Мастер-класс по теме: «Организация экскурсии в школьном музее»
Познание мира у детей происходит через ощущения и в ходе деятельности. Занятия в музее отвечают этим требованиям. Важно в ходе мероприятия дать детям возможность потрогать, понюхать, послушать, осмотреть музейный предмет и связать его с остальными предметами. Тогда экскурсия будет не только нести основную информацию, но и оказывать эмоциональное воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Экскурсия как вид внеурочной деятельности»
Цель – создать условия для изучения технологии составления экскурсий
Задачи: - познакомить с особенностями работы школьного музея
-Рассмотреть методические приемы проведения экскурсии
- дать возможность коллегам на практике отработать технологию создания экскурсии
Знакомство со школьным музеем, основные экспозиции постоянные и временные, дата создания
Экскурсия – это коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту
Каждый из вас в своей жизни не раз и не два бывал на экскурсиях. Лично меня в большинстве случаев всегда напрягало то, что экспонаты нельзя трогать руками и нужно быстро следовать за экскурсоводом. Поэтому экскурсия для меня означало скучное занятие. Но в 2007 году мне посчастливилось быть на семинаре общественных экскурсоводов, который в нашем районе проводила зав.отделом педагогики Архангельского областного краеведческого музея . Открытием для меня стало то, что интересную экскурсию можно провести даже возле одного музейного экспоната.
Как видите, школьный музей не может похвастаться большой коллекцией экспонатов какой-либо тематики, а также просторным помещением. Поэтому проведение экскурсии, используя минимум музейных предметов и с минимальными передвижениями по залу стало для нас плюсом.
Допустим, что тему экскурсии, её цель и задачи, мы уже знаем. Теперь для создания экскурсии по какой-либо теме для школьников необходимо выполнить следующие шаги: Шаг 1 - Отобрать музейный предмет. Один. Главный. Именно этот предмет должен нести основную информацию. Кроме того, предмет должен привлекать внимание или своими внешними свойствами (формой, цветом, размером), художественной или исторической ценностью. Выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие тоже относят к основным свойствам музейных предметов.
Цель этого шага - Заинтересовать, замотивировать
Практикум: я достаю необычный предмет. Береста – кора березы.– обратить внимание на её внешние свойства (многослойность, мягкость, гибкость, различный цвет слоев и т.п.).
Есть такая песенка:
Мама сшила мне штаны
из березовой коры,
чтобы тело не болело,
не кусали комары…
Чтобы тело не болело – вы наверное уже знаете о полезных свойствах березы? Называют.
Как вы думаете, могла мама в самом деле сшить штаны из бересты? А что делали из бересты? Называют.
Тема нашей экскурсии «Как береза людям помогала».
Шаг 2. Мы знаем, что познание мира происходит через ощущения и в ходе деятельности. Поэтому мы обязательно включаем все это в экскурсию. Даем время потрогать, понюхать, послушать, осмотреть музейный предмет и связать его с остальными предметами. Цель этого этапа – логичное построение рассказа, используя различные методы и приемы.
Практикум Мы с вами продолжаем нашу экскурсию. И вы получаете первое задание – найти на экспозиции еще несколько предметов, связанных с березой (светец с лучиной, туеса. Лапти, солонка, самовар, угли, ботинок).
Каждому досталось по предмету. Назовите, что у вас в руках и для чего этот предмет использовался.
В каждой семье в старину были мастера, которые могли создать такие вещи. Но в каждой вещи можно найти что-то особенное, отличное от подобных.
Задание второе – внимательно рассмотрите свои предметы. Можно пофантазировать. Например, вот в корытце подпалина. Это мой дедушка, когда был маленьким, забыл подлить водички, уголек упал и затлел. Хорошо дедушка вовремя заметил, а то бы пожар случился.
Находят, озвучивают.
Но примерно тысячу лет назад в Древней Руси на бересте еще и писали. Мне нравится берестяная записка : От Никиты Ульяне. Иди за меня. Ты мне нравишься, а я тебе? Представьте, тысячу лет назад парень звал девушку замуж. И эта берестяные грамота сохранилась до сих пор.
Напишите и вы записку на бересте. Пишут современной ручкой или выцарапывают. А я сохраню ваши послания для будущих поколений.
