ПРОЕКТ "Школьный музей"
Школьный музей - это особый музей. В каждой школе накоплен немалый архивный материал о жизни школы, о её истории: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkolnyy_muzey.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г. Таре
ПРОЕКТ
«Школьный музей»
Выполнил: Щербаков С., студент 2 курса,
22 группы, ФФИиП.
Полякова А., студентка 2 курса,
22 группы, ФФИиП,
Лукин К., студент 2 курса,
22 группы, ФФИиП.
Проверил: Березина Т.Ю., к.ф.н.
ТАРА-2015
Актуальность проекта
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Термин "школьный музей" является обобщающим. К школьным музеям относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся. Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады. Школьный музей может быть лишь хранилищем тех или иных экспонатов. А может стать важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения.
Школьный музей - это особый музей. В каждой школе накоплен немалый архивный материал о жизни школы, о её истории: об учителях, учениках, о пионерской организации, о ветеранах педагогического труда, о выпускниках школы и т.д. Но он не систематизирован и не созданы условия для обозрения данного материала, поэтому обозначилась проблема в систематизации архивных материалов и создании музея.
Школьный музей сегодня – это не просто экспозиция, кружок, клуб. Школьный музей не вспомогательное, не дополнительное, а самостоятельное подразделение учебного заведения. У музея свои многообразные функции, одной из них образовательно-воспитательная. Школьный музей не только способствует учебному процессу, но и сам решает часто более эффективно, чем в классе на уроке, задачи образования и подготовки подрастающего поколения к жизни.
Цель: создание и развитие деятельности школьного музея.
Задачи:
- Благоустроить и оформить помещение под музей.
- Сформировать фонд школьного музея.
- Изучить опыт работы школьных музеев района, области, России.
- Создать постоянный актив учащихся, способных вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
- Привлечь к совместной работе родителей учеников школы.
- Организовать презентацию школьного музея.
Законодательная и нормативная база:
Письмо Министерства образования Российской Федерации №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и приложением к нему «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее).
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г.
Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статью 14 и 15 «Вопросы местного значения поселения» и «Вопросы местного значения муниципального района».
Методическое письмо о проведении паспортизации школьных музеев (Министерство общего и профессионального образования Омской области)
Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год.
1этап – подготовительный – май-август 2014 г.
1.Оформление помещения под музей.
2.Разработка нормативных документов.
3.Работа по систематизации имеющегося материала.
2 этап – практический – сентябрь 2014г. – май 2015г.
1. Создание группы учащихся, способных вести поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
2. Создание экспозиций и выставок.
3. Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.
5.Проведение экскурсионно-лекторской работы для обучающихся, учителей, родителей .
6. Организация презентации школьного музея.
3 этап – обобщающий – май 2015 – октябрь 2015г.
1.Анализ результатов и корректировка проекта
2.Обобщение опыта работы
Участники проекта: учащиеся 1 - 11 классов, родители, педагогический
коллектив и администрация школы.
Основные направления работы:
- Исследовательское: поисковая работа.
- Экскурсионное: подготовка лекторской группы, экскурсоводов и проведение экскурсий для учашихся ОУ и родителей.
- Творческое: участие ребят в научно-практических конференциях, конкурсах, чтениях.
- Военно-патриотическое.
Формы деятельности: конкурсы, фестивали, выставки, экскурсии, музейные уроки, историко-краеведческие игры, конкурс экскурсоводов школьных музеев, проведение Дней воинской славы, месячника защитника Oтeчества, уроки мужества, вахта памяти, занятия по внеурочной деятельности,
Возможные риски реализации проекта и пути их преодоления:
Наименование риска | Анализ причин его возникновения | Пути преодоления |
Отсутствие финансирования на ожидаемый продукт | Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации. | Поиск спонсорских средств |
Отсутствие руководителя музея | Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации. | Поддержка и внимание в этой проблеме администрации. |
Отсутствие мотивации у учащихся в занятии краеведческой, исследовательско – поисковой работой | Отсутствие системы работы в этом направлении в школе. | Активизация деятельности в этом направлении: пропаганда краеведческой, исследовательско – поисковой работы, создание ситуации успеха.
|
Отсутствие мотивации у педагогов в краеведческой, исследовательско – поисковой деятельности. | Отсутствие системы работы в этом направлении в школе. | Материальное стимулирование. |
Взаимодействие с социальными партнёрами | Нет связи с социальными партнерами. | Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества. |
Предполагаемый результат:
- Создание школьного музея.
- Активное участие школьников в образовании и деятельности школьного музея, в пополнении музейного фонда.
- Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы.
- Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями, социальными объектами поселка.
- Презентация итоговых материалов проекта в СМИ.
Критерии оценки результативности проекта
- Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьного музея.
- Рост интереса учащихся к изучению истории своей школы, района, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
- Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
- Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
- Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, города, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).
- Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
- Повышение эффективности взаимодействия школьного музея с социальными партнерами.
Критерии успеха проекта:
- Достигнут результат.
- Получен опыт.
- Создана команда единомышленников.
- Информация о проекте распространяется.
- Работа по проекту ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
Перспективы развития проекта
- Благодаря Internet-ресурсам появляется возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
- Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
- Данный проект может быть реализован в любой другой школе.
- Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий.
Использованная литература
1. Алексеева Е., Белкин П. Школьный музей в новом информационном пространстве// Директор школы. – 2006.-№1. – С. 84-86
2. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма// Воспитание школьников. - 2007 -№7. - С. 2-7
3. Мазыкина Н. // Воспитание школьников. – 2002. - № 6. – С. 6-11.
4. Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система// Автореф. дисс. доктора пед. наук. – СПб., 2005. – 40 с.
5. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – С. 3-12.
6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методология проблемы. – М.: Наука, 1987. – 164 с.