ОЖИВЛЯЯ ИСТОРИЮ, СОЕДИНЯЯ ЭПОХИ. Конструктор музейно-педагогического занятия

Бережная Олеся Александровна

Статья посвящена актуальности музейно-педагогической работы и роли школьного музея в образовательном процессе. 

Приводятся примеры музейно-педагогических приёмов и разработка конструктора музейного интерактивного занятия. Приведённый перечень-конструктор не исчерпывает всех музейно-педагогических приёмов и предполагает обязательное дополнение приёмов из собственного опыта педагога, является отправной точкой в процессе творческого осмысления и реализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЖИВЛЯЯ ИСТОРИЮ, СОЕДИНЯЯ ЭПОХИ

Конструктор музейно-педагогического занятия

Современный школьный музей – это образовательное пространство где формируется чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому, здесь предлагается более широкий спектр форм и методов работы с учащимися, созданы условия для расширения, углубления и систематизации знаний.

Согласно Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2020 года музеи в системе образования  должны учитывать идеологию «открытого музея», строящего свою работу на базе развития интерактивных форм, соавторства и сотворчества музея и посетителя (учащегося). Школьный музей должен стать элементом социума, к которому могут обратиться все участники образовательного процесса. В разработке музейных занятий педагог интегрирует свою деятельность с образовательной программой школы.

Внеурочные занятия и ОДОД в школьном музее позволяют учащимся найти себя, попробовав в различных видах деятельности, которые может предложить педагог и музейное пространство, реализовав возможность свободного самоопределения и самореализации. В русле основной направленности учащийся может выбрать приоритетное для себя направление (художественное, техническое, экологическое и др.). Так, музей становится ближе ребёнку, появляется возможность определить собственный образовательный маршрут. Педагог, приглашая учащихся включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает им реализацию их интересов, развитие индивидуальных способностей, ориентируется на потребности ребёнка. С нашей точки зрения, наиболее полного отвечает изложенным требованиям программа внеурочной деятельности М.К. Хащанской и С.В. Подгорной «Музейная лаборатория», которая может и должна быть дополнена и переработана под цели, задачи, интересы конкретного детского коллектива.

        Реализуя социально-культурную миссию школьный музей является местом встречи учащего с культурой, местом диалога эпох и поколений. Здесь можно побеседовать с живыми участниками исторических событий и прикоснуться к подлинным экспонатам. Где же как не в школьном музее произойдёт эта встреча, если ребята живут далеко от центра города?  Именно здесь и сейчас учащиеся имеют возможность пять дней в неделю, с утра до вечера развиваться с помощью предметного мира культуры. Двери музея открыты всегда и тем встреча с музеем интереснее, особенно, на 10 – 15 минутах перемены.

        Для создания воспитывающей и развивающей среды в современном школьном музее необходимо отказаться от метода готовых решений в построении экспозиции и в приёмах подачи материала.  Этой задаче хорошо отвечают интерьеры музея-квартиры, музея-крестьянской избы и т.п. без поясняющих этикеток, но созданным руками учащихся аудиогидом. При появлении нового экспоната учащиеся сами проявляют инициативу, задают вопросы и ищут дополнительную информацию, чтобы удовлетворить любопытство. А проблемные задания на музейных занятиях, стимулируют поисковую, творческую активность, поощряют опытную и экспериментальную работу, способствуют самостоятельным открытиям.

Именно в школьном музее могут объединяться чувства и разум в деятельности. Интерактивность как ведущий принцип работы музея обеспечит развитие сенсомоторного, а затем и понятийного интеллекта. Музей соединяет радость познания, с радостью творческого ручного труда, предотвращает игровой, коммуникативный и деятельностный дефицит. Например, во внеурочной деятельности ребята привлекаются для составления гербария по книге «Дикие и съедобные растения» 1941 года издания – в итоге, получается выставка и проводятся занятия и мини-экскурсии для групп продлённого дня; собственными руками создаются макеты по тематическим занятиям.

 В школьном музее предлагаются формы, адекватные каждому возрасту: игру и «увлекательную науку», опыты для младших школьников, «музейные диалоги», ролевые игры – для подростков; социальное проектирование, активное участие в сохранении историко-культурного наследия, исследовательскую деятельность – для старшеклассников.

