Обзор экспозиций

Представлен краткий обзор экспозиций музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkiy_obzor_ekspozitsiy_muzeya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

1.     Здравствуйте,   дорогие  гости!  Вы  находитесь  в  школьном  музее  Аджимской  школы с красивым названием  «Аджимка».

   Аджимка –это река, на которой стоит наше село.  Название реки  - удмуртское в переводе на русский язык означает вижу – видим.(так написано в книге «Полтыш –князь черемисский. Малмыжский край".  

  А в  начале XVI века -  Аджим был покорен Малмыжскими черемисскими князьями.  Существуют  легенда связанная  с марийским  названием Аджима.

  Когда - то  марийцы  в  поисках  новых  земель  шли  по  лесам,  которым  не  было  ни  конца,  ни  края.  Люди  в  ужасе  называли  эти  места  адом,  потому  что  очень  хотелось  пить,  а  на  их  пути  не  встречалось  ни  одной  речки.  И  вдруг  шедшие  впереди закричали:  «Жим,  жим».  В  переводе  на  русский  язык  с  марийского это  означает  вода.  Так  в  аду  появилась  вода и появилось слово АДЖИМ

  Еще одна   легенда  говорит  обратное,  что  село  Аджим  получило  название  от  протекающей  здесь  речки  Аджимки,  которая  берет  начало  в  лесу,  недалеко  от  деревни  Михеево.  На  истоке  реки  лежит  большой  камень,  и  он  как  бы  отжимает  из  земли  воду.  Отсюда  название  - отжим.  С  тех  далеких  времен  оно  претерпело  изменения  в  языковом  произношении  и  стало Аджим.  

             В книге  «Энциклопедия  земли  Вятской»  про Аджим  написано: этнограф  Д.М.Захаров  происхождение  слова  Аджим  объясняет присутствием  персов  (иранцы) в  составе  волжских  булгар.   («Аджим»  созвучно  арабскому  «аджам» - персы,  в  связи  с мусульманством  заимствовано  у  арабов  тюрками  и  превратилось  в  личное имя  Аджам.

        В нашем поселении проживают русские, татары, марийцы и удмурты  и, чтобы никого не обижать,  мы говорим о всех  этих  названиях

      Наш  музей  образовался  не  сразу.  Экспонаты,  исторические  материалы,   в школе собирались   с  1981  года.    Впервые  весь  собранный  материал  был  представлен  на  общий  обзор  только  через  10  лет  в  1991  году,  когда  наша  школа  отмечала  свой 150 –летний юбилей.  В 2006 году музей был паспортизован.

    В школьном музее   6    экспозиций, некоторые из низ меняются. Но остаются постоянными

- Географическое положение  поселении и природа

- Из истории   школы

- Великая Отечественная война

-  Утварь

    В запасниках достаточно материала, чтобы оформить еще несколько экспозиций:

     В музее проходят не только экскурсии, на собранном материале оформляем книги, пишем исследовательские работы, рефераты.      За свою работы музей  награжден грамотами. (показать)

2. Добрый день, в   этой  экспозиции рассказывается о природе нашего края. А находится наш край на юго –востоке Кировской области, где господствует  умеренно континентальный климат.  Рельеф изрезан долинами небольших рек, которых протекает на территории поселения 14 речек. На дерново- подзолистых почвах растут смешанные леса, а на полях выращивают зерновые культуры и  травы. В лесах водится много разных зверей, самым крупным являются лоси, кабаны, медведи. Птицы обитают повсюду.  Летом на пути миграции на пруду отдыхают лебеди.  Красива наша природа. Недаром  предки поселились в этих краях. В настоящее время  На территории Аджимского поселения находится  пять населенных пунктов с центром в Аджиме, где проживают: русские, татары, мари, удмурты.

3. Здравствуйте! Мы находимся у экспозиции об истории нашей школы. Аджимская школа, как церковно - приходское училище образовалась    5  ноября  1840 года  в  Аджиме  открылось  приходское  училище.  Оно  было  основано  уездными  властями,  так,  как  каждое  волостное  село  обязано  было  иметь  учебное  заведение.  Это  училище действовало  вплодь  до  Октябрьской  революции.  Здесь  основное  внимание  уделялось  религиозному  воспитанию  учащихся,  кроме  того  обучали  чтению,  письму,  счету. Оно  по  сути  дела, и  явилось  

   После  Октябрьской  социалистической  революции  открывается  школа  с  шестигодичным  обучением,  а  в  1928 году  - школа  крестьянской  молодежи.  За  период  своего  существования  ее  окончили  более  500 человек.  

