Быт сибирской деревни

Котлярова Ольга Викторовна

Урок-экскурсия, классный час или факультативное занятие "Быт сибирской деревни" поможет учащимся совершить увлекательное путешествие в прошлое, познакомит с историей заселения Сибири, материальной и духовной культурой сибиряков. Практические задания познавательные и веселые.  Материал содержит воспоминания старожилов нашего Кузнецкого края, используются экспонаты школьного краеведческого музея. Если экспонатов нет, можно использовать презентацию с привлечением Интернет-ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока-экскурсии школьного музея «Исток»

«Быт сибирской деревни»


Цель: формирование национального самосознания обучающихся, приобщение к культуре русского народа, проживающего на территории Сибири.

Задачи:

  1. Познакомить с историей заселения Сибири, материальной и духовной культурой сибиряков.
  2. Привлечь к исследовательской работе по сбору материалов для уроков истории и факультативных занятий по истории.
  3. Воспитать уважение к культуре нашего народа, желание изучать и сохранять традиции своей малой родины.

Оборудование:

  1. Предметы деревенского быта из школьного музея (рубель, прялка, крынка, самовар, лапти, колодка для обуви, рушник, свадебное платье, валенки).
  2. Музыкальные отрывки из песен «В низенькой светелке», «Валенки».

  1. Вступление.

Учитель: 

…Село моё неброское,
Сибирское село,
С подростками берёзками
Стоит светлым-светло.

Этими словами из стихотворения Николая Черкасова мы начинаем наше занятие –путешествие в старину, во времена наших бабушек и дедушек, ваших прабабушек- прадедушек.  Мы узнаем о жизни сибирской деревни- быте, традициях, обрядах. Наших гостей мы также приглашаем в наше путешествие.

Освоение  Сибири началось в 16 веке, в эпоху Ивана Грозного, и связано с именем Ермака Тимофеевича. Разгромив войска хана Кучума, русские служилые люди стали продвигаться вглубь Сибири и ставить остроги. Самый первый острог получил название Кузнецкий.

C:\Users\Елена\Pictures\Map17.bmp

Вслед за казаками и служилыми людьми потянулись из России в Кузнецкую землю вольные переселенцы. Сибирский край встретил переселенцев суровыми морозами, непроходимой тайгой, своенравными реками.. Нужно было приспосабливаться к природным условиям и к культуре местного населения- шорцев, телеутов. Наверное, первое время им очень трудно пришлось.

Но уже потомки переселенцев во втором-третьем и последующих  поколениях «землей-матушкой» считают свою новую «малую родину». Поэтому термин сибиряк отражал и степень принадлежности к сибирской земле, и, одновременно, степень приспособления к сибирским условиям. Прибывших из-за Урала, из «Рассеи», сибиряки называли «российскими людьми». По последней переписи  населения, многие в графе «национальность» называли себя «сибиряками».

Сибирская деревня, ее размеренный уклад жизни  помогли сохранить традиции российского народа и создать свои, особенные «сибирские» традиции и обычаи.

        До наших дней культура сибирского народа, сибирской деревни сохранилась через культуру материальную, которая представлена в вещественной, предметной форме - это орудия труда,  жилища, одежда и украшения, пища, домашняя утварь. Для нашего путешествия предметы быта я взяла из нашего школьного музея, где есть уголок деревенского быта.

IMG_0926.JPG

Духовная культура проявляется полнее всего в религиозных верованиях, в устных и письменных высказываниях, в повседневном и праздничном поведении. Я озвучу воспоминания старожилов нашего края. Эти записи появились у меня 25 лет назад, во время прохождения фольклорной практики в институте и сегодня мне пригодятся.

Во время путешествия вы будете заполнять маршрутный лист, куда будете заносить новые для вас слова, впечатления.

  1. Материальная культура сибиряков.

Начинаем наше путешествие. Прибывшим в Сибирь переселенцам

 ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НУЖНО было ПОСТРОИТЬ ДОМ.

Из воспоминаний Арефьевой Анны Филипповны, уроженки д. Мазалово Томской области, родители из Смоленска, поэтому считает себя «российской». Последние годы жила в Кайле.

Дом хороший у нас был. Крестовой. Стены выкрашены в сиреневый цвет. В избе кухонька была, передняя, горница, спальня.

