Сценарий интерактивной музейной программы, разработанной на базе музейной комнаты ГБОУ СОШ№291 "Ленинградское время"
Предлагаемый сценарий рассчитан на вовлечение родителей в педагогический процесс посредством музейного занятия и формирование мотивации на совместную образовательную и воспитательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий музейного занятия | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ№291 Красносельского района Санкт-Петербурга
«Ленинградское время»
Конспект интерактивной музейной программы, разработанной на базе музейной комнаты ГБОУ СОШ№291
Автор: Бережная Олеся Александровна, педагог-организатор
8 921 354 64 41
Санкт-Петербург
2017
2
Содержание:
Стр.
- Конспект музейно-педагогического занятия 3
«Ленинградское время»
- Список литературы 6
3
- Конспект интерактивной музейной программы «Ленинградское время»
Актуальность: любой современный микрорайон – новостройка испытывает острый дефицит культурных объектов, находящихся в зоне доступности. Красносельский район, где находится школа 291, не исключение. Посещение музеев и выставок по причине удаленности ОУ от центра города является непростой задачей. В сложившейся ситуации школьный музей призван восполнить культурный вакуум и организовать просветительскую работу среди учеников, учителей и родителей, чтобы объединить всех участников образовательного процесса посредством единой культурной среды. Музей приглашает к диалогу всех участников школьной жизни, так как проблема работы с семьей занимает особое место в организации воспитательной работы школы. Традиционные формы работы с семьёй: родительские собрания, дни открытых дверей, лектории, праздники не всегда дают ожидаемый результат в плане активизации родительской общественности. Музейное занятие призвано консолидировать родителей и мотивировать их к принятию заинтересованной родительской позиции по отношению к школе, к процессу воспитанию детей и формированию общности интересов.
Цель занятия: вовлечение родителей в педагогический процесс посредством музейного занятия и формирование мотивации на совместную образовательную и воспитательную деятельность.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьями учащихся;
- объединить усилия семьи и школы для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, учащихся и педагогов;
- актуализизировать и обогатить умения родителей по воспитанию детей;
- поддержать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Адресная аудитория: учащиеся (7 – 16 лет), родители, учителя
Организационно-методические условия: длительность занятия составляет 45 мин. Оптимальное число участников не более 15 человек. Занятие проходит в музе быта и культуры советского времени ГБОУ СОШ№291.
Предполагаемые результаты: В ходе занятия у взрослых появляется возможность оказаться в атмосфере своего детства, вспомнить основные исторические вехи времени и осознать трудности, испытываемые в данный
4
момент ребенком. Предполагается, что этот процесс будет способствовать уменьшению числа критических замечаний и негативных оценок в адрес ребенка и школы, росту эмпатии участника занятия по отношению к окружающим в целом. Учитель, как участник занятия, в неформальной обстановке будет рассказывать ученикам факты своего детства и, таким образом, предстанет перед детьми живым, теплым, добрым человеком, что приведет к смене социальной роли и позитивных изменениях в восприятии его образа обучающимися.
Кроме того, на основе воспоминаний о жизни Ленинграда 1980-х появляются новые темы для общения между детьми и родителями, зарождается интерес к изучению истории своей семьи, города и страны. Общий фон занятия опосредованным образом должен способствовать ожидаемому снижению уровня тревожности у учащихся, родителей и учителей и формированию восприятия образовательной среды как комфортного и безопасного пространства.
Описание инсталляции «Ленинградское время» В музее быта и культуры советского времени накрыт обеденный стол, вторая часть музейного зала «отгорожена» бельевой верёвкой, на которой «сушатся» вещи. С «кухни» доносятся звуки радиопередачи 1980-х годов.
Ход занятия:
Организационный момент - гости приглашаются в музей. Как только гости заходят в помещение музея, раздаётся запись крика соседки с кухни:
-Ляксандровна, у чайника носик отвалился уже! ( звучит грохот посуды).