    До  Великой  Отечественной  войны  открывается  семилетняя  школа,  в  1955  году  она  становится  средней.

     Как  и  во всех  школах  у нас была  своя  пионерская  и  комсомольская  организации.  А  у  учителя  школы  были  коммунистами. Седьмого  ноября  -  в  праздник,  посвященный  Октябрьской  революции  1917  года,    первоклассников  принимали  в  октябрята.  На  грудь  им  прикалывали  октябрятскую  звездочку  и  изображением  В.И.Ленина. Октябрятской  группе  вручали  свой  флажок  и правила  октябрят. Активным  участникам  Всесоюзной  игры  «Октябрята  по  стране  Октября»,  вручался  вымпел.  В  день  рождения  В.И. Ленина  -  22  апреля  ребят  3  класса  принимали  в  пионеры.  На  торжественной  линейке  они  давали торжественное  обещание,  вожатые  повязывали  им  на  грудь  пионерские  галстуки.  Каждому  пионеру  вручали  пионерский  значок,  а  отряду – пионерский  флажок.  Все  отряды  в   школе  входили  в  одну  дружину.  В  нашей  школе  дружина  носила  имя  Сергея  Тюленина -  комсомольца,  героя города  Краснодона,  Героя  Советского  Союза. У  пионеров  были  свои  законы,  которые  они  должны  были  выполнять.   За  активную  работу  в  дружине  пионерским  отрядам  вручались  правофланговые  ленты,  которые  вешались  на  флажок,  а  ребятам  значки  «За активную работу». По  достижении  14  летнего  возраста  пионеров  принимали  в  ряды  Ленинского  комсомола.  Им  вручался  комсомольский  билет.  У  пионеров  и  комсомольцев  были  свои  знамена,  которыми  они  очень  дорожили  и  выносили  их  на  все  торжественные  линейки.  

     У  всех  учеников  школы  была  одинаковая  рабочая  и  парадная  форма.  В  будни ребята  носили костюм  синего  цвета  и  простые  рубашки,  разрешалось  место пиджака  надевать  свитеры и или  полуверы.  Девочки  носили  формы  коричневого  цвета  и  черные фартуки. Манжеты  рукавов  и воротничок  были  белые.  На  праздники  надевали  белые  фартуки  или  пионерскую  форму,  юноши  костюм  с  белой  рубашкой.  

     Сейчас  в  нашей  школе  есть  своя  детская  организация,  которая  называется  «Родничок»  и  входит  в  состав  областной  организации  Юность  Вятского  Края.  Мы  тоже  живем  по  своим  законам  и  жизнь  наша  интересна  и  многообразна.    

В данной экспозиции представлены символы пионерской  организации: отрядные флажки, галстук, переходящие вымпелы пионеров и октябрят, пилотки. Атрибуты пионерской организации  - горны и барабан  а также кубки, дипломы, учебники, школьные сумки., чернильницы. Самым старым экспонатом является  учебное пособие по истории 1896 года. На столе  находятся   тетради первоклассника 1968 года,  учетная карточка члена ВЛКСМ, комсомольский билет,  рапорта пионерских отрядов, альбомы с фотографиями, вырезки их районной газеты «Сельская правда».

4. Здравствуйте!  Я представлю Вам экспозицию об известных выпускниках нашей школы. У нас их много, и нам есть кем гордиться.

    Домрачев Иван  Владимирович      профессор  медицины,  заслуженный  деятель  науки  РСФСР, сделал  более 30 000 операций  

       Его брат   Домрачев Георгий Владимирович, профессор, доктор ветеринарных  наук, заслуженный деятель науки РСФСР, член корреспондент Всесоюзной Академии  Сельскохозяйственных  наук автор  более  45  научных  работ,  под  его  руководством  выполнено  более  65  научных  работ, 12  докторских  и 22  кандидатских  диссертаций

    Онегов Алексей Петрович  - профессор, заслуженный  деятель науки РСФСР, доктор  ветеринарных  наук,  автор  более  230 научных  работ,  15  учебников и  учебно – методических  пособий.  Часть  его  учебников  переведена  на  языки  бывшего  СССР,  а  также  изданы  в Польше,  Монголии,  Китае. Под руководством  Алексея  Петровича  выполнено  7  докторских и  более  30  кандидатских  диссертаций.

