ОЖИВЛЯЯ ИСТОРИЮ, СОЕДИНЯЯ ЭПОХИ. Конструктор музейно-педагогического занятия
Статья посвящена актуальности музейно-педагогической работы и роли школьного музея в образовательном процессе.
Приводятся примеры музейно-педагогических приёмов и разработка конструктора музейного интерактивного занятия. Приведённый перечень-конструктор не исчерпывает всех музейно-педагогических приёмов и предполагает обязательное дополнение приёмов из собственного опыта педагога, является отправной точкой в процессе творческого осмысления и реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструктор музейно-педагогического занятия | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЖИВЛЯЯ ИСТОРИЮ, СОЕДИНЯЯ ЭПОХИ
Конструктор музейно-педагогического занятия
Современный школьный музей – это образовательное пространство где формируется чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому, здесь предлагается более широкий спектр форм и методов работы с учащимися, созданы условия для расширения, углубления и систематизации знаний.
Согласно Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2020 года музеи в системе образования должны учитывать идеологию «открытого музея», строящего свою работу на базе развития интерактивных форм, соавторства и сотворчества музея и посетителя (учащегося). Школьный музей должен стать элементом социума, к которому могут обратиться все участники образовательного процесса. В разработке музейных занятий педагог интегрирует свою деятельность с образовательной программой школы.
Внеурочные занятия и ОДОД в школьном музее позволяют учащимся найти себя, попробовав в различных видах деятельности, которые может предложить педагог и музейное пространство, реализовав возможность свободного самоопределения и самореализации. В русле основной направленности учащийся может выбрать приоритетное для себя направление (художественное, техническое, экологическое и др.). Так, музей становится ближе ребёнку, появляется возможность определить собственный образовательный маршрут. Педагог, приглашая учащихся включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает им реализацию их интересов, развитие индивидуальных способностей, ориентируется на потребности ребёнка. С нашей точки зрения, наиболее полного отвечает изложенным требованиям программа внеурочной деятельности М.К. Хащанской и С.В. Подгорной «Музейная лаборатория», которая может и должна быть дополнена и переработана под цели, задачи, интересы конкретного детского коллектива.
Реализуя социально-культурную миссию школьный музей является местом встречи учащего с культурой, местом диалога эпох и поколений. Здесь можно побеседовать с живыми участниками исторических событий и прикоснуться к подлинным экспонатам. Где же как не в школьном музее произойдёт эта встреча, если ребята живут далеко от центра города? Именно здесь и сейчас учащиеся имеют возможность пять дней в неделю, с утра до вечера развиваться с помощью предметного мира культуры. Двери музея открыты всегда и тем встреча с музеем интереснее, особенно, на 10 – 15 минутах перемены.
Для создания воспитывающей и развивающей среды в современном школьном музее необходимо отказаться от метода готовых решений в построении экспозиции и в приёмах подачи материала. Этой задаче хорошо отвечают интерьеры музея-квартиры, музея-крестьянской избы и т.п. без поясняющих этикеток, но созданным руками учащихся аудиогидом. При появлении нового экспоната учащиеся сами проявляют инициативу, задают вопросы и ищут дополнительную информацию, чтобы удовлетворить любопытство. А проблемные задания на музейных занятиях, стимулируют поисковую, творческую активность, поощряют опытную и экспериментальную работу, способствуют самостоятельным открытиям.
Именно в школьном музее могут объединяться чувства и разум в деятельности. Интерактивность как ведущий принцип работы музея обеспечит развитие сенсомоторного, а затем и понятийного интеллекта. Музей соединяет радость познания, с радостью творческого ручного труда, предотвращает игровой, коммуникативный и деятельностный дефицит. Например, во внеурочной деятельности ребята привлекаются для составления гербария по книге «Дикие и съедобные растения» 1941 года издания – в итоге, получается выставка и проводятся занятия и мини-экскурсии для групп продлённого дня; собственными руками создаются макеты по тематическим занятиям.
В школьном музее предлагаются формы, адекватные каждому возрасту: игру и «увлекательную науку», опыты для младших школьников, «музейные диалоги», ролевые игры – для подростков; социальное проектирование, активное участие в сохранении историко-культурного наследия, исследовательскую деятельность – для старшеклассников.