-Ой, пройдемте!
Гости попадают в часть зала отгороженого бельевой верёвкой, на которой «сушатся» вещи.
Основной этап. Гости приглашаются к просмотру кинохроники.
Просмотр видеоролика 5 – 7 минут. Ведущая в это время ставит чайник, заваривает чай.
Хозяйка приглашает к столу, где рассказывает об основных событиях 1980-х и предлагает гостям припомнить какие-то случаи, связанные с историческими событиями или происшедшими в это время в семье, поделиться ими.
Примерный текст:
С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве состоялись Олимпийские игры. Открывал их Леонид Ильич Брежнев. Победу в неофициальном медальном зачёте одержала команда СССР, завоевав 195 медалей, 80 из которых были
5
золотыми. Игры известны тем, что более 50 стран (включая США) бойкотировали Олимпиаду в связи с вводом в 1979 году советских войск в Афганистан.
-А что произошло в ваших семьях в это время? Ведущая может вспомнить что-то из своего детства для стимуляции диалога, обратить внимание на экспонаты музея, посвящённые той олимпиаде.
- 1981 — Начало использования летнего времени. Часы при этом переводят весной, обычно на 1 час позже относительно стандартного времени, действующего на данной территории в зимний период. Летнее время применяется во многих странах с целью более рационального использования светлого времени суток и экономии электроэнергии на освещение.
Критики летнего времени говорят о негативном влиянии перевода часов на здоровье людей и указывают на то, что экономическая польза летнего времени не доказана.
- Может у вас были какие-то комические ситуации, связанные с этим ежегодным событием?
1982 – кончина генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. По результатам опроса общественного мнения в 2013 году Леонид Ильич Брежнев признан лучшим главой государства в СССР в XX веке.
1982 — Первая долговременная космическая экспедиция станции «Салют-7», 106 дней (СССР).
Юрий Андропов, генеральный секретарь (1983—1984).
Константин Черненко, генеральный секретарь (1984—1985).
Михаил Горбачёв занимает пост Генерального секретаря ЦК КПСС (1985—1991).
-А что помните вы?
Антиалкогольная кампания в СССР (1985—1988), ещё её называют горбачёвской. Члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев и Е. К. Лигачёв, которые вслед за Ю. В. Андроповым полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм. Закрывались вино-водочные магазины, поднимались цены. Магазины, в которых продавалось спиртное, могли делать это лишь с 14:00 до 19:00. В связи с этим распространилось народное:
«В шесть утра поёт петух, в восемь — Пугачёва. Магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачёва» и проч.
6
Перестройка (1987—1991). Масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.
Планы экономических реформ разрабатывались ещё в 1983—84 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова
Катастрофы и стихийные бедствия
Авария на Чернобыльской АЭС (1986).
Спитакское землетрясение в Армении (1988).
1986 — запуск первых модулей орбитальной станции «Мир» (СССР)
1987 — Первая долговременная экспедиция на станции «Мир», 174 дня (СССР).
-А что помните вы?
Некоторые юные гости заскучали.
Ведущая предлагает посмотреть диафильм или сыграть в домино (в зависимости от времени года). Затем хозяйка приглашает взглянуть на журналы мод СССР, примерить одежду и сделать памятное фото в интерьерах.
Рефлексивный этап.
В качестве рефлексии можно предложить гостям выразить одним словом впечатление о нашем занятии.
- Что для вас наша сегодняшняя встреча, что было интересного. Охарактеризуйте одним существительным или глаголом.
Спасибо за участие!
Список литературы:
- Гайда Л.О., Капустина Н.И. Психолого-социологические исследования эффективности музейных программ и занятий для школьников. Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И.Яворницкого/www.museum.dp.ua
- Масленникова Л.В. Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста/www.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/30
- Исторические события 1980-х/https://ru.wikipedia.org/wiki/1980-%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B