   Подъячих Петр Гаврилович  работал  заместителем начальника Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР. в течении 10 лет был представителем СССР в комиссии ООН по народонаселению, участвовал во многих международных конференциях, симпозиумах. Его выступления были переведены на английский, французский и испанский языки  и широко распространены по странам мира, является автором  49 опубликованных научных работ и двух учебных пособий.

  Шевелев Виктор Степанович -  Герой Социалистического труда. Звание было присвоено     за разработку и внедрение новых форм добычи железной руды.

 Напольских  Сергей Африканович – чемпион мира по полиатлону

 Никифорова Екатерина Васильевна  - лауреат Государственной премии в области науки и техники за выведение новых сортов клевера

 Вертунов Павел Тихонович – мастер спорта по греко–римской борьбе, заслуженный тренер России

И другие….

 5. Великая Отечественная война

На людном месте памятник стоит,

Как символ ратной доблести и славы.

Он имена священные хранит;

В нем память воплощенная в гранит;

В нем – подвиг героической державы.

Здесь не был враг, война не лютовала,

Но черные оставила следы,-

Людей без рук, без ног, давно седых,

А сколько извела и закопала!..

В их честь тут глыба каменная встала

Как знак незабываемой беды.

     В центре с. Аджим поставлен памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.     Пять лет проливалась кровь советских солдат, которые гнали фашистов не только с русской земли.  Победа 1945 года принесла мир всей Западной Европе. Боле 20 миллионов жизней унесла эта война. С нашего Аджимского поселения около 600 человек навсегда остались лежать на полях боевых сражений.  Многие родственники до сих пор не знают,  где захоронены их отцы, деды, братья. В 2014 году  Логиновой Антониде Михайловне позвонили  и сказали, что ее отец Логинов Михаил Иванович похоронен в Москве  и прислали фотографию с братского захоронения.

    Сколько вернулось с войны наших односельчан – неизвестно. Но все они привезли с собой горькие воспоминания потерь и  яростных атак. Воспоминания некоторых из них вошли в книгу «Дорогами Победы».  Мы узнали, что  8 наших солдат дошли с боями до Берлина, о них есть заметки в книге «Они дошли до Берлина».  Просмотрев Книги Памяти, выпущенные в г. Кирове  мы обнаружили, что не  все наши солдаты  занесены в эти книги. И мы оформили свои книги памяти по населенным пунктам.

   Наш Аджим находится далеко от тех мест, где шли бои и все же в нашей экспозиции есть пулеметные ленты, привезенные из Ленинградской области, пустые гильзы,  есть полевая сумка командира, фляжка, котелок, каска и записная книжка. Особую ценность представляют солдатские треугольники  и документы солдат военного времени.

    О работе в тылу нам говорит грамота обкома КПСС за работу на тракторе, переходящее красное знамя МТС, которое вручалось передовой бригаде.  О тружениках тыла есть книга «Военная юность моя».  

      Память…Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже почти 70 лет все идут и идут запоздавшие письма с войны. Внуки  и правнуки стали взрослее своих отцов и дедов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто – то погиб за меня.»  И благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат миллионы сердец!

   И сегодня мы  говорим вам, солдаты войны,  что мы помним о вас, мы благодарны вам, мы склоняем перед вашим мужеством головы.

   Стой! Остановись ! Замри время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой вписаны имена павших на поле боя, не проходи мимо памятников тем, кто стал героем и вернулся домой живым.

