Программа учебно-практического интегрированного курса «Экскурсовод по православному храму» для учащихся общеобразовательных и Воскресных Школ

Учебно-практический курс  «Экскурсовод по православному храму» разработан для учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных и Воскресных Школ и состоит из пяти основных блоков, каждый из которых может стать основой для индивидуальной или групповой проектной деятельности учеников и преподавателя.

Реализация курса может стать основой долгосрочной проектно-исследовательской деятельности культурологической студии или краеведческого кружка, а также послужить основой для профориентационной работы со школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа экскурсовод17.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа учебно-практического интегрированного курса «Экскурсовод по православному храму» для учащихся общеобразовательных и Воскресных Школ

Цели:

  • Расширение кругозора учащихся общеобразовательных  и Воскресных Школ;
  • Ознакомление слушателей с основами храмовой архитектуры;
  • Формирование представлений о внутреннем убранстве храма как о важной эстетической и духовной составляющей православной веры;
  • Привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской и практической деятельности в рамках осуществления долговременного проекта «Летописание храма»;
  • Осуществление проекта «Я – экскурсовод» в качестве этапа итоговой аттестации по курсу и выпускникам  ВШ, а также в качестве предоставляемой всем желающим посетителям и прихожанам храма информационно-просветительской услуги.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основами иконописи и настенной живописи (фресками);
  • Создать описание храмовых икон, иконостаса, фресок храмоа с целью выпуска методического пособия для проведения экскурсий по храму  и буклета для распространения среди прихожан и гостей;
  • Подготовить учащихся к проведению экскурсий по храму;
  • Начать сбор и систематизацию материалов для фиксирования «истории» храма в его «летописи».

Содержание программы учебного курса «Экскурсовод»

I. Блок. Внутреннее  пространство и убранство православного храма. 

1. История вопроса о возникновении иконописи и традиции росписи стен фресками. (Образы – символы, значение цветов в иконописи, организация внутреннего пространства иконы).

2. Внутреннее пространство православного храма.

3. Отличие православного храма от католического костёла и протестантских молельных домов.

4.Значение внутреннего убранства храма и его роль в Богослужении.

5.Алтарь: расположение, внутреннее убранство, значение в Богослужении.

6. Свечной ящик. (Происхождение названия, назначение, отличие от торговли в Иерусалимском храме)

7. Освещение в храме. (История вопроса, символика использования освещения во время Богослужения).

8. Облачения священников и диаконов. История вопроса, значение деталей облачения.

II. Блок. История церкви, запечатлённая в иконах и отображённая на фресках.

1. Изображения Пресвятой Богородицы на иконах храма. (Иконы в годовом круге, символика икон «Живоносный источник», «Знамение», «Одигитрия», «Умиление», «Огневидная» и др.  в связи с событиями в жизни Пресвятой Девы Марии и Спасителя)

2. Жития святых, чьи иконы есть в  храме.

  • Житие великомученика Георгия Победоносца
  • Житие святого Николая Мирликийского, чудотворца
  • Житие святого Спиридона Тримифунтского, чудотворца
  • Житие святого Сергия Радонежского
  • Житие святого Серафима Саровского
  • Житие великомученика и целителя Пантелеимона
  • История жизни и смерти святых Царственных мучеников

III.Блок. Риторика

1.Практические занятия по составлению экскурсионных тематических блоков.

2.Создание и редактирование текстов лекций по тематическим блокам.

3.Отработка навыков проведения экскурсий.

IV.Блок. Исследовательский

1.Поисково-исследовательская деятельность по описанию истории создания и появления в храме редких православных святынь – икон, Богослужебных предметов.

- Поиск материалов в интернете, в специальной литературе.

- Посещение мест, откуда прибыла святыня, беседы с прежними владельцами.

-Создание описаний святынь и выпуск буклетов.

V. Блок. Проведение экскурсий по храму.