ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА
В статье описана роль музеев в образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provintsialnyy_muzey_kak_sotsiologicheskiy_tsentr.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА
Миронова Олеся Валерьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №3» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
В наши дни граждане страны проявляют огромный интерес к историческому прошлому Отечества. Активизировалась научная и издательская деятельность в данном направлении.
Непосредственными хранителями истории стали музеи. Это и огромные музеи, такие как Эрмитаж, Пушкинский музей изобразительных искусств, и маленькие провинциальные музеи.
В каждом регионе существует сложившаяся музейная сеть, включающая в себя музеи разного профиля. Исторически сложилось, что во второй половине XIX в. провинциальные музеи при взаимодействии с общественностью возникали как культурные центры губерний Российской империи. Понятие музей обозначало не только, коллекцию экспонатов по науке и искусству, но и как научно-исследовательский центр города. В настоящее время провинциальные музеи также не потеряли своей значимости, они действуют как полифункциональные институты культуры, сохраняющие и транслирующие ценности. Сбережение последних позволяет осуществлять временные и пространственные связи народов, типов культуры, поколений.[1]
Один из ярких примеров деятельности провинциальных музеев – сеть музеев в Елабуге, одного из старейших городов Республики Татарстан с 1000-летней историей. Миллениум города был широко отпразднован в общероссийском масштабе в 2007 г. Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками служит образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим свой неповторимый облик и ландшафт. Историческая часть города – это музей под открытым небом!
Большую роль в историческом наследии Елабуги играет Музей истории города, основанный в 1980 г. Прошлое Елабуги, богатое именами и
событиями, отражается в экспозиции Музея истории города, носящей название «Елабуга. На пути к тысячелетию». [2]
В Елабуге находится единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой, участницы Отечественной войны 1812 г.
Свое десятилетие в прошлом году отмечает Музей уездной медицины им.В.М.Бехтерева. Экспозиции Музея уездной медицины повествуют о развитии здравоохранения в Елабуге на протяжении XVIII–ХХ вв., содержат биографические сведения и данные о научной деятельности выдающегося русского ученого В.М. Бехтерева. Собран материал о врачах, работавших здесь в разные периоды. Это единственный подобного рода музей в России.
В 2005 г. открылся мемориальный музей поэта Серебряного века М.И.Цветаевой. В доме, где прошли последние дни земной жизни поэтессы полностью воспроизведена обстановка того времени. Рядом с Мемориальным музеем находится литературный музей, посвященный творчеству М.И.Цветаевой. Здесь в феврале 2012 г. обновилась экспозиция. На открытии директор Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р.Руденко передала десятки сборников материалов Пятых международных цветаевских чтений школам и библиотекам города.[3]
В октябре 2009 г. состоялось открытие нового музея «Портомойня». Объект является уникальным памятником истории и культуры, единственным сооружением подобного рода на территории Республики Татарстан.[4]
Один из самых старейших музеев города - единственный в мире музей основоположника реалистической пейзажной школы Ивана Ивановича Шишкина. Открытый в 1938 г., Дом-музей И.И.Шишкина стал хранителем великолепных произведений изобразительного искусства и семейного купеческого быта XIX века.[5]
Музеи как действующие институты культуры, сохраняющие образцы человеческого творчества, включены в жизнь всех взаимосвязанных с ними социальных структур: образования и воспитания, трансляции культуры и культурных ценностей, научных подразделений, индустрии досуга. В столичных городах их деятельность основывается на подготовке экспозиций и выставок, проведении значительного числа научно-просветительных мероприятий. Провинциальные музеи, выполняя те же функции, выступают еще, как подлинный социокультурный центр города или села, подчас единственный. В силу этого в них концентрируются такие виды деятельности, как просвещение, изучение историко-культурного наследия, сохранение экологического пространства культуры региона.[6]
Большую просветительскую работу с населением проводит Елабужский Государственный музей-заповедник. Значительно активизировалась важное направление его деятельности – музейная педагогика. Одним из приоритетных направлений деятельности Елабужского государственного музея–заповедника в деле охраны и популяризации историко–культурного наследия края является работа с подрастающим поколением. В своей музейно–педагогической деятельности Елабужский государственный музей–заповедник реализует такие проекты, как «Музей и школа» (цикл занятий по 6 абонементам), конкурс–викторина «Моя Елабуга», программы «Сказкотерапия» и «Всей семьёй в музей». Кроме того, в структуре музея–заповедника работает Клуб военно–исторической реконструкции «Улан».[7]
К примеру, в феврале 2012 г. в рамках Года российской истории и Года историко-культурного наследия в Республике Татарстан на базе музея-заповедника прошла первая Республиканская научно-практическая конференция «Их имена составили славу России». В ней приняли участие около 130 человек от 7 до 19 лет. Это учащиеся школ, ссузов и вузов Елабуги, Набережных Челнов, Бугульмы, Зеленодольска, Актаныша, Мензелинска и Альметьевска. Работа шла в течение двух дней. Участники серьезно подошли к заданию, готовились чуть ли не за полгода, собирали интересные материалы, делали видеопрезентации. В результате даже у самых маленьких ребят получились по-настоящему научные труды. Некоторые стали неожиданностью для сотрудников елабужских музеев, преподнеся им неизвестные факты. Работа велась по секциям, посвящённым И.И.Шишкину, 200-летию Бородинского сражения, В.М.Бехтереву, М.И.Цветаевой.
На закрытии конференции собравшимся также были представлены недавно выпущенный в свет учебник и методическое пособие по истории Елабуги не только в печатном, но и в электронном варианте. После полученного опыта было принято решение проводить конференцию ежегодно, а дирекция музея сообщила, что обсудит возможность допустить участников следующего года к музейным архивам. «Мы знаем, что есть кому передать наши исторические памятники, культурное наследие и дело их сохранения!» - так заявила директор Елабужского Государственного музея-заповедника Г.Р.Руденко в интервью, опубликованном в местной газете «Новая Кама».[8]
Таким образом, выступая, как культурная доминанта, музеи во многом способствуют активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области изучения истории своего края.
[1] Сундиева А.А. История музейного дела как концепция и метод. - М., 1990.- С.127
[2] Музеи Елабуги //http://www.elabuga.com
[3] Новый образ Марины Цветаевой // Новая Кама. - 2012. - 29 февраля. – С.1
[4] http://www.museum.ru
[5] Музеи Елабуги // http://www.elabuga.com
[6] Музей как культурная форма// Культурные миры. Сборник статей. -М., 2001. - С.210-215.
[7] Елабужский государственный музей-заповедник // http://www.elabuga.com/about/about.html
[8] Берестова Н. История глазами детей // Новая Кама. – 2012. – 10 февраля. – С.11