МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ «КРАЙ РОДНОЙ»

Школьный краеведческий музей РУСИЧ

   Рекомендации предназначаются для научных руководителей и обучающихся, участников регионального конкурса виртуальных экскурсий «Край родной».  Изложены в доступной форме, основываясь на опыте участия в Конкурсе.  В работе представлен разбор  наиболее часто встречающихся ошибок во время подготовки, а затем и изложения текста виртуальной экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx42.14 КБ
Файл metodicheskie_rekomendatsii.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Донское

Задонского муниципального района Липецкой области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ

«КРАЙ РОДНОЙ»

Автор-составитель:

В.В. Козлова, учитель,  руководитель школьного краеведческого музея «РУСИЧ»  МБОУ СОШ с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И КАК  ИХ НЕ ДОПУСТИТЬ

I.        Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов……………………………….3

II.        Экскурсовод как учитель у доски…………………………………........4

III.        Экскурсия, как монотонная лекция или театрализованное  представление……………………………………………………………………4

IV.        Экскурсия как  научный доклад. ……………………………………...4

V.        Экскурсия не для экскурсантов………………………………………...5

VI.        Экскурсия без логических переходов………………………………….6

VII.        Экскурсия не в настоящем времени……………………………………6

VIII.        Экскурсия -  показ не объектов, а слайдов …………………………...6

IX.        Экскурсия  в паؘре…………………………………………………………7

X.        Изложение полного текста экскурсии………………………………….7

XI.        Презентация с обилием текста………………………………………….8

XII.        Оформление презентации не имеет значения……………………..….8

XIII.        Экскурсия о Героях и участниках  ВОВ…………………………….…9

XIV.        Темы экскурсий исчерпаны……………………….……………...……10

XV.        Экскурсии «достойны» только исторические объекты…………...10

XVI.        Не брать экскурсионный  объект, уже рассмотренный ранее……11

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

   Областной  конкурс виртуальных экскурсий «Край родной» среди обучающихся 5-11 классов образовательных организаций Липецкой области проводится ежегодно с целью создания условий для включения в творческую работу по разработке и проведению экскурсий по родному краю и школьным музеям, популяризации экскурсионного метода, выявления  наиболее способных юных экскурсоводов, допрофессиональной ориентации школьников.

    Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным изображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Виртуальные экскурсии являются наиболее эффективным средством для демонстрации особенностей и преимуществ каких-либо объектов или услуг. 

     Основным преимуществом виртуальных экскурсий является доступность – возможность осмотра объектов без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

     На  суд жюри    участники конкурса представляют обзорные и тематические экскурсии по населенным пунктам муниципальных районов и школьным музеям. Показ экскурсионных объектов осуществляется на экране. Компетентное жюри оценивает экскурсии   по содержанию и смысловой нагрузке, умение экскурсоводов связать речь с показом экскурсионных объектов. Также учитываются культура речи, эмоциональность, достоверность текста экскурсии, логика,  качество исполнения презентации.

      Из всего количества критериев необходимо обратить внимание на составление маршрутов и текстов экскурсии к ним, а также их презентация.

    Цели методической разработки: оказать методическую помощь педагогам – организаторам воспитательной работы по разработке виртуальных экскурсий, заострить внимание на особенностях  содержания текста экскурсии, помочь избежать ошибок в составлении текстов и маршрутов и их представлении.

   Рекомендации предназначаются для научных руководителей и обучающихся, участников регионального конкурса виртуальных экскурсий «Край родной».  Изложены в доступной форме, основываясь на опыте участия в Конкурсе.  В работе представлен разбор  наиболее часто встречающихся ошибок во время подготовки, а затем и изложения текста виртуальной экскурсии.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И КАК  ИХ НЕ ДОПУСТИТЬ

  1. Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов.

  Очень важная ошибка в конкурсе – выход выступающего с текстом в руках. Читая текст по листу, экскурсовод уже демонстрирует свою неуверенность, неподготовленность.

