Программа учебно-практического интегрированного курса «Экскурсовод по православному храму» для учащихся общеобразовательных и Воскресных Школ
Учебно-практический курс «Экскурсовод по православному храму» разработан для учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных и Воскресных Школ и состоит из пяти основных блоков, каждый из которых может стать основой для индивидуальной или групповой проектной деятельности учеников и преподавателя.
Реализация курса может стать основой долгосрочной проектно-исследовательской деятельности культурологической студии или краеведческого кружка, а также послужить основой для профориентационной работы со школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа экскурсовод | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебно-практического интегрированного курса «Экскурсовод по православному храму» для учащихся общеобразовательных и Воскресных Школ
Цели:
- Расширение кругозора учащихся общеобразовательных и Воскресных Школ;
- Ознакомление слушателей с основами храмовой архитектуры;
- Формирование представлений о внутреннем убранстве храма как о важной эстетической и духовной составляющей православной веры;
- Привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской и практической деятельности в рамках осуществления долговременного проекта «Летописание храма»;
- Осуществление проекта «Я – экскурсовод» в качестве этапа итоговой аттестации по курсу и выпускникам ВШ, а также в качестве предоставляемой всем желающим посетителям и прихожанам храма информационно-просветительской услуги.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основами иконописи и настенной живописи (фресками);
- Создать описание храмовых икон, иконостаса, фресок храмоа с целью выпуска методического пособия для проведения экскурсий по храму и буклета для распространения среди прихожан и гостей;
- Подготовить учащихся к проведению экскурсий по храму;
- Начать сбор и систематизацию материалов для фиксирования «истории» храма в его «летописи».
Содержание программы учебного курса «Экскурсовод»
I. Блок. Внутреннее пространство и убранство православного храма.
1. История вопроса о возникновении иконописи и традиции росписи стен фресками. (Образы – символы, значение цветов в иконописи, организация внутреннего пространства иконы).
2. Внутреннее пространство православного храма.
3. Отличие православного храма от католического костёла и протестантских молельных домов.
4.Значение внутреннего убранства храма и его роль в Богослужении.
5.Алтарь: расположение, внутреннее убранство, значение в Богослужении.
6. Свечной ящик. (Происхождение названия, назначение, отличие от торговли в Иерусалимском храме)
7. Освещение в храме. (История вопроса, символика использования освещения во время Богослужения).
8. Облачения священников и диаконов. История вопроса, значение деталей облачения.
II. Блок. История церкви, запечатлённая в иконах и отображённая на фресках.
1. Изображения Пресвятой Богородицы на иконах храма. (Иконы в годовом круге, символика икон «Живоносный источник», «Знамение», «Одигитрия», «Умиление», «Огневидная» и др. в связи с событиями в жизни Пресвятой Девы Марии и Спасителя)
2. Жития святых, чьи иконы есть в храме.
- Житие великомученика Георгия Победоносца
- Житие святого Николая Мирликийского, чудотворца
- Житие святого Спиридона Тримифунтского, чудотворца
- Житие святого Сергия Радонежского
- Житие святого Серафима Саровского
- Житие великомученика и целителя Пантелеимона
- История жизни и смерти святых Царственных мучеников
III.Блок. Риторика
1.Практические занятия по составлению экскурсионных тематических блоков.
2.Создание и редактирование текстов лекций по тематическим блокам.
3.Отработка навыков проведения экскурсий.
IV.Блок. Исследовательский
1.Поисково-исследовательская деятельность по описанию истории создания и появления в храме редких православных святынь – икон, Богослужебных предметов.
- Поиск материалов в интернете, в специальной литературе.
- Посещение мест, откуда прибыла святыня, беседы с прежними владельцами.
-Создание описаний святынь и выпуск буклетов.
V. Блок. Проведение экскурсий по храму.