Музейная педагогика в образовании.
Данная статья посвящена актуальным вопросам музейной педагогики в школе. В ней рассматривается значение музейной педагогики и ее влияние на гражданское, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, указываются предмет и объект музейной педагогики, акцентируется внимание на ключевых понятиях и образовательных функциях данной области педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeyna_pedagogika_v_obrazovanii.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика и ее образовательные возможности
Семенченко Светлана Викторовна,
заместитель директора по УВР
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя школа № 16»
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Semenchenko Svetlana Victorovna,
Deputy Director of the school № 16,
Novy Urendoy, YNAR
Аннотация
Данная статья посвящена актуальным вопросам музейной педагогики в школе. В ней рассматривается значение музейной педагогики и ее влияние на гражданское, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, указываются предмет и объект музейной педагогики, акцентируется внимание на ключевых понятиях и образовательных функциях данной области педагогики.
Ключевые слова:
Музейная педагогика, гражданское и духовно-нравственное воспитание поколения, ключевые понятия музейной педагогики, образовательные функции музея
Annotation
The title of this article is “Museum pedagogy and its educational opportunities”. The article is devoted to the topical issues of museum education at school. The text gives valuable information about the importance of museum pedagogy and its impact on the civil, spiritual and moral development of the younger generation, describes the subject and object of museum education, focuses on the main concepts and educational functions of this field.
Key words:
Museum education, pedagogy, civil, spiritual and moral development of the younger generation, the subject and object of museum pedagogy, the main concepts and educational functions of the museum pedagogy.
Педагогика, ее теории и ценности никогда не существуют друг от друга по отдельности, поскольку все системы культуры, и образование в том числе, составляют общую открытую и единую систему, в которой развитие отдельных элементов ведет к изменению других и, в итоге, к изменению всей системы. В настоящее время прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования, постепенно они становятся актуальными. Приоритетным станет саморазвивающееся образование, оно будет по-настоящему культурным процессом, а педагогическая практика перестанет быть совокупностью методов и средств передачи знаний и установок и будет развиваться как искусство образования личности в культуре. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования обусловлена социальным заказом образовательной системы государства, требующей подготовки творчески мыслящих людей высокого уровня культуры [1, с. 82-84].
В многообразной системе фактов, которые должны сохранять и воспроизводить ценности отечественной и мировой культуры, формировать историческую память и обеспечивать преемственность культурно-исторического развития, особое место принадлежит музеям, и в частности – школьным музеям. Из века в век они играют все большую роль в духовной жизни общества и подрастающего поколения, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании детей и взрослых, в информационных и коммуникативных процессах жизни.
Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики» [3, с.102-105].
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам.
Ключевыми понятиями музейной педагогики являются:
1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
3. Музейная коммуникация – это такая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.
Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания [6, с. 87]. Это ставит перед образованием новые задачи:
- Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике
- Гармонизация развития творческой личности
- Формирование национальной идеологии
- Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества
- Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея
Бесспорно, Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, в наши дни музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает противоположностью миру компьютерных технологий и расширению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса [7].
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Но нельзя забывать о том, что музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания и образования личности. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет. Поэтому, вопрос развития и становления музейной педагогики остается все еще очень болезненным и актуальным в современной системе образования.
Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство нашего округа и страны, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множество великих событий и деяний, позволяет нам использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися. Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.
Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на музейной педагогики.
У каждой школы есть своё лицо. У каждой школы есть свои «святыни». И они определяют не только своеобразие ШКОЛЫ как живого организма, стиль работы всего коллектива, создают нравственные ориентиры во всех сторонах деятельности педагогического коллектива.
В нашей школе не просто функционирует один из лучших школьных музеев - он стал именно святыней, определившей и лицо школы, и нравственный облик учащихся, и центром по патриотическому и нравственному воспитанию учащихся. Материалы музея «Хранители воинской славы» позволяют педагогам школы организовать работу в урочной и неурочной деятельности. О самых интересных и значимых проектах в данной области расскажут наши педагоги в своих статьях.
Список литературы:
- Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
- Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
- Медведева Е.Б. Музейная педагогика как новая научная дисциплина / Е.Б. Медведева М.Ю. Юхневич; Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М.: 1997. – С. 102-105.
- Орешкина Т.Л. Героико-патриотическое воспитание в школе, Волгоград,2007 г.
- Педагогический энциклопедический словарь. https://slovar.cc/enc/ped/2137593.html {дата обращения: 17.12.17}
- Cтоляров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.
- https://statya-muzeynaya-pedagogika-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-uchaschihsya-v-usloviyah-fgos-1224165.html{дата обращения: 17.12.17}