  Для успешного результата текст обязательно воспроизводить по памяти, тем более, что в помощь всегда есть презентация с изображением объектов.       Ничто не должно отгораживать экскурсовода  от слушателей. Тем же препятствием между ними может служить и всякого рода трибуна. В обычной экскурсии экскурсовод ведь не «прячется» за предметы во время рассказа. И к тому же, за неуверенным выступлением, жюри может не рассмотреть глубину и яркость вашей экскурсии.

  1. Экскурсовод как  учитель у доски.

Вторая ошибка, во время виртуальной экскурсии использовать указку. Мы же «на улице», а не у доски в школе, и объекты достаточно удалены друг от друга, чтобы демонстрировать их с помощью указки (конечно, если это не экскурсия по школьному музею или стационарной экспозиции, где объекты расположены на небольшом расстоянии).

Кроме того, по условию конкурса на слайде демонстрируется только один объект, и нет смысла на него указывать дополнительно.

Вообще, указка делает рассказ экскурсовода слишком официальным и, таким образом, сковывает слушателей.

  1. Экскурсия, как монотонная лекция или театрализованное  представление.

Не очень интересно слушать монотонную лекцию, особенно, когда это экскурсия. Рассказ экскурсовода должен быть эмоционально окрашен, выражать отношение к объектам экскурсии. Иначе, если скучно экскурсоводу, то чего ожидать от экскурсантов, тем более, когда  это детская аудитория. Настоящий экскурсовод увлечёт, «заразит» своим рассказом.

Хорошо, когда экскурсовод артистичен, но в то же время, не нужно «переигрывать».  Мы  не на сцене театра, это может рассмешить и экскурсия не сложится. Лучше говорить размеренно, спокойно, не отстранённо от слушателей.

  1. Экскурсия как  научный доклад.

Иногда встречаются экскурсоводы, которые пытаются поразить всех своими научными знаниями в области терминологии в разных областях  краеведения. Но научный язык понятен только «избранным», а остальные зрители боятся признаться в незнании и просто выжидают время до окончания.

Чтобы экскурсия была интересна всем, рассказ экскурсовода должен быть чётким, понятным, но и непринуждённым, без претензий и намёка на упрёк за незнание чего-либо. Язык экскурсии должен быть доступным и не особенно научным. Если необходимо применить научный термин, то его лучше объяснить в доступной формулировке, не дожидаясь вопроса, о том, что это значит. Его могут и не задать, чтобы не показаться невеждой. Не нужно ставить людей в тупик (никто не обязан быть знатоком в данной области знаний). Но это также и не означает, что нужно переходить на жаргон.

Среди слушателей конкурса виртуальных экскурсий «Край родной» основная масса – это дети. Экскурсовод должен понимать, для какой аудитории работает (младшей или старшей) и использовать соответствующие понятия и приёмы ведения экскурсий.

В общем, опытный экскурсовод подберёт нужную форму изложения материала, понятную любому экскурсанту и любой аудитории.

  1. Экскурсия не для экскурсантов.

Иногда складывается впечатление, что участник конкурса экскурсий излагает свой рассказ для себя, жюри или ответственных слушателей. А остальная аудитория скучает, отлучается по делам.

Чтобы этого не происходило, экскурсовод должен периодически обращаться к экскурсантам. Обе стороны должны быть во взаимной связи друг с другом.  Экскурсовод должен обращать внимание слушателей на объект или, для начала,  на себя, причём, как бы невзначай, ненавязчиво. Для этого применять выражения: «Обратите внимание…», «Представляете!», « Давайте заглянем..», «Присмотриؘтесь…», «Заметьте…», «Будьте осторожны, мы переходим на другую сторону улицы!»

  1. Экскурсия без логических переходов.

Зачастую выступающий представляет свой рассказ в виде реферата по теме экскурсии, не используя логические связи, переходы от одного объекта к другому, т.е. просто перечисляет их: «На этой улице стоит памятник Пушкину.  А вот ещё один памятник на другой улице…».

В таком виде экскурсия перестаёт быть таковой, даже если экскурсовод излагает материал достаточно эмоционально.  Цель конкурса – экскурсия, а не художественное чтение или монотонная лекция и перечисление объектов, и экскурсанты должны понимать, каким образом и по какой причине они оказываются у того или иного объекта.

