранного материала

Тема 18. Конкурсы исследовательских работ по краеведению

Тема 19. Заседание Совета и актива школьного музея

Практическая культурно-образовательная деятельность музея

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

  • Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций,  электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
  • Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.  
  • Творчество.  Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр, фестивалей и встреч.
  • Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами.
  • Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), чаепития для ветеранов, тружеников тыла и гостей школы.

Условия реализации программы

Календарный график

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

Итого недель

в учебный период

для групп дополнительного образования

1 полугодие

2 полугодие

Период

Количество

Период

Количество

недель

недель

01.09.2023г.-

29.12.2023г.

16 недель

09.01.2024г.-

24.05.2024г.

20 недель

36 недели

Сроки организации промежуточного и итогового контроля

реализации дополнительных общеобразовательных программ

20.12.2023г. - 29.12.2023г., 20.04.2024г. – 29.04.2024г.

Учебный период

Реализация дополнительных общеобразовательных программ образовательных проектов в каникулярный период*

Итого недель в учебный период

Период

Количество недель

28.10.2023-05.11.2023г.

1 неделя

25.03.2024-02.04.2024г.

1 неделя

Итого в учебный период с 01.09.2023г. по 24.05.2024 г.

36 недель

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и высшую квалификационную категорию. К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.

Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.  

 Материально-техническая база: Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы.

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фотоаппарат.

Список литературы и электронных  ресурсов

  1. В помощь активистам музея образовательной организации/ авт.-сост. А. П. Анчиков. – ООО «Педагогические технологии –НН», 2014
  2. В. П. Ососков, В. Т. Ковтун. «Основы ветеранской работы». Учебно-методическое пособие. Москва, «Эко-Пресс», 2013.
  3. «Поисковое движение России», Сборник нормативных актов и документов по поисковой работе. Составитель Н.И. Некрасова; отв. за выпуск О.С. Кныш. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.
  4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
  5. Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год.
  6. Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.
  7. Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989.
  8. Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.
  9. Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.
  10. ''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.
  11. В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.
  12. Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.

Электронные ресурсы

  1. Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur
  2. Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
  3. Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
  4. Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
  5. Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
  6. Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
  7. Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
  8. Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
  9. Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
  10. Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
  11. Портал Архивы России. http://www.rusarchives.ru/
  12. Российская газета. Поиск информации об участниках ВОВ в интернете. Ссылки для поиска людей в Интернете. https://rg.ru
  13. Российская государственная библиотека. http://elibrary.rsl.ru/
  14. Русский музей. http://rusmuseum.ru/
  15. Солдат. Справочники. http://www.soldat.ru/spravka/
  16. Фотоархив ВОВ 1941-1945 http://soldat1941.narod.ru
  17. Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
  18. Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/
  19. // http: // www.5ka.ru/31/5519/1.html

 - Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ... Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину

  1. // http: // www.kadashi.ru

- Музейная педагогика, обучение детей, занятия с детьми, интеракивные занятия с детьми, археология, писать пером…