Методическая разработка: Понятие о полировании. Технология полирования

Платко Анастасия Павловна

Методическая разработка для демонстрации материалов на тему "Понятие о полировании. Технология полирования"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка: Понятие о полировании Технология полирования Реставрационный колледж «Кировский» Реставрация произведений из дерева Преподаватель: Платко А.П. 2020 г.

Слайд 2

Столярное полирование – придание предметам блестящей поверхности. Суть в создании слоя с заполнением пор древесины. Шеллачная полировка стала активно использоваться после конца 18 века. Изобретатель современной четырехструнной скрипки ― Андреа Амати

Слайд 3

Прежде чем приступить непосредственно к полированию, выполняют обязательные операции - шлифование и грунтовку, а при необходимости - порозаполнение поверхности. Шлифованием удаляют ворс древесины При грунтовке поры древесины заполняются растворенным в спирте шеллаком, одновременно на отделываемой поверхности появляется тонкий слой грунтовки, цвет древесины становится несколько темнее и хорошо проявляется ее текстура. После выдержки загрунтованную поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой. Отшлифованную поверхность протирают насухо марлевым тампоном или мягкой ветошью. Если при шлифовании загрунтованной поверхности грунтовка была частично прошлифована до древесины, в местах прошлифовки повторяют процесс грунтовки с последующей подшлифовкой . Этапы подготовки поверхности под полировку

Слайд 4

Для окончательной отделки реставрируемой мебели применяют спиртовой шеллачный лак (политура ) . Отделка ( полирование) шеллачной политурой представляет наиболее трудоемкий и сложный процесс. Его необходимо производить в чистых, сухих и теплых помещениях. Надо стараться расположить обрабатываемую поверхность для полировки непосредственно перед окном, чтобы свет падал в лицо. Будет легче увидеть, как наслаивается политура и заметить любые изъяны

Слайд 5

МАТЕРИАЛЫ 1. Шеллачная политура Политура происходит от латинского слова « politura », означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Шеллак – природная смола, являющаяся продуктом жизнедеятельности самок ряда насекомых-червецов, паразитирующих на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии.

Слайд 6

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый спирт и чистый натуральный шеллак. Сухой остаток в политурах 8-15 %. На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получают примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливают верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяют для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Слайд 7

Шеллак разных оттенков Шеллак выбеленный отвощенный Шеллак оранжевый Шеллак янтарный Шеллак рубиновый

Слайд 8

2. Пемза Магматическая горная порода, образующаяся после извержения вулкана. Используется для порозаполнения на стадии формирования поверхности 3. Масло Масло применяется для обеспечения хорошего скольжения тампона по поверхности при работе, и большей равномерности нанесения политуры без дефектов – прижогов . Веретенное масло 4. Составы для удаления масла с поверхности Очиститель для шеллака Finishing Spirit

Слайд 9

Поверхности при полировании располагаются горизонтально. Если форма и размеры детали не позволяют располагать их горизонтально, то полирование производят в наклонном положении. Мелкие детали закрепляют так, чтобы они не двигались при работе.

Слайд 10

Сущность полирования заключается в постепенном многократном нанесении на поверхность древесины тончайших слоев политуры. Полирование поверхности проводят с помощью тампона, который изготовляют из комка растрепанных шерстяных вязальных ниток (отрезков) и обернутых льняным полотном или вчетверо сложенной марлей. Величина тампона зависит от размера полируемой поверхности или детали.

Слайд 11

Раскрыв полотняную тряпочку, внутренний комок тампона пропитывают политурой 5- 15%-й концентрации так, чтобы тампон был влажным, но не мокрым, и приступают к полированию. На предварительно загрунтованную или обработанную порозаполнителем поверхность наносят несколько растительного или веретенного масла для того, чтобы тампон не прилипал к полируемой поверхности и легко скользил по ней. Несколько капель масла наносят и на тампон. При работе правильно пропитанном тампоном образуется быстроисчезающий тонкий мазок ( ласс ) высыхающей политуры. Если мазок не высыхает быстро или получается жирным с мелкими пузырьками, значит, в тампоне слишком много политуры. Работать таким тампоном нельзя. Процесс отделки политурой состоит из трех этапов. Ласс