ЗАГЛЯНЕМ В ИЗБУ (именно так называли дом старожилы) СИБИРЯКОВ.

Чаще всего, входя в дом,  попадаешь в кухню, где взор сразу падает в красный угол с иконами. Перекрестившись на красный угол, замечаем, что центральное место занимает печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась глиняная, плетенная, деревянная посуда (чугунки, горшки, миски). Здесь женщины стряпали. У окна, близ стола, стояла прялка.

Заглянем в Бабий кут.

Рубель— предшественник современного утюга, очень похожий на узкую стиральную доску. На рабочей поверхности рубеля делались поперечные рубцы. Рубель использовался для разглаживания — «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток (скалку), а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
- Кто желает попробовать?  
(Ученики «гладят» белье (рушник) рубелем).

Прялка. Звучит песня «В низенькой светелке» Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца.

-Кто желает представить себя пряхой? (Девочки садятся за прялку и пробуют прясть из кудели (овечьей шерсти).

Из воспоминаний Аненко Марии Кирилловны,  уроженки с. Громышовка Томской области, с 1946 г проживала в пос. Майский:

 «А пели как! Зимой собирались на попрядуху человек 5-6 и пряли, и пели. Скалки по две за ночь напрядали!»

Крынка- глиняный сосуд для хранения молока. Айда, разбирайте крынки, у меня их вона скока, цельных 5 штук!  (Вы поняли, что я сказала? Значит, вы- сибиряки!)        

- За что так полюбились нашему народу крынки?  (В этих крынках очень долго можно было хранить молоко, которое долго не прокисало и не портилось. Вода, которую в них хранят всегда остается чистой, прозрачной и холодной. Еда, приготовленная в ней,

очень вкусная и долго остается горячей. Цветы, поставленные в крынку, долго остаются свежими и не вянут). Зерно  всегда остается сухим и полезным.

- Вернемся в избу.

    Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. На них ставили наиболее дорогие вещи: ларцы, прялки, красивые горшки. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца.  

Из воспоминаний Аненко Марии Кирилловны:  «Дом у нас был крестовой, тес толстый, хороший, только жить не пришлось. Тогда шторов не было, так мы из газет вырезали, пол не красили, пока моешь, цело ведро стружки наскребешь». Спали взрослые на полу, дети — на полатях, старики — на печи.

Место для работы мужчин обычно располагалось у входа или в отдельной мастерской. Плели сети рыболовные, тачали сапоги, плели лапти.

Из воспоминаний Арефьевой А.Ф.: «Дедушкино зимовьё отдельно стояло, в нем дедушка работал- сапожничал. Он всем нам сапоги правил». Показать колодку для обуви.

О лаптях.

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет», в 12 веке. Описывая победу киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод, который, глядя на пленников, одетых в сапоги, якобы сказал: «Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников».  Пословицы о лаптях:

  «(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»;

  шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус неизвестная величина».

Лапти надевали ловко и быстро, считали это простым делом. Об этом поговорка: «Жениться — не лапоть надеть». С ними на Руси было связано много поверий. Считали, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохраняет кур от болезней и увеличивает яйценоскость птиц. Корову после отела окуривали из лаптя, тогда она давала много молока. Когда была засуха, то в реку бросали лапоть с уложенной в него травой мокрицей: тогда начинался дождь. В лаптях несли семена огурцов, считая это признаком будущего хорошего урожая. Когда сваха шла сватать невесту, то вслед ей бросали лапоть: тогда сватовство будет удачным. Молодые после венчания сжигали лапоть, набитый соломой, дабы обеспечить себе богатую и счастливую жизнь. Лаптем называли простодушного человека, которого можно было обмануть.

Под музыку  обуваем лапти.

А зимой –валенки.

Ва́ленки— тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти

      Кто и когда изобрел валенки достоверно неизвестно.  Кстати, в разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде — «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской губерниях — «валенцами», в Сибири — «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей — «катанками».
      Валяльщики пользовались в народе почетом, а традиции своего мастерства передавали из поколения в поколение. Работа этих специалистов была трудной, но довольно неплохо по тем временам оплачивалась.
А изготовить валенки ох как не просто. Сначала овечью шерсть сортировали, очищали от грязи, прочесывали. Затем делали будущее голенище, или ватный конус, который после уплотнения и увлажнения его водой «достраивали» до полного сапога: приделывали к нему носок, пятку и подошву из той же шерсти. При этом мастера не пользовались ни нитками, ни иголками, ни ножницами.
Полученное изделие заворачивали в холст и «катали» с помощью особого приспособления, похожего на деревянную скалку. После этого будущий валенок насаживали на колодку, которая и давала изделию форму. Последним аккордом становилась сушка в печке или в бане, и очистка от ворса. Валенок был готов!


