Конкурс методических разработок внеурочного мероприятия,посвящённому 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Тема: Музейный час воспоминаний (по материалам школьного краеведческого музея «Наследие»
« Детство, опалённое войной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_konkurs_pamyati_verny.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Музейный час воспоминаний (по материалам школьного краеведческого музея «Наследие»
« Детство, опалённое войной»
Цель и задачи : сформировать достойного гражданина и патриота России , воспитание чувства патриотизма, гордости и любви к своей Родине, а также к своей малой родине, чувство гордости за земляков, победивших в годы войны.
Возраст- учащиеся 5-6 классов
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, оформление актового зала.
- Выставка экспонатов музея (фотографии, письма с фронта, военные реликвии, хранящиеся в школьном краеведческом музее «Наследие» МКОУ «Коршуновская СОШ»
-аудио и видеозаписи.
Подготовительная работа:
-взяты сведения из архива школьного краеведческого музея « Наследие»
-поисково- исследовательская работа учащихся школы на тему: «Жители посёлка- труженики тыла, вдовы, дети войны» (личное знакомство с людьми, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны, проживающих в нашем посёлке.
-Работа с документами.
-Поисковая работа в сетях Интернет.
Актуальность внеклассного мероприятия:
Одной из форм воспитательной работы в школе являются уроки воспоминания.
Такие уроки представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующее в своей идее эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.
Урок разработан на основе поисково- исследовательской деятельности. Компьютерные технологии (видеоролик ) делают урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогают применить метод погружения в изучаемую эпоху. Проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. У детей расширяется представление о Великой Отечественной войне, формируется чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну, за Илимский край.
Планируемые результаты:
Ученики приобретут социально значимые знания:
- какой вклад внесли во Время Великой Отечественной войны жители нашего посёлка;
У учащихся формируются социально значимые отношения:
- к историческому, культурному богатству родного края, Отечества;
- ценностное отношение к людям военного времени, представителям старшего поколения; гуманное, милосердное отношения к людям, ценностное отношение к миру, негативное отношение к войне, проявлениям агрессии.
Используемые ресурсы:
1. Сайт «Мемориал»
2. Аудиозапись «Голос Левитана»
3. Материалы школьного краеведческого музея «Наследие».
4. Литературные вставки из сети Интернет
Содержание мероприятия:
1.Ведущий : У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними. Но одну из них, жестокую и кровавую войну 40-х годов XX века, наш народ не забудет никогда. Великим испытаниям стала она для человечества.
Ведущий 2 : Жителям посёлка- труженикам тыла, вдовам, детям войны- тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается…
3 ведущий: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
Голос Левитана ( аудиозапись, кадры из кинохроники)
Ведущий 1: Сегодня мы предлагаем вам прочувствовать и пережить то, через что прошли ваши сверстники во время Великой Отечественной войны, не просто сверстники, а жители нашего посёлка. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. В нашем поселке в настоящее время проживает 5 тружеников тыла, 2 вдовы, 52 человека- дети войны. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.
2 ведущий: Самый светлый ,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
Вспоминаем это снова.
3 ведущий: Вспоминаем эту ночь и этот час
Взрыв,
Что солнце погасил в кромешном гуле ,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем ,
День за днём,
Взрыв за взрывом ,
Смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом , опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.
Песня «Священная война» ( видеоклип)
В1 : Была земля и жёсткой , и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
2 ведущий: Детям было сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда.
3 ведущий Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют , они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал . Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.
1 ведущий: С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло движение «Молодёжь на производство». После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки ,носки , шарфы, шили кисеты, т.е. всё для фронта.
Ведущий2 : В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стёганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах , а некоторые на специальных подставках, т.к. роста ещё не хватало.