Слайд 12

Первый этап полирования выполняют политурой 15%-й концентрации. Движения тампона плавные, скользящие, непрерывные, зигзагообразные с возвратом в исходное положение через зигзаг по прямой (рис. 21). Темп неторопливый, чуть быстрее, чем при грунтовании. После каждого прохода тампоном на поверхности остается тончайший слой политуры. Повторно политуру наносят через 1-3 минуты, давая подсохнуть предыдущему слою. Такие слои наносят до тех пор, пока на поверхности не появится равномерная пленка. Хороший результат возможен лишь при одинаковой толщине слоев политуры и правильными движениями тампона. Первый этап завершают выдержкой в течение 3 суток при комнатной температуре. 1. Первый этап полирования Рис. 21. Движения тампона зигзагообразные с возвратом в исходное положение через зигзаг по прямой

Слайд 13

Второй этап полирования выполняют менее концентрированной политурой (8-10%-й). Движение тампона зигзагообразные и спиралеобразные с возвратом в исходное положение через зигзаги круговыми движениями (рис. 22). Темп возрастает, давление на тампон при работе постепенно увеличивается. Для лучшего сцепления между слоями новым тампоном, пропитанным политурой, обрабатывают поверхность один раз и приступают к закрытию пор древесины. На полируемую поверхность наносят небольшое количество пемзовой пудры.После полировки с пемзой экспонат выдерживают не менее 5-6 суток. 2. Второй этап полирования Рис. 22 Движение тампона зигзагообразные и спиралеобразные с возвратом в исходное положение через зигзаги круговыми движениями

Слайд 14

Третий этап полирования начинается с того, что чистый тампон пропитывают политурой 5%-й концентрации, темп возрастает, движения совершаются в виде продольных и поперечных восьмерок (рис. 23). Для лучшего скольжения тампона по полируемой поверхности на нее наносят несколько капель масла. Несколько капель наносят и на тампон. Масло разравнивают сначала прямым движением с легким нажимом, а затем круговым движением по всей поверхности. При работе постепенно увеличивают нажим на тампон. По мере высыхания тампона в него добавляют политуру в таком количестве, чтобы он не оставлял жирного следа, так как в этом случае на полируемой поверхности могут образовываться «ожоги» или « прижоги ». Каждый раз тампон необходимо проверять, сделав пробные мазки на специальной дощечке или фанерке. 3. Третий этап полирования Рис. 23 Движения тампона в виде продольных и поперечных восьмерок

Слайд 15

Завершают процесс полировки располировкой с просушкой. Поверхность протирают мягкой полотняной тряпкой, смоченной в спиртовом растворе. Эту операцию выполняют быстро, размашистыми, спиралевидными движениями без нажима. Далее поверхность припудривают венской известью или магнезией (для этой цели можно использовать детский зубной порошок) и продолжают обработку поверхности. Когда ткань станет сухой, перевернуть ее на другую сторону - еще влажную, добавить зубного порошка и продолжить протирание, усиливая движения руки. Если на ткани будут появляться засаленные места, то необходимо добавить зубного порошка. Эту операцию проводят до появления зеркального блеска на полируемой поверхности. Качество просушки можно проверить, дотронувшись до поверхности сухой рукой, следы пальцев сразу должны исчезнуть или же при дыхании на поверхность - на ней, как на зеркале, должно появиться замутнение, которое сразу исчезает. Затем поверхность начисто протирают полотняной тряпкой, закрывают ее от пыли и выдерживают в течение 5-7 суток. 4. Четвёртый этап полирования

Слайд 16

Покрытие криволинейных резьбовых и точечных поверхностей реставрируемой мебели производят шеллачной политурой (лаком) с помощью мягких волосяных кистей, круглой или плоской формы. При этом кисть окунают в сосуд с лаком и наносят лак на отделываемую поверхность вдоль волокон древесины, в несколько слоев, с промежуточной сушкой между ними. При лакировании кистью лак следует наносить ровным слоем, не допуская потеков и неравномерностей толщины пленки. Потеки лаков могут появиться при использовании очень жидких лаков. При необходимости для окончательной корректировки цветного тона используют политуру, подкрашенную спирторастворимыми красителями. Покрытие криволинейных резьбовых и точечных поверхностей