В старину валенки стоили недешево. Поэтому в крестьянских семьях их берегли, надевали только по праздникам, носили по очереди — по старшинству.

История свидетельствует, что высокопоставленные лица российского государства тоже всегда ценили, и с удовольствием носили валенки. Даже такие завзятые «еврореформаторы», как Петр I и Екатерина II отдавали им должное. А императрица Анна Иоанновна надевала валенки даже с парадным платьем и позволяла своим фрейлинам делать то же самое.
Многие специалисты считают, что роль валенок в военной истории России невозможно переоценить. В царской армии зимой солдаты носили только валенки. Существует мнение, что во время войны с Финляндией 1939–1940 гг. Советский Союз понес такие неоправданно высокие потери, в том числе и по причине острой нехватки в войсках валяных изделий.
Зато Гитлера, как и когда-то Наполеона, мы не в последнюю очередь победили благодаря наличию у большинства солдат это универсальной обуви. Поди-ка, повоюй в морозную зиму в обычных солдатских сапогах!

В современной российской армии валенки также входят в нормы снабжения теплыми вещами и снаряжением как рядового, так и начальствующего состава. А есть категории военнослужащих, для которых валенки — неотъемлемый атрибут униформы, без которого можно запросто лишиться здоровья или даже жизни. Допустим, снайперы или разведчики, для которых белые (под цвет снега и маскхалата) валенки становятся зимой лучшей защитой от обморожения. Военнослужащим, которые несут караульную службу, устав также предписывает надевать валенки в морозную погоду.
Кстати, в условиях боевых действий валенки могут пригодиться не только как теплая обувь. Благодаря  тому, что войлок хорошо амортизирует, они вполне способны защитить ноги бойца от шальных осколков, а в рукопашном бою — прикрыть от ножевых или штыковых ударов.

Практическая работа « Валенки от модельеров 5 класса» (под музыку «Валенки» в исполнении Л.Руслановой).  Дети украшают валенки пуговицами, лентами, цветными нитками и т.д.

- Возвращаемся в деревенскую избу.

Стол. Главным  украшением стола был самовар.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и среди знати использовался как лекарство.  Появился чай, появились и самовары.
Пословицы о чае:

  •  Чай пить – долго жить.
  • Чай пить – не дрова рубить.
  • За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
  • Выпей чайку – забудешь тоску.
  • Самовар кипит, уходить не велит.
  • С чая лиха не бывает!
  • Чаем на Руси никто не подавился!
  • Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
  1. Духовная культура сибиряков связана, прежде всего, с обрядовой культурой (крестины, свадьба, похороны).

  Как в старину играли свадьбу?

Воспоминания Арефьевой А.Ф. о свадебном обряде. Приложение 2.

Показать свадебное платье из музея.

 «Сибирский диалект»          Ребятам предложены тексты:

  • Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит! (Ну, чего, ребята ходите туда-сюда? Бабушка никак не выздоровеет. Живот у нее сильно болит!)
  • Ты, паря, чую, тутомный (тутошный)! (Ты, парень, знаю, местный!)
  • Айда, покалякать (побаять) надо! (Пойдем, поговорить нужно!)
  • В проулке хиус-то какой! А я галицы забыла! (В переулке ветер-то какой холодный! А я рукавицы забыла!)
  • Опять обутков нету-ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо. (Опять обуви нет. Корову доить идти не в чем. Думать надо)
  • Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит.
  • Ты, паря, чую, тутомный (тутошный)!
  • Айда, покалякать (побаять) надо! (
  • В проулке ноне соседку встрела, надоть к ей завтре сходить!
  • Опять обутков нету-ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо.
  • Рази щас так работают? Вало встану в пять и в 9вечера домой вертаюсь. Ничо не видела , окромя работы.

СИБИРСКИЕ АФОРИЗМЫ: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:

В Сибири 100 рублей - не деньги, 100 верст- не расстояние.

