Музейный экспонат -частичка истории
Музей, как известно, является хранилищем исторического и культурного прошлого нашего народа, документы, фотоматериалы, музейные предметы являются источниками краеведческих исследований учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ – ЧАСТИЦА ИСТОРИИ
На протяжении многих лет Центром детского и юношеского туризма и экскурсий проводится муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество». Обучающие Старооскольского городского округа неоднократно становились лауреатами и дипломантами конкурса на региональном и федеральном уровнях. Исследования юных краеведов, представляемые на конкурс, показывают увлечённость, неподдельный интерес к истории, которые по крупицам восстанавливают события давно прошедших лет. Это доказательство того, что новое поколение неравнодушно к сохранению исторического прошлого своего края.
Все, кто занимается краеведением, знают, как трудно выбрать тему исследования, объект, предмет.
Хочу поделиться опытом работы руководителей школьных музеев. В Старооскольском городском округе 65 паспортизированных школьных музеев (девятнадцать из них в сельских школах) и четыре в учреждениях среднего профессионального образования. Руководителями музеев являются учителя истории и обществознания, географии и др. Музей, как известно, является хранилищем исторического и культурного прошлого нашего народа, документы, фотоматериалы, музейные предметы являются источниками краеведческих исследований учащихся.
Вот тема исследовательской работы «Похоронка с огненной дуги», с которой выступала Казакова Елена, учащаяся школы № 34 (призер областного и Всероссийского конкурсов исследовательских работ), научный руководитель работы Чеканов Игорь Николаевич, руководитель школьного музея Боевой Славы. В музее хранится солдатская похоронка на Бесхмельницына И. С., погибшего на Курской дуге. Текст похоронки стандартный: «Ваш сын, гвардии красноармеец Бесхмельницын Иван Семёнович, уроженец Курской области, Старооскольского района, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, убит 12 июля 1943 года». Спустя 70 лет ученица смогла выяснить обстоятельства его смерти. Погиб гвардии красноармеец Бесхмельницын во время контрудара 214-го гвардейского полка 12 июля 1943 года за высоту 191.2. В этот день полк потерял 393 человека, одним из них и стал гвардии красноармеец Иван Бесхмельницын. После боя, его похоронили в братской могиле у села Крутой Лог в лесу. В 1968 году он был перезахоронен в братскую могилу села. В ходе исследования выявлены все памятники воинской славы 7-й гвардейской армии, 73-й гвардейской дивизии и полка, в составе которого сражался наш староосколец-гвардеец.
Курская битва для Ивана закончилась только в 1992 году, когда его имя было внесено в список захороненных этой братской могилы. В 1968 произошла трагическая ошибка в фамилии и до 90-х годов могила Ивана была неизвестна. Сегодня на мраморной плите выбита и его фамилия.
В этом же музее хранится фрагмент мемориальной доски – это стало темой для следующей исследовательской работы «Великая Отечественная война в мемориальных досках Старого Оскола», исследование проводила Лапо Анна, (победитель и дипломант областного и Всероссийского конкурса) под руководством Чеканова И.Н. Цель исследования: выяснить отражение событий Великой Отечественной войны в мемориальных досках Старого Оскола - города воинской славы.
Объект исследования: мемориальные доски Старого Оскола
Предмет: мемориальные доски, связанные с Великой Отечественной войной.
В результате проведенного исследования удалось выявить обстоятельства появления и сохранность мемориальных досок в Старом Осколе. Все сохранившиеся мемориальные доски удалось систематизировать. Составлен путеводитель и реестр по мемориальным доскам Великой Отечественной войны – вот практическая ценность работы.
Предметом для исследования Косовой Алены, ученицы этой же школы стали документы на участника Великой Отечественной войны А.Малышева. В исследовательской работе «Герой, не ставший героем» прослежена судьба и боевой путь старооскольца, Героя Советского Союза Малышева, память которого не увековечена на Аллее Героев нашего города. Памятник герою установлен в городе Курске, так как он после войны уехал туда жить.
Также темой для глубокого исследования был боевой путь Старооскольской 267-й стрелковой дивизии (документы дивизии хранятся в школьном музее), её участие в Сталинградской битве. Учащиеся школы № 34 поставили перед собой цель – выяснить боевой путь Старооскольской 267-й стрелковой дивизии. Действительно ли дивизия принимала участие в операции Малый Сатурн в 1942 году? Выяснить историю формирования дивизии и судьбу её первого командира». С этой исследовательской работой они успешно выступили на областном и Всероссийском конкурсах исследовательских работ «Отечество».
