Программа кружка «Музейное дело»
Актуализация темы заключается в обучении школьников основам музейного дела. Это связано:
§ во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, области;
§ во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
§ в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
§ в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки кружковцев, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_muzeynoe_delo.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Б-Кочинская СОШ»
Программа кружка
«Музейное дело»
Руководитель – Гагарин Василий Иванович
2017-18 учебный год
Актуализация темы заключается в обучении школьников основам музейного дела. Это связано:- во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, области;
- во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
- в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
- в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки кружковцев, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.
Цель:
Формировать у школьников основы музейной грамотности.
Задачи:
- Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
- Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
- Формирование навыков работы с архивными документами.
- Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
- Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
- Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материала.
Работа организуется по блокам:
- Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
- Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
- Собирательская поисковая работа.
- Учёт и хранение фондов.
- Экспозиционная работа.
- Подготовка и проведение музейной экскурсии.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» | ||
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 6 |
1.Знакомство с положением о школьном музее. | 1 | |
3.Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. | 2 | |
4.Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе. | 2 | |
5.Основные направления деятельности школьного музея. | 1 | |
2. | Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | 9 |
1. Научная организация фондовой работы. | 1 | |
2.Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. | 1 | |
3. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. | 1 | |
4.Состав и структура фондов музея. | 1 | |
5.Виды фондовой работы. 6.Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. 7. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов. | 1 1 | |
8.Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов. 9.Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея | 1 1 | |
10.Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций. | 1 | |
3. | Собирательская поисковая работа. | 34 |
1.Разработка поиска по теме «Солдаты Бессмертного полка Б-Кочинского поселения» | 2 | |
2.Проведение поиска по конкретной теме: | ||
- составление и сверка списков ветеранов ВОВ; | 2 | |
- Составление каталога фотографий ветеранов ВОВ; | 2 | |
- Сканирование старых фотографий в высоком разрешении; | 2 | |
- интернет-поиск родственников ветеранов ВОВ | 2 | |
- выезд в Кочевский военкомат для сверки данных о ветеранах ВОВ; | 2 | |
- работа с фотографиями: обрезка, форматирование, ретуширование; | 2 | |
-сбор информации о Герое Советского Союза Калинине А.Н.; | 2 | |
- сбор информации о ветеранах – учителях школы; | 2 | |
- заказ штендеров Бессмертного полка; | 2 | |
- оформление выставки штендеров с портретами учителей – ветеранов ВОВ; | 6 | |
- участие в шествии Бессмертного полка в День Победы в с.Б-Коча; | 4 | |
- участие в шествии Бессмертного полка Б-Кочинского поселения на районном параде в честь Дня Победы | 4 | |
4. | Учёт и хранение фондов. 1.Задачи учётно – хранительской работы. 2.Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. 3.Шифровка.Оформление шифра экспонатов 4.Приём и выдача предметов. 5.Вспомогательные картотеки: а) книга записи воспоминаний б) книга фотофиксаций в) журнал приёма исторических памятников г) журнал учёта газетных материалов д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями 6.Научное определение и описание предметов. 7.Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. 8.Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции. | 28 1 6 4 1 2 2 3 2 2 3 1 2 |
5. | Экспозиционная работа. 1.Повторение знаний о требованиях к экспозиции. 2.Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа): «Городище Курегкар»; «Пермский звериный стиль». 3.Подборка текстового материала к экспозициям 4.Оформление экспозиций. 5.Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. 6.Проведение экскурсий по заявкам активов классов. | 23 1 4 4 6 2 6 |
6 | Подготовка и проведение музейной экскурсии. 1.Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее: 1) Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. 2) Экскурсия и лекция. 3) Объекты экскурсии. 4) Принципы экскурсионной методики. 5) Типы и виды экскурсий. 6) Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. 7) учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. 8) Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы. 9) Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. 2.Тема и цель экскурсии. 1) Тема и структура содержания. 2) План экскурсии. 3) Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. 4) Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание в музее. 5) Составление плана каждой экскурсии. 3. Экскурсионные методы и приёмы. 1) Взаимодействие методов на экскурсии. 2) Метод показа. 3) Обязательное сочетание показа с рассказом. 4) Приемы сравнения и мысленной реконструкции. 5) Метод рассказа. 6) Требования к языку экскурсовода. 7) Прием цитирования в рассказе. 8) Метод беседы, его варианты и условия использования. 9) Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. 10) Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. 4. Проведение экскурсий разных типов (по заявкам классных руководителей) 1) Экскурсия-лекция «Школа в годы Великой Отечественной войны»; 2) Экскурсия «Обряды коми-пермяков»; 3) Экскурсия-практикум «Быт коми-пермяков» Подведение итогов работы. | 5 (15) |
Выездная работа: | Не менее 35 часов | |
Ожидаемый результат: 1.Музей становится центром воспитательной работы, основанной на лучших традициях и обычаях школы. 2.Участники кружка мотивированы на активную развивающую деятельность, что способствует быстрейшей адаптации их в жизни. 3.Навыки исследовательской деятельности помогают скорейшему усвоению школьной программы и успешной успеваемости. 4.Участникам кружка прививаются не только навыки самостоятельной работы, но навыки общения со взрослыми и сверстниками, что развивает их коммуникабельность, столь необходимую в жизни. 5.Работа кружка направлена на пополнение и содержание фондов музея истории школы. | ||
ИТОГО: | 140 (155) |