Накормишь калачом- не бей в спину кирпичом.

Кыска скребет на свой хребет.

Здесь хозяев нет, одни квартиранты.

После Илья дня человек как свинья (т.е. ест все, что в огороде поспевает).

О цыганах: близко лежит, у них брюхо болит.

ПРИМЕТЫ – ПОВЕРЬЯ СИБИРЯКОВ-СТАРОЖИЛОВ:

У кого пальцы длинны − невеста маленькая будет.

Кто на кошку наступил − жениться захотел.

Нельзя сор на ноги мести − свекровь лихая будет.

Чтобы девушке уметь тонко прясть, нужно жилы есть.

Девушке нужно есть селезенку − косы хорошие будут.

Парню нельзя есть селезенку − верхом не будет уметь ездить.

Когда ешь, то нужно облизывать ложку, а то жених или невеста рябые будут.

На квашню нельзя садиться − обжора будешь.

На ушат нельзя садиться − пьяница будешь.

О СИБИРСКОМ ХАРАКТЕРЕ   

                                            ***

Смелость, сметливость, повадка

Рыскать по стране.

Чистоплотность, ум, приглядка

К новой стороне;

 

Горделивость, мысли здравость,

Юмор, жажда прав,

Добродушная лукавость,

Развеселый нрав;

 

Политичность дипломата,

В речи при чужом,

Откровенность, вольность брата

С истым земляком;

 

Страсть отпетая к природе–

От степей и гор,

Дух, стремящийся к свободе      

Любящий простор;

 

Поиск дела, жажда света,

Юной жизни кровь,

Без предела и завета

К Родине любовь;

 

Страсть отстаивать родное,

Знать, за что? Да как?

Стойкость, сердце золотое –

Вот наш сибиряк!

 

                        Сибирский поэт

           И.Ф. Федоров-Омулевский  (1836-1883 гг.)

- Какими чертами характера обладают сибиряки?  /Приложение 3/

         Любили сибиряки работать, но умели и отдыхать. Из воспоминаний Аненко М.К. «Гуляли хорошо, тада уся молодежь при деревне была. Вало на троицу по лесу как пойдет молодежь,-места мало в лесу было. Танцы лучше были. Ногами не дергали, как щас. Гармонист заиграет, аж душа радуется, мертвый подымеца». Одним из самых любимых праздников была масленица. И сегодня мы ее любим праздновать - зиму провожаем, весну закликаем!

Входит Весна Красна (девочка в костюме Весны Красны)

Иду с обильными хлебами,

С высокими снопами,

С малиной, смородиной,

Со всякой садовиной,

      С солнышком, с ливнями,

      С песнями дивными,

      С трудом, заботой,

      С весельем и Угощеньем!

      Все:

      Милости просим!

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели? (Раздаем блины гостям).

Учитель:

Наше путешествие подходит к завершению. Поговорите с вашими бабушками и прабабушками, дедушками и прадедушками.  Запишите их воспоминания, их поговорки, шутки, прибаутки. Это очень интересно и познавательно.

Приложение 1

Маршрутный лист

1.«Материальная культура»

Бабий кут-

Рубель-

Пряха-

Попрядуха-

Крынка –

Лапти-

2. «Духовная культура»

Пословицы (записать 1-2)

Заговоры-

Обряды-

Праздники-

3. «О сибирском характере»

Сибиряк –

«Переведите» фразы с сибирского диалекта:

  • Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит.
  • Ты, паря, чую, тутомный !
  • Айда, покалякать (побаять) надо!
  • В проулке ноне соседку встрела, надоть к ей завтре сходить! 
  • Опять обутков нету-ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо.
  • Рази щас так работают? Вало встану в пять и в 9 вечера домой вертаюсь. Ничо не видела, окромя работы.

Приложение 2

Из воспоминаний Арефьевой Анны Филлиповны, 1905 г.р. (место рождения с.Мазалово Томской области, проживала в с Кайла Яйского района с 1956 г. Родители из Смоленска):

О свадьбе:

«Раньше свадьбу неделю играли. Сначала поезджаны (сваты) свадебные на лошадях  с пирогом за два дня приезжали в невестин дом. Невесту в баню водили. А когда выкупает жених невесту, то подружек ее и ее саму на конях по деревне катает и веники в цветах. У жениха дружка есть, это его родственник или крестный, и полудружка. У невесты –сваха. После прощания с девками жениха и невесту в церковь везут. Взрослый брат-повозник на своем поезду (санях), жених на своем поезду. После церкви две свахи и брат отдельно едут. Двое поезджан с возком едут –приданное (постель) везут. Гостей много было, со двора на двор ходили. А веселье какое было! Катаются на конях с кольцами на дуге, два кольца специально подбирали, чтобы гласили( звенели) как положено».