3 Ведущий: Война отучила детей плакать . В фашистских концлагерях они жили отдельно от матерей. От ужаса никто не плакал. Дети чётко усвоили урок: заплачешь- расстреляют. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы , чтобы посмотреть , как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень , чтобы поупражняться в меткости . Ведь ребёнок не может работать , пользы от него никакой , значит , можно убивать безнаказанно . Хотя в лагерях находилась работа и для детей, например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю.
1 Ведущий: Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии- будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь, и отчаянно тянулись вверх, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
2.Ведущий: Дети теряли родителей, братьев и сестёр. Иногда , напуганные, они по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи.
3 Ведущий: Посёлок Коршуновский - это удивительный поселок, в котором живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, мы встречались с многими из них. Наши земляки-тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в деревушках, ныне находящихся под водой, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет.
1 Ведущий: В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли школьники Илимского края Иркутской области. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.
2 Ведущий: Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине огромными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Давайте послушаем их голоса.
3 Ведущий: Козлова Нина Семёновна, родилась в 1932 г в д. Черёмнова Нижнеилимского района Иркутской области . Проживает в поселке Коршуновский с 1974 года.
Из воспоминаний Нины Семёновны: « Когда началась война, мне исполнилось 9 лет, я тогда училась во втором классе в деревне Игнатьево. Семья была небогатой, можно сказать бедной, как многие семьи в то время. Как только началась война, всех мужчин отправили на фронт, и отца моего забрали. Жизнь и так была нелёгкой, а тут ещё- война.Мне, маленькой девочке, живущей в глухой сибирской деревеньке, было сложно представить все ужасы реальной войны: взрывы снарядов, оглушительный вой сирен, напряжённое ожидание очередной атаки.
Войну я почувствовала в другом- в труде, не по- детски тяжёлом и изматывающем.И до войны работали- помогали родителям по хозяйству, летом собирали грибы, ягоды, но война заставила нас наравне со взрослыми трудиться на нужды фронта в колхозе. Совмещать дневную многочасовую работу с учёбой становилось всё сложнее. Поэтому в 1944 году, после завершения 4 класса, школу я покинула. Писать- читать маленько научилась и ладно. Но работали не только на снабжение войск продовольствием, нужно было ещё и себя прокормить. Выживали за счёт личного подсобного хозяйства. Хотя и богаты были наши леса и ягодой и грибами , но даже за ними некогда было ходить. В уборочную страду по ночам, ходили зерно сортировать, а днём опять в поле. Так шли годы. Война закончилась, мы победили. Отец вернулся живой, здоровый, но заметно поседевший. Да, мы победили, но жить легче не стало. Всё также работали изо дня в день.Единственное, что тогда хотелось, наверное, - спать и кушать. И поэтому первое, что говорило об окончании войны, это не только возвращение мужчин с фронта, а то, что хлеба стали давать больше…
1 Ведущий: Якушина Мария Александровна, 1929 года рождения. Проживала в поселке Коршуновский с 1987 года.
Из воспоминаний Марии Александровны: Когда началась война, мы жили в деревне. Страшная новость облетела сразу всех жителей. …Ушли на фронт 4 брата и одна из сестёр моей мамы Мамаевой Евдокии Алексеевны, младший брат пропал без вести в первые дни войны. Я училась в школе в г. Черемхово, куда переехали мы с мамой летом в 1942 году. Осенью вместе с другими школьниками мы убирали урожай картофеля и других овощей на полях близлежащих колхозов и подсобных хозяйств. Были у нас в школе тимуровские команды, они помогали семьям, в которых братья, мужья ушли на фронт. Собирали металлолом, посылки для отправки бойцам на фронт.9 мая мы с подругой пошли в школу, по дороге встретилась женщина, которая с радостью нам сказала, что кончилась война. На школьном дворе было много ребят. Учителя и директор школы организовали митинг, было общее ликование.
9 мая был прекрасный солнечный день. Все люди высыпали на улицу. А над городом кружили самолёты и сбрасывали листовки, в которых говорилось, что гитлеровская Германия капитулировалась. Мы победили!
