Проект «Школа и музей» среди школьных музеев образовательных учреждений Адмиралтейского района

Попова Светлана Юрьевна

Школьный музей – это та среда,

где ребенок имеет возможность избежать роли «объекта воспитания»,

а самостоятельно выбрать траекторию постижения Времени.

 

 

1.    Введение.

В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. 

Школьный музей, как одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, является одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России. 

Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Правильная организация деятельности музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Школьный музей способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко- краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Так же при грамотно разработанной программе деятельности музея, школьный музей может от простой созерцательной экскурсии «продвигать» ребенка к осмыслению более серьезных вопросов и проблем как родного края, города, области, так и истории, культуры, науки в целом страны. И роль в такой «эволюции» именно школьного музея возрастает сегодня в рамках предпрофильного обучения.

Осуществляя социальный заказ общества на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в сфере общего образования, потенциал музея включается в учебно-воспитательный процесс по формированию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Все вышеперечисленное тесным образом связано с социализацией школьников. Таким образом, школьный музей может выступать, как средство социализации школьников.

По мнению С. Кондаковой музей – это место сохранения информации в предметном воплощении, так как предмет всегда был и остаётся основным способом передачи информации и является вневременным мостом общения между поколениями.

Конечно, музей – это собиратель и исследователь, но музей – это ещё и учитель, просветитель и пропагандист каких-то идей и знаний. Одно направление – это собирание, сохранение, изучение, интерпретация наследия прошлого, а другое – постоянный диалог с посетителем. Для нас, работников сферы образования, всегда самым важным является именно процесс диалога посетителя и музея.

         Но в современном мире, когда происходят глобальные изменения в социальной и культурной среде, когда дети оказываются живущими в пространстве, переполненном громадными информационными потоками, традиционный диалог посетителя и музея, (который, по большому счёту, был больше монологом музея) становится неэффективным. Сегодня технический прогресс активно и порой агрессивно вторгается в культурные процессы, идёт экспансия технического прогресса в сферу искусства и культуры. Интернет может не только показать музейный экспонат таким, какой он есть, но осуществить виртуальную реконструкцию, выдать массу разнообразной информации на данную тематику. Новые технологии делают знания всё более комфортабельными и доступными.

         При этом во всём многообразии сегодняшнего мира большую роль играет отельная личность. И именно музей может открыть огромные возможности для самореализации личности, он может стать «стать верным помощником современному человеку в деле познания себя, своего места в Культуре, познания и признания мира во всем его многообразии». 

         Всё чаще и чаще музей работает с посетителем в интерактивном режиме, особенно если эта работа рассчитана на ребёнка, а не на взрослого человека. Используются самые разнообразные способы включения в диалог посетителя: это и особое освещение, и звуковое сопровождение, и возможность прикасаться к каким-то музейным ценностям. Непосредственное участие посетителя становится активным средством коммуникации: через игру, конкурс, викторину прямо на экспозиции гораздо легче включить ученика в процесс познания, получения новых знаний, которые будут прочнее закрепляться в его сознании и подсознании.     

         Основная цель музейно-педагогической деятельности на данном этапе: создать условия для освоения учеником ценностей и смыслов, накопленных объектами культурного наследия школьного музея, помочь ребёнку творчески осмысливать опыт прошлого, воспроизводить культурные формы и образы, а также создавать собственные культурные тексты.

  В Адмиралтейском районе уделяется большое внимание развитию школьного музееведения, создана система работы со школьными музеями - проект «Школа и музей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_proekta_shkola_i_muzey.doc0 байтов

Предварительный просмотр: