ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА

Миронова Олеся Валерьевна

В статье описана роль музеев в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon provintsialnyy_muzey_kak_sotsiologicheskiy_tsentr.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА

Миронова Олеся Валерьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №3» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

 

        В наши дни граждане страны проявляют огромный интерес к историческому прошлому Отечества. Активизировалась научная и издательская деятельность в данном направлении.

     Непосредственными хранителями истории стали музеи. Это и огромные музеи, такие как Эрмитаж, Пушкинский музей изобразительных искусств, и маленькие провинциальные музеи.

      В каждом регионе существует сложившаяся музейная сеть, включающая в себя музеи разного профиля. Исторически сложилось, что во второй половине XIX в. провинциальные музеи при взаимодействии с общественностью возникали как культурные центры губерний Российской империи. Понятие музей  обозначало не только, коллекцию экспонатов по науке и искусству, но и как научно-исследовательский центр города. В настоящее время провинциальные музеи также не потеряли своей значимости, они действуют как полифункциональные институты культуры, сохраняющие  и транслирующие ценности. Сбережение последних позволяет осуществлять временные и пространственные связи народов, типов культуры, поколений.[1] 

      Один из ярких примеров деятельности провинциальных музеев – сеть музеев в Елабуге, одного из старейших городов Республики Татарстан с 1000-летней историей. Миллениум города был широко отпразднован в общероссийском масштабе в 2007 г. Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками служит образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим свой неповторимый облик и ландшафт.  Историческая часть города – это музей под открытым небом!

   Большую роль в историческом наследии Елабуги играет Музей истории города, основанный в 1980 г.  Прошлое Елабуги, богатое именами и

событиями, отражается в экспозиции Музея истории города, носящей название «Елабуга. На пути к тысячелетию». [2]

      В Елабуге находится единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой, участницы Отечественной войны 1812 г.

     Свое десятилетие в прошлом году отмечает Музей уездной медицины им.В.М.Бехтерева.  Экспозиции Музея уездной медицины повествуют о развитии здравоохранения в Елабуге на протяжении XVIII–ХХ вв., содержат биографические сведения и данные о научной деятельности выдающегося русского ученого В.М. Бехтерева. Собран материал о врачах, работавших здесь в разные периоды. Это единственный подобного рода музей в России.

    В 2005 г. открылся мемориальный музей поэта Серебряного века М.И.Цветаевой. В доме, где прошли последние дни земной жизни поэтессы полностью воспроизведена обстановка того времени. Рядом с Мемориальным музеем находится литературный музей, посвященный творчеству М.И.Цветаевой. Здесь в феврале 2012 г. обновилась экспозиция.  На открытии директор Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р.Руденко передала десятки сборников материалов Пятых международных цветаевских чтений школам и библиотекам города.[3]   

    В октябре 2009 г. состоялось открытие нового музея «Портомойня». Объект является уникальным памятником истории и культуры, единственным сооружением подобного рода на территории Республики Татарстан.[4]

      Один  из самых старейших музеев города - единственный в мире музей основоположника реалистической пейзажной школы Ивана Ивановича Шишкина. Открытый  в 1938 г.,  Дом-музей И.И.Шишкина стал хранителем великолепных произведений изобразительного искусства и семейного купеческого быта XIX века.[5]

    Музеи как действующие институты культуры, сохраняющие образцы человеческого творчества, включены в жизнь всех взаимосвязанных с ними социальных структур: образования и воспитания, трансляции культуры и культурных ценностей, научных подразделений, индустрии досуга. В столичных городах их деятельность основывается на подготовке экспозиций и выставок, проведении значительного числа научно-просветительных мероприятий. Провинциальные музеи, выполняя те же функции, выступают еще, как подлинный социокультурный центр города или села, подчас единственный. В силу этого в них концентрируются такие виды деятельности, как просвещение, изучение историко-культурного наследия, сохранение экологического пространства культуры региона.[6] 

    Большую просветительскую работу с населением проводит Елабужский Государственный  музей-заповедник. Значительно активизировалась важное направление его деятельности – музейная педагогика. Одним из приоритетных направлений деятельности Елабужского государственного музея–заповедника в деле охраны и популяризации историко–культурного наследия края является работа с подрастающим поколением. В своей музейно–педагогической деятельности Елабужский государственный музей–заповедник реализует такие проекты, как «Музей и школа» (цикл занятий по 6 абонементам), конкурс–викторина «Моя Елабуга», программы «Сказкотерапия» и «Всей семьёй в музей». Кроме того, в структуре музея–заповедника работает Клуб военно–исторической реконструкции «Улан».[7]

     К примеру, в феврале 2012 г. в рамках Года российской истории и Года историко-культурного наследия в Республике Татарстан на базе музея-заповедника прошла первая Республиканская научно-практическая конференция «Их имена составили славу России». В ней приняли  участие  около 130 человек от 7 до 19 лет. Это учащиеся школ, ссузов и вузов Елабуги, Набережных Челнов, Бугульмы, Зеленодольска, Актаныша, Мензелинска и Альметьевска. Работа шла в течение двух дней. Участники серьезно подошли к заданию, готовились чуть ли не за полгода, собирали интересные материалы, делали видеопрезентации. В результате даже у самых маленьких ребят получились по-настоящему научные труды. Некоторые стали неожиданностью для сотрудников елабужских музеев, преподнеся им неизвестные факты. Работа велась по секциям, посвящённым И.И.Шишкину, 200-летию Бородинского сражения, В.М.Бехтереву, М.И.Цветаевой.

      На закрытии конференции собравшимся также были представлены недавно выпущенный в свет учебник и методическое пособие по истории Елабуги не только в печатном, но и в электронном варианте. После полученного опыта было принято решение проводить конференцию ежегодно, а дирекция  музея сообщила, что обсудит возможность допустить участников  следующего года  к музейным архивам. «Мы знаем, что есть кому передать наши исторические памятники, культурное наследие и дело их сохранения!» - так заявила директор Елабужского Государственного музея-заповедника Г.Р.Руденко в интервью, опубликованном в местной газете «Новая Кама».[8]

         Таким образом, выступая, как культурная доминанта, музеи во многом способствуют активизации познавательной  и исследовательской деятельности учащихся в области изучения истории своего края.


[1] Сундиева А.А. История музейного дела как концепция и метод. -  М., 1990.- С.127

[2] Музеи Елабуги //http://www.elabuga.com

[3] Новый образ Марины Цветаевой // Новая Кама. - 2012. - 29 февраля. – С.1

[4] http://www.museum.ru

[5] Музеи Елабуги // http://www.elabuga.com

[6] Музей как культурная форма// Культурные миры. Сборник статей. -М., 2001. - С.210-215.

[7] Елабужский государственный музей-заповедник // http://www.elabuga.com/about/about.html

[8] Берестова Н. История глазами детей // Новая Кама. – 2012. – 10 февраля. – С.11