ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы музейной педагогики в работе педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Музейная педагогика оказывает большое влияние на развитие творческого мышления, воображения, лежит в основе формирования национально-культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tatarintseva_zolotaryova.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А.Ю. Татаринцева
Воронежский государственный педагогический университет
e-mail: Tatarinceva_30@mail.ru
И.И. Золотарёва
Воронежский государственный педагогический университет
e-mail: ira.zolo.zolotareva@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы музейной педагогики в работе педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Музейная педагогика оказывает большое влияние на развитие творческого мышления, воображения, лежит в основе формирования национально-культурных традиций
Ключевые слова: музейная педагогика, творческое мышление, национально-культурный архетип.
THE USE OF METHODS OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE WORK OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
A.Y.Tatarinceva,
Voronezh state pedagogical University
e-mail: Tatarinceva_30@mail.ru
I.I. Zolotareva
Voronezh state pedagogical University
e-mail: ira.zolo.zolotareva@mail.ru
Abstract: The article deals with the issues of Museum pedagogy in the work of a teacher of a preschool educational organization in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of preschool education. Museum pedagogy has a great influence on the development of creative thinking, imagination, is the basis of the formation of national and cultural traditions.
Key words: museum pedagogy, creative thinking, national-cultural archetype.
Вопросы, связанные с творческой деятельностью человека, в последние годы достаточно актуальны для современной педагогики и психологии. Связано это с рядом причин, в том числе и с теми запросами, которое предъявляет общество к своим членам. В постиндустриальном обществе, где важную роль играют не ресурсы, а информация, важно уметь не только ее «добывать и перерабатывать», но обладать рядом способностей, которые могли бы данную информацию трансформировать в условиях современной действительности. Для работы с информационными ресурсами человек должен обладать большим потенциалом, в том числе и потенциалом творческих способностей.
Современная система образования направлена на то, чтобы формировать, а затем и развивать творческий потенциал личности ребенка. Делать это надо на ранних этапах развития и становления личности, так как именно в детском возрасте закладываются базовые элементы, которые в дальнейшем дадут возможность не только раскрыться творческому потенциалу, но создадут условия для его дальнейшей реализации.
Рассматривая вопросы творческой деятельности, необходимо помнить о том, что под деятельностью понимается «присущая только человеку активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека» [2, с. 123]. Познавать окружающий мир ребенок начинает с первых дней своей жизни. Поэтому от взрослых зависит насколько в первые месяцы и годы жизни маленького человека творчески и красочно будет оформлено пространство, где ребенок проводит большую часть своей жизни, насколько он получит положительно заряженных эмоций, настолько он и будет успешен в дальнейшей жизни, как с творческим началом, так и в повседневных реалиях.
Закладывать, а затем и развивать творческий потенциал необходимо еще в дошкольном возрасте. Современная система дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), основывается на принципах, заложенных в Конституции РФ, которые заложены в Стандарте. Так ФГОС предусматривает поддержку ребенка в различных видах деятельности, приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности, учитывает этнокультурную ситуацию развития детей [4, с. 47].
Работая с дошкольниками, педагог не только обязан использовать указанные принципы Стандарта, но и создавать условия для их реализации. Одним из важных составляющих в данном процессе, является условием, при котором дети дошкольного возраста не только становятся участниками данного процесса, но и влияют на его развитии, предлагают свои идеи [1, с. 44].
В последние годы одной из распространенных форм работы с детьми в детской образовательной организации являются мини-музеи. Музейная педагогика стоит на стыке нескольких научных дисциплин – педагогики, психологии, искусствоведения, музееведения, поэтому велика ее роль в процессе воспитания, социализации личности. Обращаясь к истокам своей культуры, к народным традициям педагог устанавливают «невидимую» связь дошкольника с историей его народа, прошлым родного края, формирует этническое понятие и самосознание. Современная музейная педагогика не является чем-то новым, недавно организованным и созданным по «велению моды». Свои истоки она берет в работах отечественных ученых прошлого А.В. Бакушинского, Н.Д. Бартрама, А.У.Зеленко, М.В. Новорусского, М.С.Страховой, которые стояли у основ использования музеев в целях образования детей разного возраста. А.В. Бакушинский рассматривал образовательную деятельность, проводимой в музеях, как целенаправленный педагогический процесс, в которой большую роль отводилась педагогам. Именно педагог должен был, согласно утверждению Бакушинского А.В., соответствовать следующим условиям: «уметь самому пережить произведение искусства, знать историко-искусствоведческий контекст произведения и иметь психологический подход к группе»[3, с.124].
Первые педагогические музеи появились в России в шестидесятые годы девятнадцатого века. Созданы они были при образовательных учреждениях и были непосредственным образом связаны с образовательным процессов, т.к. экспоната данных музеев были одновременно и учебными пособиями. После Октябрьской революции с Советской России музейная педагогика нашла свое дальнейшее развитие в работах А.У.Зеленко, который разработал и представил проект специального детского музея. Данный музей представлял из себя целый комплекс, куда входила библиотека, музей, театральная студия, обсерватория.
Рассматривая музей как составляющую в системе воспитания и образования детей разного возраста, необходимо обратить внимание и на тот момент, что следует учитывать такое понятие как ведущая деятельность. Если мы говорим о детях дошкольного возраста, то для них ведущей деятельностью является игра. Музейная педагогика рекомендует использовать музейные игры в работе с разновозрастным контингентом.
В современных дошкольных образовательных организациях музейная педагогика, к сожалению, не занимает ведущих позиций. Связано это с рядом специфических особенной по созданию мини-музеев в группе, в самом образовательном учреждении. Но там, где такие музеи созданы, можно говорить о том, что происходит развитие и развитие творческого мышления, и развитие восприятия, и формирования национально-культурных традиций, и воспитание патриотизма и гражданственности.
Cписок литературы
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989 – 221с.
- Гамезо М.В. Атлас по психологи: Информ.-метод.пособие к курсу «Психология человека»./ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 272 с.
- Троянская С.Л.. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции: Учебное пособие./ С.Л. Троянская – Ижевск.: Ассоциация «Научная книга» , 2007. – 139с.
- [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Татаринцева А.Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Воронежского государственного педагогического университета.
Золотарёва И.И. – магистр 1 курса кафедры коррекционной психологии и педагогики Воронежского государственного педагогического университета
Информация для связи с автором (в сборнике не указывается)
Адрес места работы, учебы (для студентов, магистрантов, аспирантов):
394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, Воронежский государственный педагогический университет; e-mail: Tatarinceva_30@mail.ru; контактный телефон: 89107490444.
394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, Воронежский государственный педагогический университет; e-mail: ira.zolo.zolotareva@mail.ru; контактный телефон:84732533267