  1. Экскурсия не в настоящем времени.

Некоторые экскурсоводы-конкурсанты представляют свою экскурсию в виде анонса, приглашая увидеть объекты по приезду на реальное место: «Если вы приедете в наше село, мы покажем вам замечательные места…».

Нужно уяснить, что экскурсия идёт здесь и сейчас и излагать материал нужно в настоящем времени. То есть, рассказчик должен не только сам виртуально перенестись на место, но и экскурсантов «взять» с собой: «Посмотрите, какое прекрасное место! Согласитесь, здесь есть, что посмотреть! Прямо перед нами архитектурный памятник XIX века…»

  1. Экскурсия -  показ не  объектов, а слайдов.

Некоторые экскурсоводы применяют выражение: «Обратите внимание на слайд». Казалось бы, правильно, что привлекается внимание зрителя, но не на СЛАЙД, а на ОБЪЕКТ на этом слайде. Ещё раз напоминаем, мы на экскурсии по городу, селу, улице (пусть и виртуально), а не на лекции в аудитории.

  1. Экскурсия  в паؘре.

Иногда, для более эффектного выступления, руководители готовят не одного, а пару экскурсоводов, одновременно ведущих экскурсию. Это тоже не приветствуется. Ведь, опять-таки, на реальной экскурсии не работают по два экскурсовода. Иначе, как они услышат друг друга на шумной улице и определят, кому и что говорить, да и вообще это не принято.

Кроме того, это занимает больше времени, а здесь это тоже имеет значение.

  1. Изложение полного текста экскурсии.

На выступление в условиях конкурса экскурсоводу даётся всего семь минут, поэтому проблематично охватить все десять страниц текста. Но что убрать, ведь всё кажется важным?  

Начнём с того, что с текстом жюри ознакомлено заранее. И на данном этапе важно само выступление экскурсовода.

Чтобы что-то убрать из основного текста, при подготовке к выступлению, для начала нужно просто прочитать и определить, сколько времени вообще уходит на изложение текста. Затем, по ходу репетиции, часть его будет «выпадать» из-за меньшей значимости содержания и, в результате,  останется только самое важное.

Кроме того, презентация облегчает запоминание текста и сокращает время рассказа.

Часто экскурсоводы начинают оговаривать цели, задачи и т.д. Это не нужно на выступлении (занимает ценные минуты), да и как упоминалось выше, это не лекция по краеведению, а «реальная» экскурсия, а там обычно не рассказывают о методике работы, а проводят по маршруту.

  1. Презентация с обилием текста.

Бывает, что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения.

Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть).

  1. Оформление презентации не имеет значения.

 Может показаться, что в экскурсии важны текст и содержание, а оформление презентации имеет второстепенное значение. Но это тоже ошибочное мнение. Ведь в виртуальной экскурсии экскурсанты лишены реальных ощущений от восприятия объектов и окружающей обстановки. Поэтому презентация – хороший выход для восполнения этого недостатка.        

Можно сделать презентацию более яркой за счёт добавления к стандартным шаблонам слайдов новые элементы по теме экскурсии: фон, декоративные элементы, анимацию, которая оживит рассказ (и в прямом и в переносном смысле) и развлечёт экскурсантов.  А также можно добавить видео, звуки и т.п.  И уж точно не будет совпадений с презентациями других участников конкурса.

Конечно,  всего должно быть в меру. Просто нужно представить, что было бы интересно вам самим при просмотре чьей-то экскурсии.

  1. Экскурсия о Героях и участниках  ВОВ.

Великая Отечественная война не обошла ни одну семью в нашем крае. И мы, безусловно, гордимся своими Героями, участниками и свидетелями тех страшных событий! Поэтому, как бы грубо это ни звучало, очень трудно заинтересовать аудиторию рассказом о заслугах «вашего» Героя войны, тем более что наверняка, по мнению экскурсантов, подвиги «их» Героев более значительные, а судьба более интересная.