Актуальной остаётся проблема организации музейно-педагогического занятия. Прежде всего, следует, определить что такое музейно-педагогическое занятие и что должно быть в занятии, чтобы оно стало музейно-педагогическим.

Музейно-педагогическое занятие – форма педагогического взаимодействия педагога и учащихся с музейными предметами с целью приобретения новых знаний, навыков и умений. Иными словами, музейно-педагогическое занятие предполагает диалог между учителем и учениками, манипуляцию с музейным предметом и сопоставление его с другими источниками информации, нахождение ответа на поставленные вопросы.

Предлагаемый ниже перечень-конструктор не исчерпывает всех музейно-педагогических приёмов и предполагает дополнение приёмами из собственного опыта педагога, является отправной точкой в процессе творческого осмысления и реализации.

Конструирование музейно-педагогического занятия предполагает чёткую формулировку темы занятия; ориентацию на возраст аудитории; постановку цели, которая передаст краткий идейный смысл музейного послания; постановку задач – то, что требует решения; определение принципов (диалог, интерактивность, комплексность, обратной связи и др.); методов (погружения в историческую среду, исследовательского, опережающего поощрения и др.); и приёмов, примеры которых приведены в таблице ниже.


Конструктор музейно-педагогического занятия

Обобщённые этапы занятия

Музейно-педагогические приёмы

Опорные вопросы и задания

Мотивация

(постановка цели и задач урока)

Беседа, диалог

Обращение к знаниям

Демонстрация проблемных аудио/видео/ фото

Коллективная дискуссия

Включение нового понятия в ряд известных фактов

Элемент театрализации

 удивляй – отсроченная отгадка

Что почувствовали? Как считаете?

Актуализация

Выявление места и причины затруднения

Беседа, диалог

Обращение к экспозиции,  музейному предмету, цитирование документа

Сочетание показа и рассказа

Локализация внимания

Самостоятельная работа с экспонатом по алгоритму

сопоставление музейного экспоната с другими информационными объектами (аудио, видео, текст)

повторите, перечислит, назовите, напишите, опишите, сымитируйте, определите

Построение и реализация проекта выхода из затруднения

Игра

Загадки, ребусы

Задания (коллективные, командные, устные, письменные, творческие, физические активности)

Самостоятельная работа с экспонатом по алгоритму

Программный продукт («Стоик Контент»);

приложения

(izi.TRAVEL)

Игра в случайность

сопоставление музейного экспоната с другими информационными объектами (аудио, видео, текст)

объясните, опишите, определите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте.

Закрепление с проговариванием

«Реставратор»

Опыт

Загадки, ребусы

Самостоятельная работа с экспонатом по алгоритму

Обращение к экспозиции

Творческая работа

решите, объясните, изобразите, покажите, используйте, продемонстрируйте,  исследуйте, сравните, противопоставьте, разделите, интерпретируйте, проанализируйте, сгруппируйте, отберите, классифицируйте.

Рефлексия

Выразите одним словом суть занятия (эмоциональная)

Символическая рефлексия

Письменная рефлексия

Творческая работа

Фантастическая/

Волшебная добавка (прикоснитесь и загадайте желание)

Долговременные задания, индивидуальные, коллективные

Продолжи фразу:

Хочу спросить

составьте, соедините, сконструируйте, представьте, сформулируйте

 

Список литературы:

  1. Артёмов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. – СПб, 2006
  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М, 2019
  3. Хащанская М. К. Культурно-образовательная программа "Музейная лаборатория" /М. К. Хащанская, С. В. Подгорнова// Культурные практики в пространстве Санкт-Петербурга: учеб.-метод. пособие по реализации внеуроч. деятельности / сост. С. В. Подгорнова; общ. ред. Е. Н. Коробковой. - СПб.: СПб АППО, 2016. - С .51-56
  4. Культурные практики в пространстве Санкт-Петербурга [Текст]: учеб.

метод. пособие по реализации внеуроч. деятельности / сост. С. В. Подгорнова; общ. ред. Е. Н. Коробковой. - СПб.: СПб АППО, 2016