6.Одной из самых значимых  является  экспозиции о Герое Советского Союза Логинове А.Б., который родился в деревне Верхней. В1938 году ушел в Армию, с декабря 39 по март 40 года участвовал в финских событиях. В самом начале войны попадает в окружение, после выхода  из  окружения  к небольшому   поселку  под  городом  Калинин   присоединяется к 133 сибирской дивизии.  В настоящее время  дивизия  именуется  Гвардейской  Инстербургской Краснознаменной  Ордена  Суворова.         На  всю  жизнь  запомнил солдат  бой  под  городом  Кенигсбергом (ныне г. Калининград).  5  февраля  1945 года, когда   две  группировки  противника,  окруженные  под  Кенигсбергом,  пытались  соединиться. По  приказу  командира  батареи  орудие  стояло  на  прямой  наводке.  Впереди  батареи  находились  наши  самоходные  пушки  и  пехота. В 9 часов  утра  фашисты  открыли  ураганный  огонь  из  всех  видов  орудия.  Были  подбиты  наши  танки,  гибли,  падая  замертво. Наши  солдаты, и   пехота  начала  отходить. Расчет   пушки  в  количестве  4  человек  остался  у  орудия в  готовности  принять  неравный  бой – приказа  об  отходе  артиллеристы  не  получили.    Командир  орудия  Логинов  принимает  решение: - Ни  шагу  назад!  Если  придется - умирать  будем  здесь!

            Являясь  командиром  штурмового  орудия,  гвардии  старший  сержант  Логинов  огнем  своего  орудия  подавил  в  этом  бою  10  станковых, 6 ручных  пулеметов  противника,  уничтожил  60 немецких солдат  и  офицеров.   Так   расчет  Логинова  умелыми  и  смелыми действиями  не  позволил  соединиться  двум  группировкам  противника  и  тем  самым  облегчил  нашим  войскам  взятие  Кенигсберга.   За  мужество  и  храбрость,  проявленные  при  взятии  города   - крепости  Кенигсберга  указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  25 июня  1945 года  гвардии  старшему  сержанту  было  присвоено  высокое  звание  Героя  Советского  Союза.

          Логинов  А.Б.  за  боевые  заслуги  награжден  орденами: Отечественной  войны  1  и  2  степени,    Красная  Звезда,   Славы  3  степени,  Ленина.  Медалями  «За  отвагу», «За  оборону  Москвы»,  «За  взятие  Кенигсберга»,  «За  победу  над  Германией»  В  день  20 - летия  разгрома  гитлеровской  Германии  от  имени  ЦК  КПСС  и  Правительства  СССР  Логинов А.Б. был награжден  золотыми  именными  часами

7. В школьной экспозиции «Утварь» представлены предметы  деревянной, керамической, стеклянной и металлической утвари. Эта экспозиция любимое место  просмотра музейных предметов у начальных классов. Учащиеся не только рассматривают данные предметы, но знакомятся с их применением и сравнивают с современной посудой и  предметами быта, а так же используют во время массовых мероприятий.  Характерно то, что часть утвари используется в сельской местности и в данное время. Деревянные кадочки - в которых хранится  мука, мед яйца.  Корзины – для сбора  грибов, фруктов. Деревянные лопаты – для уборки снега. Дворовые керосиновые фонари и лампы – зажигают, когда выключается электричество, а  в бабушкиных  коробах  и сейчас хранится белье. Любимым просмотром этой экспозиции является фрагмент крестьянской избы

               

8. Константин Дмитриевич Ушинский доказал, что местный край содержит неисчерпаемый конкретный материал для постепенного и всестороннего развития мышления и психики детей

Край родной это наши деревни, леса, поля, речка. Это люди, которые здесь живут.

Пройдут года. Во время экскурсии по музею учащиеся с гордостью говорят, а это моя мама принесла в музей, а это о моем  папе написано, посмотрите, а это мой дед.

Своими делами и поступками  все вместе мы пишем историю родного края. Мы – это дети, родители, учителя –жители своего поселения.

Вместе мы делаем кормушки

Выступаем на фольклорных праздниках

Готовим боевую технику к параду

Выпускаем стенгазеты

Делаем карты для исследовательских работ

Вместе мы – сила

   А каждый результат, даже самый незначительный мы не просто одобряем, а стараемся  рассказать о нем всем  и если можно, показать.  

   Когда дети и родители заняты общими делами  - это уже шаг к ЗОЖ, семейному взаимопониманию, любви. Уважению в семье и обществе.

   Продукт совместной деятельности детей, учителей и родителей мы  помещаем в школьном музее, чтобы потомки через сотни лет сказали: «Мы живем на земле наших славных предков».