В этой ситуации, чтобы вызвать интерес, нужно правильно продумать рассказ, выбрать нужные объекты. Всегда найдётся в жизни и судьбе героя какая-нибудь интересная легенда, история (возможно, и не героическая), нюанс,  на который следует обратить внимание экскурсантов.

Даже незначительная (по общепринятому мнению) вещица, мелочь, может иметь большое значение в вашем рассказе, отличать вашего героя от всех остальных, не менее героических, людей: «Дедушка мой участвовал в ВОВ  с 23 июня 1944 по 9 мая 1945 г. Он был простым рядовым солдатом топографической службы…Представляете, однажды с ним произошла удивительная  история! Посмотрите на этот портсигар, благодаря ему мой дед остался цел. Они отдыхали после выполненной задачи и сидели у костра. Внезапно начался обстрел, и дедушка почувствовал резкий обжигающий удар в верхнюю часть бедра… Если бы не портсигар, который лежал в кармане галифе, он бы мог получить серьёзное ранение, а так -  только сильную гематому…»

Если кажется, что такой истории нет, следует поискать получше, добыть нужную информацию, иначе подвиг вашего героя не будет оценён.

  1. Темы экскурсий исчерпаны.

Приходит такое время, когда все возможные существенные объекты вашего населённого пункта уже исчерпаны и,  кажется, что темы кончились. Но это не так.

Нужно осмотреться вокруг и подумать. Экскурсия может быть про что угодно, главное, интересно её сочинить.

Не обязательно брать великие исторические темы, связанные с вашим краем, тем более, если у вас небольшой населённый пункт и особых событий там не происходило.

Обычно какая-то тематика объединяет несколько объектов. Если есть три – уже достаточно.  Могут  быть речки и речушки, леса и рощицы, пруды, полянки, дороги и дорожки, стадионы, самые красивые дома в селе, самые интересные люди села, мосты и мосточки и т.п.  Например, темы: «Семь мостов», «Пруд пруди» (про водоёмы в селе), «От стадиона к стадиону» и т. д. Ну и, в крайнем случае, выйдите за пределы своего населённого пункта и охватите объекты по теме из соседних.

  1. Экскурсии «достойны» только исторические объекты.

Многие участники конкурса виртуальных экскурсий, особенно впервые, стараются выбирать только важные исторические объекты. А если это маленький населённый пункт, где нет таких, то кажется, что не о чем рассказать.

С другой стороны, эти общеизвестные  исторические объекты уже изучены краеведами (членами жюри) или хорошо им известны, и их этим не удивишь.

Поэтому можно (и даже лучше будет) выбрать что-то своё – уникальное, чего, наверняка, нет у других.

В этом плане трудно и одновременно легко с подбором объектов городским участникам.

Трудно, потому что объекты всем знакомы и изучены неоднократно. И зачастую можно услышать почти одну и ту же экскурсию от разных участников.

А легко, потому что объектов очень много, и есть из чего выбрать.

Но посмотрите на свой город нетрадиционно, по-своему. Выберите, например, самые высокие здания города (их достаточно для экскурсии), или самые старые, или деревянное зодчество, а может, учебные заведения и т. п.,  не как в шаблонном буклете обзорной экскурсии  по городу (хотя и это тоже очень важно).

Нужно подключить фантазию и «открыть» свой город по-новому, для себя и своих слушателей, в том числе, компетентного жюри.

  1. Не брать экскурсионный  объект, уже рассмотренный ранее.

Если основные объекты вашего населённого пункта вы уже рассмотрели в предыдущей, например, обзорной экскурсии («Достопримечательности села Донское»), то эти же объекты (точнее, некоторые из них) можно использовать и повторно, в другой экскурсии, по другой тематике, в другом контексте. Например, если вы рассказали о памятнике, говоря о достопримечательностях села, то в экскурсии «Памятники и обелиски села Донское» этот же памятник так же может быть одним из объектов. И здесь он будет  рассмотрен  уже с точки зрения конструкции, особенностей и т.п.

Успешной экскурсии!

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  • Беззубцева Н.В. Экскурсия как форма образовательной деятельности с обучающимися учреждений дополнительного образования детей: разработка и проведение./Г(О)БОУ ДОД Детский оздоровительно-

образовательный центр (спорта и туризма). 2012 г.