На основе документальных и фото источников школьных музеев школ №2, 11, 12, 17, 20, 24, 28, 30 города Старый Оскол, Дмитриевской, Владимировской, Обуховской, Каплинской, Песчанской, Шаталовской сельских школ были проведены исследования на тему: «Судьбы старооскольцев – участников Первой Мировой войны», «Мосты – объекты историко-архитектурного наследия г. Старый Оскол конца ХIХ нач. ХХI вв.», «Односельчане – участники Великой Отечественной войны», «У каждого есть в жизни высота», «Зинаида Туснолобова – санитарка, спасшая 124 жизни» и др. Научные руководители учащихся Поворова М.А., Федорова Т.И., Самойлова Н.В., Мащенко Н.И., Батищева Г.М., Букреева Е.Е., Агибалова Л.П., Малютин В.Г., Горожанкина Н.А., Шакалова Н.Т., Богородицкая Т.И., Кудинова А.И., Симакова Н.П., Головачко А.Я., Жеребненко А.П., Докукина Л.В., Анисимова О.И.
Интересной была исследовательская работа «Елочные игрушки как источник изучения истории Отечества», основанная на базе коллекции елочных игрушек в музее школы №28. Автор Горожанкина Марина смогли выяснить, под влиянием каких причин и условий происходило изменение ёлочной игрушки советского времени.
В 1937 году первый и последний раз были выпущены стеклянные шары с изображением Ленина и Сталина, круглые картонажи с тем же сюжетом, а так же набор шариков с портретами всех членов Политбюро.
1938г. Московские артели выпустили первые ватные игрушки для ёлки, посвященные экспедиции Папанинцев на Северный полюс - станция «Северный полюс», медведь-лыжник с полярной почтой, полярник с медведем устанавливают флаг СССР. Популярной была тема освоения Заполярья - белые медведи с закутанными первопроходцами изображались с красным знаменем и надписью «СССР». Покорение Арктики нашло отражение в игрушках, изображающих белых медведей, дрейфующие льдины и полярные станции.
Отдельная группа ёлочных игрушек изображала «простого советского человека» - как большого, так и маленького. Среди них были сигнальщики с красными флажками и солдатики с красными звездами, работницы в красных косынках и всадники-кавалеристы, колхозники и санитарки, военные летчики и балерины, счастливые советские дети разных возрастов - с лопатой, лыжами, обручем, куклой, погремушкой, книгой (приложение
В годы Великой Отечественной войны игрушки также выпускались, но в ограниченном количестве.
Ёлки в годы Великой Отечественной войны украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами», а также шарами с изображением «красного ястребка, сбивающего черный фашистский самолет».
50-е годы – начало правления Н.С. Хрущева, решившего развивать сельскохозяйственную промышленность. Ёлка начала 50-х напоминает выставку достижений сельского хозяйства. Овощи и фрукты были и раньше. Но теперь на ели растет всё! Кукуруза, виноград, лимоны, огурцы, помидоры, морковь, горох, баклажаны, перец, лук, снопы пшеницы, клубника, яблоки, груши, сливы, персики.
Появились ёлочные украшения бытового типа, потому что люди, устали от всех ограничений, от нехватки обычных атрибутов нормального человеческого быта. Поэтому появились кофейники, чайники, самоварчики, вазочки, настольные лампы. И их тоже стали помещать на ёлку.
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полет человека в космос. Советский летчик Юрий Гагарин стал всемирной легендой, все дети дружно начали мечтать «стать космонавтами», а в производстве советских ёлочных игрушек началась космическая эра.
Источниками информации для учащихся была алюминиевая ложка, принадлежавшая узнице фашистского концлагеря, смертные медальоны советских солдат, именной портсигар, фляжка и др.
Таким образом, поистине неиссякаемым источником для исследовательских работ учащихся являются материалы школьных музеев, а руководители музеев их наставниками и вдохновителями. В этой статье всего лишь небольшой рассказ о деятельности некоторых руководителей школьных музеев. Хочется сказать большое спасибо всем шестидесяти пяти руководителям за их благородный, безвозмездный труд, сохранение и изучение исторического и культурного наследия нашего края, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Васильева Н.А., методист отдела краеведения МБУ ДО «ЦДЮТиЭ»
.