Из опыта организации школьного музея
Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – формирования гармонически развитой личности. При этом, проектируя содержание учебного и воспитательного процесса, стремятся обратить особое внимание учеников на региональные и местные традиции, помогающие воспитать любовь к родной земле, городу, уважение к истории и культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта организации школьного музея
Ключевые слова: школьный музей, дополнительное образование, интерактивность, форма дополнительного образования
Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – формирования гармонически развитой личности. При этом, проектируя содержание учебного и воспитательного процесса, стремятся обратить особое внимание учеников на региональные и местные традиции, помогающие воспитать любовь к родной земле, городу, уважение к истории и культуре своего народа.
Хочу поделиться опытом создания музейного комплекса в ГБОУ СОШ №291 Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Основой программы стала историко-патриотическая составляющая и создание музея.
Базой создания школьного музея является Письмо Министерства образования РФ от 12 марта 2003 года, в котором школьные музеи рассматриваются как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, а образовательным учреждениям рекомендуется уделять особое внимание педагогическим и памятника-охранительным аспектам их организации и функционирования.
Помещение музея было запланировано на начальном этапе строительства здания начальной школы 2012 году. Проект зала был заказан дизайнерскому бюро.
В связи с тем, что школа находится в Красносельском районе, который в годы войны находился на переднем краю обороны города было принято решение посвятить зал героям Отечества. Это достаточно широкая тема, которая предполагает большое разнообразие форм и методов работы.
Первые экспонаты были переданы в дар сотрудниками школы и поисковым отрядом Университета МВД. Музейное пространство оснащено 4 телевизионными панелями, проектором, экраном, четырьмя лайтбоксами, тремя витринами, одним стендом и «вечным огнём». Изначально предполагалась частая смена экспозиций, несмотря на проблему нехватки экспонатов, что и было с успехом воплощено в прошедшем учебном году.
Почти сразу же стала понятна необходимость создания комплексной программы развития. Была разработана система мер организационного, научно-методического, информационного обеспечения воспитательного процесса в школе с помощью музея. Предусмотрен механизм управления реализацией программы, продумана координация деятельности субъектов. Программа рассчитана на 5 лет, которые были разбиты на этапы. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Было разработано диагностическое сопровождение программы, направленное на выявление ценностных ориентаций учащихся, созданы положения о школьном музее, музейном проекте, совете музея.
Организацию музейной воспитательной работы осуществляет один педагог-организатор. За год работы было организовано более 14 видов музейных занятий, которые проводились 5 дней в неделю от двух до пяти уроков в день в основном для учащихся начально школы. Например, интерактивную выставку «Незабытые», посвящённую Победе в Великой Отечественной войне, организованную совместно с участниками военно-патриотического клуба «Наш Политех» за две недели посетило более 1350 учащихся (общая численность школы составляет 2650 человек).
При организации интерактивных занятий применяется ПО «СТОиК-Контент», с помощью чего создаётся образовательный контент (текст, изображение, аудио, опросы), который используется учащимися на планшетах и телефонах не подключённых к сети Интернет. Это программное обеспечение также удобно использовать для информационной поддержки школьного музея и создания интерактивного путеводителя, аудиогида, виртуальной экспозиции музея в сети интернет.
Для укрепления престижа и оптимизации деятельности школьного музея мы принимаем активное участие в городских семинарах и конкурсах, последний из них состоялся 29 мая 2017 года на базе музея истории ВИ(ИТ) ВА МТО на тему «Возможности использования музейного и выставочного пространства в социально-культурной деятельности учреждения» с докладом и презентацией «Возможности музейного и выставочного пространства. Из опыта работы».
Постоянно расширяются социальные контакты. Со студентами СПб ГПУ им. Петра Великого проводятся совместные интерактивные мероприятия. Сотрудники и студенты УМиРФ им. Адмирала Макарова проводили профориентационный квест для учеников старшей школы. Проводятся встречи с интересными людьми.