Слайд 17

Основные дефекты при полировке тампоном шеллачными политурами -это побеление пор, проседание пленки, побеление пленки, выступание масла на поверхность пленки, местное помутнение пленки при удалении масла. Побеление пор обычно наблюдается у древесины темных пород после высыхания порозаполнителя . Причина побеления - чрезмерно большое количество порошка пемзы, применяемого при грунтовке. Для устранения этого дефекта необходимо зачистить поверхность заново. Побеление пленки происходит при содержании в спирте, применяемом для приготовления политуры, свыше 5% воды. При проседании пленки полировку следует повторять до тех пор, пока этот дефект не будет устранен. Причина выступления масла на поверхности пленки - недостаточная выдержка между операциями полировки и неполное удаление масла с поверхности. При полировке тампоном часть масла может оказаться внутри пленки. В этом случае с поверхности пленки его удаляют повторно. Заканчивая полировку, следует несколько раз менять полотно тампона, тем самым удаляя значительную часть масла еще в процессе полировки. Причина местного помутнения пленки при удалении масла - «ожог» или « прижог » пленки. При незначительном «ожоге» необходимо повторить полировку тампоном. При значительном «ожоге» поверхность шлифуют и полируют заново. Дефекты полировки

Слайд 18

Кроме дефектов полировки в процессе реставрации мебели на отполированной поверхности могут оказаться пятна от пальцев рук, загрязнения и прочее. Эти загрязнения снимаются тампоном, слегка смоченным 5%-й шеллачной политурой с очень незначительным добавлением масла. Затем масло удаляют. С физической точки зрения получается, что в процессе полировки лаковый слой наращивается раз за разом при каждом ходе тампона. Физика этого явления, а также процесса высыхания не вполне изучена. У реставраторов существует мнение, что образование слоя нужной толщины происходит примерно за 10 000 движений. Однако в реставрации мебели после смывки старого лакового слоя поры древесины остаются заполненными, поэтому трудоемкость полировки уменьшается. От того, в какой степени новая политура «смочит» верхний слой древесины мебели, зависит степень ее потемнения и яркость текстуры. Особенно это важно на больших поверхностях фанерованной мебели. Поэтому нужно внимательно, равномерно подшлифовать мелкой шкуркой сильно выцветшую поверхность фанеровки, каждый раз, сознательно оценивая необходимость этой операции. Осторожность нужна, так как наряду с положительными факторами — выравнивание поверхности, улучшение ее цвета, могут появиться неоднородности цвета, снимается «патина», уменьшается толщина фанеровки. Реставраторы могут столкнуться с различными технологическими вариантами предшествующих поновлений лакового покрытия. Так, например, при поступлении в реставрацию мебели XVIII века необходимо выяснить: не была ли фанерованная поверхность первоначально вощенной. Лаковый слой может быть поздним. В этих сомнительных случаях надо принять обдуманное решение о целесообразности полировки (к примеру, лаковый слой в достаточно хорошей сохранности). Бесспорно, для этого вначале удаляют поверхностные загрязнения и подшлифовывают при необходимости возможные дефекты. Замечания по реставрации полировки

Слайд 19

Содержание отчёта Что такое столярное полирование Цели столярного полирования Этапы подготовки поверхности под полировку Основные материалы и инструменты (с кратким описанием) Заполнить таблицу 1 Особенности покрытия криволинейных поверхностей Заполнить таблицу 2 Таблица №1 Наименование этапа полирования Концентрация политуры Движение тампона (рисунок или описание) Особенности (например добавление пемзы или магнезии) Время выдержки после окончания операций Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Таблица №2 Наименование дефекта Причина появления Способ устранения Побеление пор Побеление плёнки Проседание плёнки Выступление масла на поверхности Местное помутнение плёнки