Актуальной остаётся проблема организации музейно-педагогического занятия. Прежде всего, следует, определить что такое музейно-педагогическое занятие и что должно быть в занятии, чтобы оно стало музейно-педагогическим.
Музейно-педагогическое занятие – форма педагогического взаимодействия педагога и учащихся с музейными предметами с целью приобретения новых знаний, навыков и умений. Иными словами, музейно-педагогическое занятие предполагает диалог между учителем и учениками, манипуляцию с музейным предметом и сопоставление его с другими источниками информации, нахождение ответа на поставленные вопросы.
Предлагаемый ниже перечень-конструктор не исчерпывает всех музейно-педагогических приёмов и предполагает дополнение приёмами из собственного опыта педагога, является отправной точкой в процессе творческого осмысления и реализации.
Конструирование музейно-педагогического занятия предполагает чёткую формулировку темы занятия; ориентацию на возраст аудитории; постановку цели, которая передаст краткий идейный смысл музейного послания; постановку задач – то, что требует решения; определение принципов (диалог, интерактивность, комплексность, обратной связи и др.); методов (погружения в историческую среду, исследовательского, опережающего поощрения и др.); и приёмов, примеры которых приведены в таблице ниже.
Конструктор музейно-педагогического занятия
Обобщённые этапы занятия | Музейно-педагогические приёмы | Опорные вопросы и задания | ||||||
Мотивация (постановка цели и задач урока) | Беседа, диалог | Обращение к знаниям | Демонстрация проблемных аудио/видео/ фото | Коллективная дискуссия | Включение нового понятия в ряд известных фактов | Элемент театрализации | удивляй – отсроченная отгадка | Что почувствовали? Как считаете? |
Актуализация Выявление места и причины затруднения | Беседа, диалог | Обращение к экспозиции, музейному предмету, цитирование документа | Сочетание показа и рассказа | Локализация внимания | Самостоятельная работа с экспонатом по алгоритму | сопоставление музейного экспоната с другими информационными объектами (аудио, видео, текст) | повторите, перечислит, назовите, напишите, опишите, сымитируйте, определите | |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Игра | Загадки, ребусы | Задания (коллективные, командные, устные, письменные, творческие, физические активности) | Самостоятельная работа с экспонатом по алгоритму | Программный продукт («Стоик Контент»); приложения | Игра в случайность | сопоставление музейного экспоната с другими информационными объектами (аудио, видео, текст) | объясните, опишите, определите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте. |
Закрепление с проговариванием | «Реставратор» | Опыт | Загадки, ребусы | Самостоятельная работа с экспонатом по алгоритму | Обращение к экспозиции | Творческая работа | решите, объясните, изобразите, покажите, используйте, продемонстрируйте, исследуйте, сравните, противопоставьте, разделите, интерпретируйте, проанализируйте, сгруппируйте, отберите, классифицируйте. | |
Рефлексия | Выразите одним словом суть занятия (эмоциональная) | Символическая рефлексия | Письменная рефлексия | Творческая работа | Фантастическая/ Волшебная добавка (прикоснитесь и загадайте желание) | Долговременные задания, индивидуальные, коллективные | Продолжи фразу: Хочу спросить | составьте, соедините, сконструируйте, представьте, сформулируйте |
Список литературы:
- Артёмов Е.Г. Музейно-педагогические технологии. – СПб, 2006
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М, 2019
- Хащанская М. К. Культурно-образовательная программа "Музейная лаборатория" /М. К. Хащанская, С. В. Подгорнова// Культурные практики в пространстве Санкт-Петербурга: учеб.-метод. пособие по реализации внеуроч. деятельности / сост. С. В. Подгорнова; общ. ред. Е. Н. Коробковой. - СПб.: СПб АППО, 2016. - С .51-56
- Культурные практики в пространстве Санкт-Петербурга [Текст]: учеб.
метод. пособие по реализации внеуроч. деятельности / сост. С. В. Подгорнова; общ. ред. Е. Н. Коробковой. - СПб.: СПб АППО, 2016