Меня наград нет, мне не было ещё 14 лет, когда закончилась война. А у мамы была медаль « За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Мой папа, Мамаев Александр Никитич, был репрессирован в 1937 году и был посмертно реабилитирован в 1954 году.
2 Ведущий: Черемных Дина Ивановна, родилась в д. Черемнова Нижнеилимского района в 1926 году. Проживала в поселке 1979 года.
Из воспоминаний Дины Ивановны: Когда началась война, мне было 12 лет. Дядю Куклина Михаила Васильевича забрали на войну ( воевал по Смоленском).
Мы вместе со взрослыми работали в колхозе « Восход Звезды», что был в деревне Куклиной. Принимала участие в строительстве аэродрома в районном центре , п. Нижнеилимск. На фронт отправляли посылки с тёплыми вещами, вязаными носками и рукавицами. Сушили картошку. Сортировали зерно и увозили в Заготзерно.
9 мая объявили выходным днём. Все жители деревни выходили на улицу, целовались, обнимались. Кто- то плакал и сожалел о погибших сыновьях и мужьях…
3 Ведущий: Черемных Евдокия Васильевна, Родилась в 1932 году в д. Черёмнова Нижнеилимского района Иркутской области.
Из воспоминаний Евдокии Васильевны: Образование- всего 6 классов, некогда было учиться. Мне было 12 лет, когда началась война. Мой отец, Василий Ларионович, служил в царской армии. Всего в семье было 12 детей. Старший брат, Михаил Васильевич, 1906 года рождения, принимал участие в строительстве Илимского моста. В 1941 году ушёл на фронт и в 1943 году нам сообщили, что он пропал без вести. Пионеры и комсомольцы трудились вместе со взрослыми, каждый чувствовал ответственность за свою страну. Мы понимали, что в деревне, далеко от поля боя, мы можем помочь , работая и день, и ночь на полях колхоза.
2 Ведущий: Когда мы беседовали с Евдокией Васильевной, она нам рассказала, что её старший брат, Михаил Васильевич, погиб без вести. Она предоставила нам бумаги- запросы 1943-1944 годов в Народный комиссариат Обороны СССР. На наш запрос сайта « Мемориал» пришли данные:
Черемных Михаил Васильевич, 1906 года рождения
Дата и место призыва: 01.06. 1941 Н- Илимским РКК Иркутской обл.,
Последнее место службы: п.п 63493-ж
Воинское звание: лейтенант
Причина выбытия: пропал без вести
Название источника информации: ЦАМО
№ фонда исторической информации: 33
№ описи исторической информации: 594260
№ отдела истор. Информации: 10
1 ведущий: Из воспоминаний Девятовой А.А, жительницы поселка Коршуновский:
Когда я окончила 9 классов Краюшкинской средней школы Алтайского края мне ещё не было 18 лет.
21 июня 1241 года по радио объявили о начале Великой Отечественной войны. Началась мобилизация мужчин на фронт. Плач жён, матерей, детей можно было слышать почти ежедневно на площади военкомата, откуда провожали призванных на войну
Мы, учащиеся старших классов, сразу же включились в сельхозработы. Приходилось полоть, заготавливать корм для скота, помогать в уборке урожая, скирдовать снопы, веять зерно, выполнять прочие работы.
3 июля 1941 года вся площадь была заполнена народом. С замиранием сердца все собравшиеся слушали речь Сталина, его обращение ко всему советскому народу. А по окончании грянула песня « Вставай, страна огромная!». Тогда казалось, что каждый готов был кинуться в бой. Учебные занятия в школе с 7 по 10 класс начались лишь с ноября. Мы, учащиеся 10 класса, все комсомольцы, написали коллективное письмо в военкомат с просьбой направить нас на фронт. Но нас отправили пока домой и сказали, когда надо будет – позовут.