Из воспоминаний Григорьевой Клавдии Сергеевны, 1912 г.р. (место рождения с.Ишим Яйского , где и проживала.  Родители из Тобольской губернии):

Молитва на ночь:

«Огонь погас, Господь у нас, а ангелы-хранители, храните нас!»

Заговор от «колотей»:

«Колю ель, колю пихту, колю белую березу, колю горькую осину. Ты меня кольнешь раз, а я тебя тридевять раз, не раз, не два, не три, не четыре, не пять, не шесть, не семь, не восемь, не девять 9 и снова все повторить три раза).

Заговор от вывиха:

« Едет вывих по калинову мосту, мост провалился, раба божия … споткнулась, сустав с суставом соткнулся. Во веки аминь».

Приложение 3

МЕНТАЛЬНОСТЬ СИБИРЯКОВ

Ментальность - это совокупность наиболее устойчивых представлений и стереотипов, исторически сложившихся у социальных субъектов под влиянием различных факторов и проявляющихся в виде особого способа мироощущения и мировосприятия, влияющего на его образ жизни и поведение.

 «Сибиряки склонны жить без излишнего вмешательства властей и закона… они порицают те нововведения…, что ограничивают свободы…» - отмечал историк А.П. Щапов. Князь П.Д. Горчаков, генерал-губернатор Сибири писал: «Здешние поселяне, взросшие в полной независимости, мало знакомы с нуждой».

Н.М. Ядринцев свидетельствовал: «Сибирский крестьянин …ведет себя непринужденно и развязно, …чувствует себя равноправным, он смело входит в комнату, подает вам руку, садится с вами за стол…». Рапорты сельских старшин непременно завершались выражением, отнюдь не являвшимся формальным: «… о чем волостному правлению честь имею донести». «Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими».

Одновременно, наблюдается странная позиция «униженности, угодливости, стремления откупиться». Постоянная настороженность к «чужим», стремление не допустить другого человека за некую черту, сформировали в качестве защитных мер те, о которых идет речь. При этом унижение, хитрость перед «чужими» не считалось у старожилов зазорным. В словаре сибирского говора первой половины Х1Х века слово «ум» означает «хитрость». Отсюда обмануть, схитрить значит спастись от «зла».

Так, Н.Д. Фонвизина за долгие годы проживания в Сибири, сумела выделить данные черты в ментальности старожилов. Сибиряк «ласков, добродушен, большой хлебосол, но не клади ему палец в рот - он без намерения, но откусит. Сибирское основное свойство: недоверчивость и осторожность, чтобы не дастся в обман, и если можно самому обмануть. Быть обманутым считается за стыд. Сибирская скромность, по-моему, скрытость». «Сибиряки весьма просмешливы. Все, что не согласно их умонастроению, понятиям, они непременно просмеивают. В сибирском обществе в высшей степени господствуют сплетни».

Постоянное соперничество в ведении домохозяйства, землепашестве, в достижении уровня жизни, в повседневном поведении было довольно близко характеру граждан США, о чем отмечали в записках декабристы. «Каждый живет особняком», коллективное начало «мало развито», в борьбе за выживание, в условиях соревнования-соперничества в старожилах вырабатывались «удивительная выносливость и настойчивость,… необыкновенная терпимость в трудах, мужество в опасностях» - писали о сибиряках в XIX веке. Сибиряк постоянно стремился выглядеть в глазах односельчан, окружающих радушным и хлебосольным хозяином, сострадающим «сирому и убогому». Отмечалось, что «нигде в России так не подают нищим, как в Сибири».

«Сибиряки… народ человеколюбивый и снисходительный, за всем тем, что они окруженные ссыльно-преступными. Нравы здешних жителей кротки, благонравны и гостеприимны: они каждого приезжающего принимают ласково, рады разделить с ними, что имеют последнее, и ладе кто из гостей в знак благодарности за такой прием будет благодарить деньгами, то сам навлечет хозяину на себя неудовольство, а деньги не примутся».(Пестов Н. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. – М., 1833.)