  • Конкурс «Виртуальная экскурсия»[Электронный ресурс]//Открытый класс URL: http://www.openclass.ru/node/303537

(Дата обращения: 15.11.2018)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор-составитель: В.В. Козлова, учитель, руководитель школьного краеведческого музея «РУСИЧ» МБОУ СОШ с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ « КРАЙ РОДНОЙ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Донское Задонского муниципального района Липецкой области 2018 г. «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 2

Цели методической разработки: оказать методическую помощь педагогам – организаторам воспитательной работы по разработке виртуальных экскурсий, заострить внимание на особенностях содержания текста экскурсии, помочь избежать ошибок в составлении текстов и маршрутов и их представлении . Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным изображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И КАК ИХ НЕ ДОПУСТИТЬ I. Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов II . Экскурсовод как учитель у доски III . Экскурсия, как монотонная лекция или театрализованное представление IV . Экскурсия как научный доклад. V . Экскурсия не для экскурсантов VI . Экскурсия без логических переходов VII . Экскурсия не в настоящем времени VIII . Экскурсия - показ не объектов, а слайдов IX . Экскурсия в па ؘ ре X . Изложение полного текста экскурсии XI . Презентация с обилием текста XII . Оформление презентации не имеет значения XIII. Экскурсия о Героях и участниках ВОВ XIV . Темы экскурсий исчерпаны XV . Экскурсии «достойны» только исторические объекты XVI . Не брать экскурсионный объект, уже рассмотренный ранее «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 4

Ошибка: Экскурсовод «закрыт» от экскурсантов Очень важная ошибка в конкурсе – выход выступающего с текстом в руках. Читая текст по листу, экскурсовод уже демонстрирует свою неуверенность, неподготовленность. «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 5

Вторая ошибка, во время виртуальной экскурсии использовать указку. Это усугубляет « виртуальность». Мы же «на улице», а не у доски в школе, конечно , если это не экскурсия по школьному музею или стационарной экспозиции. Кроме того, по условию конкурса на слайде демонстрируется только один объект, и нет смысла на него указывать дополнительно. Ошибка: Экскурсовод как учитель у доски «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 6

Ошибка: Экскурсия , как монотонная лекция или театрализованное представление Не очень интересно слушать монотонную лекцию, особенно, когда это экскурсия . Хорошо, когда экскурсовод эмоционален, но в то же время, не нужно «переигрывать». «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 7

Ошибка: Экскурсия как научный доклад Экскурсовод должен понимать, для какой аудитории работает (младшей или старшей) и использовать соответствующие понятия и приёмы ведения экскурсий. Опытный экскурсовод подберёт нужную форму изложения материала, понятную любому экскурсанту и любой аудитории. «КРАЙ РОДНОЙ » ?

Слайд 8

Ошибка: Экскурсия не для экскурсантов Обе стороны должны быть во взаимной связи друг с другом . Экскурсовод должен обращать внимание слушателей на объект или, для начала, на себя, причём, как бы невзначай, ненавязчиво. Для этого применять выражения: «Обратите внимание…», «Представляете!», « Давайте заглянем..», «Присмотри ؘ тесь …», «Заметьте …» «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 9

Ошибка: Экскурсия без логических переходов Зачастую выступающий представляет свой рассказ в виде реферата по теме экскурсии, не используя логические связи, переходы от одного объекта к другому, т.е. просто перечисляет их: «На этой улице стоит памятник Пушкину. А вот ещё один памятник на другой улице…». «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 10

Ошибка: Экскурсия не в настоящем времени Не представляйте экскурсию в виде анонса, приглашая увидеть объекты по приезду на реальное место: «Если вы приедете в наше село, мы покажем вам замечательные места…». Экскурсия идёт здесь и сейчас и излагать материал нужно в настоящем времени. «КРАЙ РОДНОЙ » «Если вы приедете к нам, то увидите…»