Этот методический прием называется «Мастерская».
Еще один из любимых моих приемов называется «Научная мозаика».
Представьте, что вы преподаватели различных школьных дисциплин и вам нужно задать вопросы по своему предмету.
Задание: я называю область научных знаний, а вы – выбираете экспонат и предлагаете вопрос для изучения. Предмет – туесок.
Биология – эксперимент – где быстрее скиснет молоко в берестяной посуде или обычной (туеса)
Физика- эксперимент, проверить свойства сохранения температуры (туеса) или свойство пропускать воду (лапти, ботинок на берестяной подошве)
Литературоведение – подобрать произведения
экология
история
Такой прием мы применяли в экскурсиях «Матушка - печка», проводили ее в разных вариациях в школе, на конкурсе в Северодвинске и в Евдской школе.
С тех же позиций провожу экскурсию «Храмы Пермогорья». В ней 2 части – теоретическая (особенности архитектуры, история создания и др.) с использованием презентации и практическая. Перед выходом группа получает задания: география – определить расположение (с использованием компаса), математика – рассчитать длину и ширину в шагах и перевести в метры, высоту - в Егорах и перевести в метры, геометрия – из каких геометрических фигур состоит, изо – в чем сходство с кораблем и т.д.
Также мы знакомили учащихся с экспозицией «Предметы домашнего быта» через игру – квест «Ночь в музее». В нашем случае музейные предметы находились в разных местах школы. Нужно было в определенном порядке выполнить задания. Заданий столько – сколько слов в ключе-загадке. Выполнив задание имели право открыть 1 слово. А загадка была такая:
"По локоть – мохнато, По локоть – голо, По локоть – под себя ушло. (прялка)
В ходе проведения экскурсии можно использовать приемы «Аукцион идей», «Что бы это значило», «Найди лишнее», «Придумай биографию предмета», «Анкетирование» и др. Но требования ко всем экскурсиям едины: научность, достоверность, последовательность.
Шаг 3: Рефлексия, результат экскурсии (рисунок, мини-проект, коллаж, викторина). Цель этого этапа – уточнить, как экскурсанты усвоили тему и получить эмоциональный отклик на экскурсию.
Мы проводим экскурсии в музейной комнате: «Учились наши мамы» для 5 кл. по фотоальбомам и альбомам творческих работ; по Великой Отечественной войне – «Наши славные земляки», «История солдатской фляжки», о воинах-интернационалистах «Был предан воинскому долгу», рассказываем о предметах быта «Бабушкин сундук», «От зерна до пирожка». Составлены 3 виртуальных экскурсии: «Пермогорская роспись», «Матушка-печка» и « Шиловский заказник» и 2 экскурсии вне здания школы: «Храмы Пермогорья» и «Первая улица села».
Ну а теперь, я предлагаю вам разделиться на 2 группы и попробовать самим подготовить экскурсию.
Я выдаю вам памятку «Алгоритм составления экскурсии»
Работают, представляют результат.
Наше занятие подходит к концу, предметом его была экскурсия. И я теперь попрошу вас высказать свое мнение о роли экскурсии во внеурочной деятельности через синквейн.
1-тема
2- 2 прилагательных, описание темы
3- 3 глагола
4- фраза из 4 слов, свое отношение к теме
5 – вывод из 1-2 слов
Пишут, зачитывают
Я думаю, что тема занятия была актуальна и вы будете использовать технологию проведения экскурсии в своей работе. Я благодарю вас за нашу совместную деятельность и хочу подарить вам…(магнитик)
ПАМЯТКА «Алгоритм составления экскурсии»
Маршрут экскурсии | цель | содержание |
Придумать тему, цель и название экскурсии, выбрать аудиторию слушателей | ||
1 шаг | Мотивация, интрига | Отобрать музейный предмет. Он должен нести основную информацию, привлекать внимание или своими внешними свойствами (формой, цветом, размером), художественной или исторической ценностью, оказывать эмоциональное воздействие |
2 шаг | логичное построение рассказа (маршрута) | Подобрать другие элементы экскурсии, музейные предметы и связать их с главным предметом. Выбрать форму экскурсии. |
3 шаг | Рефлексия | уточнить, как экскурсанты усвоили тему, и получить эмоциональный отклик на экскурсию |