Концепция развития музея МБОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы

Короткова Ольга Александровна

Школьный музей - тематическое систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры, комплектуемое, сохраняемое и экспонируемое в соответствии с действующими правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Концепция развития музея20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция развития музея

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы

Староюрьевского района Тамбовской области

Школьный музей по-прежнему является одной из интереснейших форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей – тематическое систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры, комплектуемое, сохраняемое и экспонируемое в соответствии с действующими правилами.

Очень важно на сегодняшний день планомерная, систематическая работа в музее, ибо она расширяет кругозор, формирует гражданственное самосознание обучающихся, прививает исследовательские навыки. Именно в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования.

По своему профилю музей МБОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы является историко-краеведческим. Он воссоздаёт страницы истории школы, Староюрьева и района, рассказывает об известных людях родного края, хранит предметы быта нескольких столетий.

Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения средствами школьного музея.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность,

неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы, исчезает интерес к профессиям сельскохозяйственного назначения.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Цели и задачи школьного музея

Цель: выявление и сбор предметов музейного значения в целях постоянного обогащения музейных собраний новыми поступлениями.

Задачи:

- всестороннее исследование информативной ценности поступивших музейных предметов и фиксация их документальной значимости;

- целенаправленное и объективное отражение в музейном собрании различных военно-исторических процессов, событий и явлений в соответствии с профилем музея;

- создание условий, обеспечивающих полную сохранность культурных ценностей;

- активное содействие учебно-педагогической деятельности учащихся с использованием различных средств и форм научно-просветительской работы;

- участие в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании граждан, в повышении их общеобразовательного и культурного уровня.

Совершенствование программы деятельности музея

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

- Государственную программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” от 11 июля 2005 года № 422;

- Федеральный закон “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” № 54-ФЗ 1996 г. и т.д.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают многие этапы развития страны, района, рассказывают в деталях историю школы, прослеживают путь её выпускников. Собраны материалы об участии учащихся и учителей учебного заведения в Великой Отечественной войне, хорошо представлена деятельность пионерской, комсомольской организаций школы в военное и послевоенное время. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к её истории.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учётом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определённых тем учебной программы по истории.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. Материалы музея пригодятся и учителю русского языка, литературы, географии, классным руководителям.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсия и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней защитника Отечества, Вахты памяти и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ и т.д.

Механизмы реализации концепции

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, Совет направляет работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учёт и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы.

  • Организация уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
  • Краеведческая и музееведческая деятельность должна стать одним из важнейших проводников гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития учащихся.
  • Укрепление межведомственного сотрудничества участников образовательного процесса с целью совершенствования мероприятий по реализации государственной программы по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию.
  • Укрепление и совершенствование материально-технической базы музея.
  • Краеведческая и музееведческая работа должна быть превращена в поле совместной деятельности педагога и учащихся по выявлению личностно значимых смыслов, в постоянный диалог, направленный на формирование ценностных представлений, вне зависимости от его предметного наполнения.

Основные формы работы музея:

  • Общеобразовательные и учебные экскурсии по экспозициям и выставкам, внемузейным памятникам истории и культуры, а также лекции, доклады и беседы, мини-экскурсии.
  • Краеведческие чтения, теоретические конференции, устные журналы, лектории документального кино, музейные уроки.
  • Тематические вечера, посвящённые государственным праздникам, дням воинской славы и другим знаменательным датам.

Развитие музейной экспозиции:

  • Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея, пополнение их новыми предметами и экспонатами.
  • Формирование новых разделов музейной экспозиции.
  • Сохранение и пополнение основного и вспомогательного фондов музея, развитие музейной экспозиции в процессе совместной краеведческой, творческой и трудовой деятельности школьников, педагогов и родителей обучающихся.

Формирование новых направлений проектной деятельности на основе конкретного исторического персонифицированного материала:

  • Земляки (создание портфолио ветеранов труда).
  • Поиск (пополнение экспонатов, оформление экспозиций).

Расширение образовательного пространства музея

Через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея:

  • “Автографы войны” (постоянная экспозиция).
  • Создание экспозиции “Наши выпускники - труженики сельского хозяйства”.

Организация экспедиций по Староюрьеву и району с целью пополнения фондов музея новыми экспонатами, привлечения школьников и выпускников к исследовательской деятельности.

Оборудование музея электронно-автоматизированным рабочим местом, создание видео и аудиотеки:

  • Создание мультимедийных альбомов и презентаций.
  • Разработка виртуальных экскурсий.
  • Появление информации на школьном сайте.
  • Создание сайта музея.
  • Реставрация фотоматериалов.
  • Создание видеозарисовки о школьном музее.
  • Издание буклетов.
  • Расширение коммуникативных связей посредством интерактивного общения с музейными центрами страны через использование видеокомпьютерных  средств коммуникации.
  • Создание электронных картотек коллекционных фондов музея.

Развитие материальной базы музея:

  • Приобретение мебели (столы, шкафы-стеллажи для помещения архива и размещения новых экспозиций).
  • Установка компьютера с доступом к ресурсам локальной сети, ресурсам Интернета.
  • Средства для обновления и расширения экспозиций (бумага, канцелярские принадлежности; затраты на печать, копирование документов и др.)

Расширение взаимодействия с социумом и социальными институтами

вне школы:

  • Со Староюрьевским районным музеем, районным Советом ветеранов, библиотеками, районным архивом, сотрудничество со школьными музеями района.
  • Встречи с воинами-интернационалистами, выпускниками школы, педагогами-ветеранами педагогического труда.

Становление музейного центра как социокультурного института:

  • Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса.
  • Поиск новых форм и методов работы, включение музейной педагогики в учебные и воспитательные планы школы с целью повышения качества воспитательной работы.
  • Активная пропаганда знаний о героях исторических сражений, о тех личностях, которые составили славу Староюрьевского края, школы.
  • Расширение поля взаимодействия музея в образовательном пространстве школы.

Ожидаемые результаты реализации концепции развития музея:

  • Обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
  • Возрождения истинных духовных ценностей российского народа.
  • Сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.
  • Оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
  • Расширение деятельности музея.
  • Самореализация детей в дополнительном образовании.
  • Снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.