Слайд 11

Ошибка: Экскурсия-показ не объектов, а слайдов Не применяйте выражение : «Обратите внимание на слайд». Привлекать внимание зрителя нужно не на СЛАЙД , а на ОБЪЕКТ . Мы на экскурсии по городу, селу, улице (пусть и виртуально), а не на лекции в аудитории. «КРАЙ РОДНОЙ » « Посмотрите на слайд »

Слайд 12

Ошибка: ЭКСКУРСИЯ В ПА ؘ ́ РЕ Для более эффектного выступления готовят пару экскурсоводов, одновременно ведущих экскурсию. Это не приветствуется. Ведь, на реальной экскурсии не работают по два экскурсовода. «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 13

Ошибка: ИЗЛОЖЕНИЕ ПОЛНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ На выступление в условиях конкурса экскурсоводу даётся всего семь минут, поэтому проблематично охватить все десять страниц текста. Но что убрать, ведь всё кажется важным? «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 14

Ошибка: ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ОБИЛИЕМ ТЕКСТА . Бывает , что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения. Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть). «КРАЙ РОДНОЙ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ Бывает , что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения. Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть ).

Слайд 15

Ошибка: ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ В виртуальной экскурсии экскурсанты лишены реальных ощущений от восприятия объектов и окружающей обстановки. Поэтому презентация – хороший выход для восполнения этого недостатка. Можно сделать презентацию более яркой, добавив фон , декоративные элементы, анимацию, которые оживят рассказ (и в прямом и в переносном смысле) и развлекут экскурсантов. «КРАЙ РОДНОЙ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ОБИЛИЕМ ТЕКСТА Бывает , что в презентации текст занимает половину слайда или вообще один текст без изображения. Это не верно. Презентация должна содержать только иллюстративный материал и заголовки. Либо какие-то цитаты или краткие определения. Старайтесь на одном слайде располагать один объект. Несколько объектов могут осложнить восприятие зрителей (они растеряются, не зная, на какой из них смотреть ).

Слайд 16

Ошибка в ЭКСКУРСИЯХ О ГЕРОЯХ И УЧАСТНИКАХ ВОВ Всегда найдётся в жизни и судьбе Героя какая-нибудь интересная легенда, история (возможно, и не героическая), нюанс, на который следует обратить внимание экскурсантов. Даже незначительная (по общепринятому мнению) вещица, мелочь, может иметь большое значение в вашем рассказе, отличать вашего героя «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 17

Ошибка: ТЕМЫ ЭКСКУРСИЙ ИСЧЕРПАНЫ Приходит такое время, когда все возможные существенные объекты вашего населённого пункта уже исчерпаны и кажется, что темы кончились. Но это не так. Не обязательно брать великие исторические темы, связанные с вашим краем, тем более, если у вас небольшой населённый пункт и особых событий там не происходило. Например, темы: «Семь мостов», «Пруд пруди» (про водоёмы в селе), «От стадиона к стадиону » и т.д.

Слайд 18

Ошибка: ЭКСКУРСИИ «ДОСТОЙНЫ» ТОЛЬКО ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ Общеизвестные исторические объекты уже изучены краеведами (членами жюри) и их этим не удивишь. Поэтому будет лучше выбрать что-то своё – уникальное, чего, наверняка, нет у других. Посмотрите на свою местность нетрадиционно , по-своему. Выберите, например, самые высокие здания города, или самые старые, или деревянное зодчество, а может, учебные заведения и т. п . «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 19

Ошибка: Не брать экскурсионный объект, уже рассмотренный ранее Если основные объекты вашего населённого пункта вы уже рассмотрели в предыдущих экскурсиях, то эти же объекты (точнее, некоторые из них) можно использовать и повторно, в другой экскурсии, по другой тематике, в другом контексте. Например , если вы рассказали о памятнике, говоря о достопримечательностях села, то в экскурсии «Памятники и обелиски села» этот же памятник так же может быть одним из объектов. И здесь он будет рассмотрен уже с точки зрения конструкции, особенностей и т.п. «КРАЙ РОДНОЙ »

Слайд 20

УСПЕШНОЙ ЭКСКУРСИИ! «КРАЙ РОДНОЙ »