Программа кружка «Музейное дело»

Гагарин Василий Иванович

Актуализация темы заключается в обучении школьников основам музейного дела. Это связано:

§  во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, области;

§  во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;

§  в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;

§  в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки кружковцев, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_muzeynoe_delo.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Б-Кочинская СОШ»

Программа кружка

«Музейное дело»

Руководитель – Гагарин Василий Иванович

2017-18 учебный год


Актуализация темы заключается в обучении школьников основам музейного дела. Это связано:

  • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, области;
  • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
  • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
  • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки кружковцев, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

Цель:

Формировать у школьников основы музейной грамотности.

Задачи:

  1. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
  2.  Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
  3. Формирование навыков работы с архивными документами.
  4. Развитие  навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
  5. Обучение методикам проведения  экскурсий в школьном музее.
  6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала.

Работа организуется по   блокам:

  1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
  2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
  3. Собирательская поисковая работа.
  4. Учёт и хранение фондов.
  5. Экспозиционная работа.
  6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

6

1.Знакомство с положением о школьном музее.

1

3.Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея.

2

4.Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе.

2

5.Основные направления деятельности школьного музея.

1

2.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

9

1. Научная организация фондовой работы.

1

2.Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов.

1

3. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы.

1

4.Состав и структура фондов музея.

1

5.Виды фондовой работы.

6.Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности.

7. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

1

1

8.Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

9.Знакомство с составом и структурой фондов школьного  музея

1

1

10.Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

1

3.

Собирательская поисковая работа.

34

1.Разработка поиска по теме «Солдаты Бессмертного полка Б-Кочинского поселения»

2

2.Проведение поиска по конкретной теме:

- составление и сверка списков ветеранов ВОВ;

2

- Составление каталога фотографий ветеранов ВОВ;

2

- Сканирование старых фотографий в высоком разрешении;

2

- интернет-поиск родственников ветеранов ВОВ

2

- выезд в Кочевский военкомат для сверки данных о ветеранах ВОВ;

2

- работа с фотографиями: обрезка, форматирование, ретуширование;

2

-сбор информации о Герое Советского Союза Калинине А.Н.;

2

- сбор информации о ветеранах – учителях школы;

2

- заказ штендеров Бессмертного полка;

2

- оформление выставки штендеров с портретами учителей – ветеранов ВОВ;

6

- участие в шествии Бессмертного полка  в День Победы в с.Б-Коча;

4

- участие в шествии Бессмертного полка Б-Кочинского поселения на районном параде в честь Дня Победы

4

4.

Учёт и хранение фондов.

1.Задачи учётно – хранительской работы.

2.Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.

3.Шифровка.Оформление шифра экспонатов

4.Приём и выдача предметов.

5.Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

6.Научное определение и описание предметов.

7.Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

8.Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

28

1

6

4

1

2

2

3

2

2

3

1

2

5.

Экспозиционная работа.

1.Повторение знаний о требованиях к экспозиции.

2.Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Городище Курегкар»;

 «Пермский звериный стиль».

3.Подборка текстового материала к экспозициям

4.Оформление экспозиций.

5.Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям.

6.Проведение экскурсий по заявкам активов классов.

23

1

4

4

6

2

6

6

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

1.Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

1) Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы.

2) Экскурсия и лекция.

3) Объекты экскурсии.

4) Принципы экскурсионной методики.

5) Типы и виды экскурсий.

6) Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

7) учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов.

8) Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

9) Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

2.Тема и цель экскурсии.

1) Тема и структура содержания.

2) План экскурсии.

3) Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции.

4) Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее.

5) Составление плана каждой экскурсии.

3. Экскурсионные методы и приёмы.

1) Взаимодействие методов на экскурсии.

2) Метод показа.

3) Обязательное сочетание показа с рассказом.

4) Приемы сравнения и мысленной реконструкции.

5) Метод рассказа.

6) Требования к языку экскурсовода.

7)  Прием цитирования в рассказе.

8) Метод беседы, его варианты и условия использования.

9) Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

10) Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии.

4. Проведение экскурсий разных типов (по заявкам классных руководителей)

1) Экскурсия-лекция «Школа в годы Великой Отечественной войны»;

2) Экскурсия «Обряды коми-пермяков»;

3) Экскурсия-практикум «Быт коми-пермяков»

Подведение итогов работы. 

5 (15)

Выездная работа:

Не менее 35 часов

Ожидаемый результат:

1.Музей становится центром воспитательной работы, основанной на лучших традициях и обычаях школы.

2.Участники кружка мотивированы на активную развивающую деятельность, что способствует быстрейшей адаптации их в жизни.

3.Навыки исследовательской деятельности помогают скорейшему усвоению школьной программы и успешной успеваемости.

4.Участникам кружка прививаются не только навыки самостоятельной работы, но навыки общения со взрослыми и сверстниками, что развивает их коммуникабельность, столь необходимую в жизни.

5.Работа кружка направлена на пополнение и содержание фондов музея истории школы.

ИТОГО:

140 (155)