Первоначально для музея предполагалось только одно помещение, но летом 2016 года был организован «Музей быта и повседневной культуры Ленинграда 1940-х – 1980-х годов. Ленинградская квартира» и «Русская изба». В разнообразные музейные занятия включены элементы русской народной хореографии, народные инструменты, AR-технологии. Так, за 2016/2017 учебный год в зале «Герои Отечества» были организованы занятия посвящённые:
• «8 сентября - начало блокады г. Ленинграда»
• 120-летию со дня рождения Маршала Г.К. Жукова
• Дню неизвестного солдата
• прорыву и полному снятию блокады Ленинграда
• дню космонавтики «Покорители космоса»
• «Незабытые»
• выставка макетов архитектурных сооружений ко дню рождения Санкт – Петербурга.
В «Музее быта и повседневной культуры Ленинграда 1940-х – 1980-х годов. Ленинградская квартира»:
• «Загадки старого портфеля»
• «Новый год в мире старых вещей»
• «Я коллекционер. Музейный сотрудник, эксперт».
В русской избе – интерактивное занятие с русскими хороводными играми
• «Знакомство с русской избой».
Проведённое анкетирование 144 учащихся 2ж,3в,3д, 3 л, 3м, 4б классов показало, что интерактивные занятия в школьном музее оценили на отлично 87% опрошенных, 13% – неплохо, 0 – плохо.
Игровые моменты музейных занятий на отлично оценили 69% респондентов, на хорошо – 26%, средне – 5%.
Рассказ экскурсовода на отлично оценили 77% опрошенных, на хорошо- 21%, на средне 2%.
Видеофрагменты на отлично оценили 61% учащихся, на хорошо 31%, на средне – 7% и плохо – 1%.
Проведение встреч-бесед с интересными людьми отлично оценил 70% респондентов, хорошо – 22%, средне – 7% и плохо – 1%.
Возможность прикоснуться к подлинному экспонату на отлично оценили 70% опрошенных, 19% – хорошо, 9%– средне, плохо – 2%.
В еженедельных занятиях в музее и участии в деятельности Совета музея хотят участвовать 90% опрошенных.
Понравились все занятия («Загадки старого портфеля», «Начало блокады Ленинграда», «Письмо неизвестному солдату», «Г.К. Жуков – маршал Победы», «Снятие блокады Ленинграда», «Новый год в мире старых вещей», «Я коллекционер, музейный сотрудник, эксперт», «Знакомство с русской избой», «Вооружение современной армии РФ» - «Наш Политех», «Покорители космоса», интерактивная выставка «Незабытые») – 34% учащимся, 33% респондентов отметили интересной для себя военную тематику, «Покорители космоса» - 12% (интерес к AR-технологиям), «русская изба» - 10, остальные учащиеся вспомнили занятия по блокаде Ленинграда, «Я коллекционер», «Загадки старого портфеля». Менее понравилась «Русская изба» - 2% опрошенным, блокада, коллекционирование, «современное оружие» - 1%.
Неожиданно остро прозвучала тема животных, которая интересует 20% опрошенных.
Полученные результаты позволят скорректировать программу и тематику музейных занятий в новом учебном году, а также демонстрируют что посещение музея для учащихся является ярким и интересным событием. Учащиеся высоко оценили интерактивные и игровые моменты занятий. Большинство опрошенных готово посещать внеурочные занятия в музее - это актуально и интересно для ребят.
Задачами следующего этапа развития школьного музейного комплекса на 2017/2018 год ставится аттестация музея, создание Совета музея, формирование творческой группы педагогов, которые на предметных уроках будут использовать элементы музейной педагогики, такие, как урок в музее, музейный экспонат, музейная площадка. Классные руководители при планировании работы с классом также будут базироваться на музейных проектах. Разработано и планируется провести семейное музейное занятие «Ленинградское время» на базе «Музея быта и повседневной культуры Ленинграда 1940-х – 1980-х годов. Ленинградская квартира», что выведет музей из замкнутого пространства превращая его в открытую систему, сделает одним из центров воспитательной работы в нашей большой школе и микрорайоне.