Весной 1942 года из нашей школы призвали семь человек учителей- мужчин и 16 человек учащихся, из них 6 девушек. Девушки были радистками на военных аэродромах. Из них одна погибла, остальные вернулись домой живыми. А из юношей живыми остались только 3 человека.
Всё лето 1942 года мы работали на полях, а в октябре 1942 года нас, четверых девушек, направили учителями в семилетние школы района. Меня назначили учителем математики в Ногиновскую семилетнюю школу. Так началась моя самостоятельная трудовая жизнь.
Хочется поделиться воспоминаниями о последних днях войны. В 1944-1945 году я работала в райкоме комсомола инструктором. И вот в начале мая поехали мы в командировку на лесозаготовительный участок. Возвращались домой 9 мая. Вдруг вдалеке услышали шум: звуки гармошки, пляски, плач. Когда подошли поближе, увидели, что на площади проходит митинг. Оказывается, что по радио объявили о конце это длительной войны. Это был праздник со слезами на глазах.
У моей свекрови, Девятовой Марии Лаврентьевны, 5 сыновей были на фронте. Один из них погиб, двое вернулись после тяжких ранений. Младшие, Филипп и Павел, вернулись живыми. Мой муж, Девятов Филипп Егорович, 1914 года рождения вернулся домой в 1946 году, прослужив Отечеству 11 лет, так как был призван на срочную службу в армию в 1935 году. Он принимал участие в Добровольном присоединении Западной Украины к СССР. Затем, когда началась Финская война, он в числе сибирских лыжников принимал участие в боях на линии Маннергейма и был ранен в руку. После госпиталя не успел мобилизоваться, началась война. Он прошёл всю Европу, Чехию,Польшу, Германию, служил в зенитной батарее. Закончил войну в Кенигсберге. При всех испытаниях остался живой, был ранен в грудь, но пуля не задела живые органы. По окончании Великой Отечественной войны в звании старшего лейтенанта был направлен на войну с Японией. Но война закончилась и в 1946 году он демобилизовался. Вернулся домой, обзавёлся семьёй, работал механизатором. Умер в 1981 году.
1 Ведущий: Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали
2 Ведущий: Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
3 Ведущий: Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты.
1 Ведущий: Есть поговорка: « на войне детей не бывает». Те ребята, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что он помнит? Что может рассказать? Можно спросить: « Что героического в том, чтобы в пять, десять или шестнадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?» Многое!!!
2. Ведущий В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего Илимского края, всей Сибири вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...
1 Ведущий В решении Нижнеилимского исполкома районного Совета за № 289 от 19.12.1941 года было отмечено, что при проведении воскресников на строительство танковой колонны коллективами заработано более 21 тысячи рублей. А всего жителями района за годы войны было передано государству сотни тысяч рублей. Это- труд тружеников тыла. Это- труд мальчишек и девчонок, которые несмотря на свой юный возраст, помогали своим матерям. 46 колхозов района работали под лозунгом : « Всё для фронта, всё для победы!»
3 Ведущий: Районная газета « Илимский партизан» в начале войны опубликовала призыв: « Каждый житель района, поставь себе задачу- повседневно жить одной заботой: как можно больше оказать помощи фронту и родной стране…».
2 Ведущий: Из бесед со всеми тружениками тыла мы отметили , что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
3 Ведущий: Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
1 Ведущий: 4 долгих года , 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Но благодаря стойкости, самоотверженности, готовности отдать жизнь за Родину, мы победили. И в этом огромную роль сыграли дети, которые последние силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства.
2 ведущий:
Жизнь иль смерть — и нету середины.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ведущий 2 :Мы родились и выросли в мирное время.
Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.
Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.
Мы не имеем права забывать о людях, лишенных радости детства, ведь тот, кто чувствует их боль, как свою, никогда не допустит повторение кошмара, имя которому – «война».
Мы продолжаем с вами работать над Книгой Памяти, куда должны войти все имена наших земляков- свидетелей той страшной далёкой войны.