Проект "Предками данная..."
Идея проекта посвящена созданию цикла патриотического и гражданского воспитания в школьном музее и направлена на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном воспитательном пространстве.
В современном мире ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. Это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов о нынешнего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_predkami_dannaya.docx | 446.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект школьного музея
«Предками данная…»
Автор проекта:
Вахитова Руфина Шамилевна
Участники проекта:
учащиеся,учителя МБОУ Моховской ОШ, родители.
п.Моховое 2022 г.
…Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
А. М. Горький
Обоснование актуальности проекта_____________________________________________
Проект «Предками данная…» по созданию музея на базе МБОУ Моховской ОШ имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных задач. Идея проекта посвящена созданию цикла патриотического и гражданского воспитания в школьном музее и направлена на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном воспитательном пространстве.
В современном мире ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. Это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов о нынешнего поколения.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности сохранения культурно-исторических ценностей школы, посёлка Моховое и Новосибирской области в частности, гордости за своё Отечество, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Считаю, решением этой проблемы может способствовать создание школьного музея.
Описание проблемы___________________________________________________________
Выполняя работы поисковой и проектно-исследовательской деятельности, мы столкнулись со следующими проблемами:
Так как в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных ведущих звеньев в работе с детьми. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому посёлка Моховое, Новосибирской области и в целом страны, её истории, истокам, праздникам, обычаям, то связь времён может прерваться. Знакомство подрастающего поколения с исторической информацией о людях, высокими достижениями в спорте, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родного посёлка, района и области.
Каким образом осуществить краеведческую, поисково-исследовательскую деятельность в школе интересной и привлекательной для школьников?
Конечно, создание музея на базе школы! Ведь данная работа поможет сохранить память о школе, села и района.
Цель проекта:________________________________________________________________
Формирование у учащихся основ гражданственности и патриотизма за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса обучающихся к краеведческой работе для создания музея.
Задачи проекта:
1)сохранение исторически-значимых предметов школьной жизни, посёлка и района;
2)организация поисково-исследовательской работы;
3)грамотное оформление экспозиции, школьной атрибутики и предметов быта сельской местности.
4)пополнение и обновление экспозиций музея;
5)развитие у учащихся интереса к истории школы и села путём активного привлечения их в поисково-исследовательскую и собирательную деятельность;
6)установления плодотворного коннекта с архивами, музеями района, родителей учащихся и общественностью.
Ожидаемые результаты_______________________________________________________
Реализации проекта позволило создать школьный музей, где оформлены следующие экспозиции:
- летопись школы,
- уголок пионера;
- предметы быта;
- воинам-освободителям;
- умелые руки;
- фотогаллерея
В ходе реализации проекта наши ученики овладевают навыками поисковой исследовательской деятельности, что является важным компонентом для развития творческой личности.
Сроки реализации проекта: 2021-2023
Реализация проекта__________________________________________________________
Для того, чтобы решить поставленные задачи, планировалось создание проекта оформления школьного музея, поиск и сбор материалов для пополнения фонда, формирование актива для организации постоянной работы музея и организация работы с детьми направленная на изучения музейных экспозиций.
Запланировано:
- составление предложений по проекту;
- поиск экспозиционных материалов:
- составление рабочей программы по дополнительному образованию «Музейное дело»;
- корректировка хода реализации проекта.
Направления деятельности музея_____________________________________________
Поисково-исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся, учителей и родителей, в поисково–исследовательской работе по возрождению истории родной школы и села. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора краеведческого материала:
• Планомерный систематический сбор документов.
• Экспедиционный сбор.
• Прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволяет:
• Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края.
• Обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся.
• Участвовать в олимпиадах и конкурсах.
• Пополнять фонды музея.
• Создать фотогалерею.
Основные формы работы:
• Экспедиции.
• Связи с общественными организациями.
• Встречи с интересными людьми – бывшими учащимися.
• Переписка с интересными людьми, встречи с выпускниками школы, представителями общественности.
• Сбор статей по истории школы из периодической печати, научной и справочной литературы.
• Проведение исследовательских работ по темам «Школа – это тоже Родина моя», «История малой Родины» и т.д.
Проведение акций по темам: «История школы», «Мой отчий край», «Признание в любви к родному краю», «Экспонат для музея».
Экспозиционно-оформительская деятельность
Результатом поисково–исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• Освоить и практиковать порядок создания музейных экспозиций: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.
• Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей.
• Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
• Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
Просветительская работа
Главная задача данного направления – вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• Продолжить обучение учащихся методам поисково– исследовательской работы.
• Проводить совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические), уроки гражданственности и патриотизма.
• Использовать материалы на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного
Результат проекта на сегодняшний момент 2023 г.
Школьный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственном воспитании. Каждый может стать хранителем культурного наследия.
Ребенок, подросток, который будет знать историю школы, посёлка, быт своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.
Таким образом, проект служит объединению, сплочению учащихся вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и настоящее для потомков.
Рис.1. Летопись школы
Рис.2. Уголок пионера
Рис.3. Предметы быта.
Рис.4. Воинам-освободителям
Рис.5. Декор, одежда.
Рис.6. Умелые руки.