Наряду с милосердием, при выраженной соревновательности, элемент «демонстрирования» высокой нравственности играл немаловажную роль. Высокий уровень нравственности в общине зависел от уровня нравственности ее членов. «Мы избегаем порочных людей, так как лица эти полезными обществу быть не могут» - записали в своем приговоре старожилы Анциферовской волости Канского уезда

В сибирском афоризме - «Что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи» - мы видим философское осмысление нравственных качеств личности, взаимосвязи материального и духовного в миропорядке старожильческого населения. Таким образом, в сознании  сибиряка имелись установки действий, направленные на  формирование способности старожила создавать свой «чистый мир». В понятия нравственность, честь, достоинство сибирский старожил вкладывал и честность: «Обманешь в игле, не поверишь и в рубле», «Честь чести и на слово верит».

Наряду со свободой, личными качествами человека, важнейшее место в картине мира занимал свободный труд: «Мужику больше о чем думать, как не о пашне…, о работе. Да за добрые труды быть словутными» – подчеркивал А.П. Щапов. Жизненную необходимость напряженного труда в страдную пору выделял этнограф А.А. Макаренко: «Рабочий день сибирских крестьян продолжается от зари до зари… около 16-18 часов в сутки, при кратковременном отдыхе…». Труд становился в сознании и мерой оценки «праведного человека», имеющего пашню, домохозяйство. «Мертвый не без могилы, а живой не без подворья» - говорили сибиряки.

Во второй половине ХIХ века публицист С. Турбин отмечал: «Если великоросский крестьянин шумит, ругается, сердце сорвет... протестуя, то сибиряк несравненно последовательнее. Сибиряк - разве что плюнет. Зная очень хорошо, что плетью обуха не перешибешь, он и не пытается...». «Рассудок сибиряка преобладает над чувствами. Сибиряк надеется более на себя, нежели на Бога» – отмечали современники.

Старожилов отличало рациональное мышление: они мыслили расчетливыми категориями, были практичны. Будучи прекрасным знатоком сибирского фольклора, этнограф А. Ровинский выделил в пословицах глубокий назидательный смысл. Например, «говоря, - не мылися, бриться не будешь», - сибиряк прямо намекает: «Не расчитывай никогда на чужое».

Ради хозяйственной целесообразности жертвовали даже верой; так в 1858 г. Тобольской духовной консисторией рассматривалось дело «О пагубной привычке сельского населения Енисейской губернии работать в воскресные и праздничные дни».

Основой сознания старожилов являлась опора на заветы и традиции предков. «Сибирский крестьянин набожен, но эта набожность особого свойства. Она в уважении обрядов, традиций нашей крестьянской истории. Чем древнее, тем подлиннее, тем истиннее» - писал крестьянин Т. Бондарев.  

Сибирский характер проявлялся в труде, в быту, культуре, в периоды военных испытаний, когда сибиряки показывали себя прекрасными воинами, проявляли твердость духа в экстремальных  ситуациях.

Императрица Екатерина Великая: «Сибиряки более смуглы лицом, невысоки ростом. Заслуживает замечания факт, что сибирское население не отличается фанатичной привязанностью к бороде, какую обнаруживает великоросский народ. Здесь несколько своеобразная народность, непохожая во всей полноте на родоначальную славянскую расу. Сибиряки отличаются душевными особенностями: они умны, любознательны, предприимчивы».

***

Н.М. Ядринцев: «Население приобрело известную крепость, выработало сметку, находчивость, способности Робинзона и стремление к самопомощи. Жизнь среди природы воспитала решимость, отвагу, и … дала долю самоуверенности».

***

О милосердии: «В 1890-х гг. в доме крестьянина с. Нахвальского Сухобузимской волости Фирса Григорьевича Зырянова много лет жил «из милости ссыльный Галайко – 92-х лет, к труду неспособный».

***

А.П. Щапов: «Сибиряк по большей части прост. У него преобладает наклонность к материалистическому умствованию. Оттого он менее религиозен, чем российский человек. Ум, по его понятию, есть главным образом «хитрость», «смышленность» в приобретении, в наживе; умственный человек на языке сибиряков значит расчетливый».