Сценарий интерактивной музейной программы, разработанной на базе музейной комнаты ГБОУ СОШ№291 "Ленинградское время"

Бережная Олеся Александровна

Предлагаемый сценарий  рассчитан на  вовлечение родителей в педагогический процесс посредством музейного занятия и формирование мотивации на совместную образовательную и воспитательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий музейного занятия26.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ№291 Красносельского района Санкт-Петербурга

«Ленинградское время»

Конспект интерактивной музейной программы, разработанной на базе музейной комнаты ГБОУ СОШ№291            

Автор: Бережная Олеся Александровна, педагог-организатор

beregnayaoa@jmail.com

8 921 354 64 41

             

        

Санкт-Петербург

2017


2

Содержание:

Стр.

                                 

  1. Конспект музейно-педагогического занятия                                    3

                «Ленинградское время»                                                                                                  

  1. Список литературы                                                                              6


3

  1. Конспект интерактивной музейной программы «Ленинградское время»         

Актуальность:  любой современный микрорайон – новостройка испытывает острый дефицит культурных объектов, находящихся в  зоне доступности.  Красносельский район, где находится школа 291, не исключение. Посещение музеев и выставок по причине удаленности ОУ от центра города является непростой задачей. В сложившейся ситуации школьный музей призван восполнить культурный вакуум и организовать просветительскую работу среди учеников, учителей и родителей, чтобы объединить всех участников образовательного процесса посредством единой культурной среды. Музей приглашает к диалогу всех участников школьной жизни, так как проблема работы с семьей занимает особое место в организации воспитательной работы школы. Традиционные формы работы с семьёй: родительские собрания, дни открытых дверей, лектории, праздники не всегда дают ожидаемый результат в плане активизации родительской общественности. Музейное занятие призвано консолидировать родителей и мотивировать их к принятию заинтересованной родительской позиции по отношению к школе, к процессу воспитанию детей и формированию общности интересов.

Цель занятия: вовлечение родителей в педагогический процесс посредством музейного занятия и формирование мотивации на совместную образовательную и воспитательную деятельность.

Задачи: 

- установить партнерские отношения с семьями учащихся;

-  объединить усилия семьи и школы для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, учащихся и педагогов;

- актуализизировать и обогатить умения родителей по воспитанию детей;

- поддержать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Адресная аудитория: учащиеся (7 – 16 лет), родители, учителя

Организационно-методические условия: длительность занятия составляет 45 мин. Оптимальное число участников не более 15 человек. Занятие проходит в музе быта и культуры советского времени ГБОУ СОШ№291.

Предполагаемые результаты: В ходе занятия у взрослых появляется возможность оказаться в атмосфере своего детства, вспомнить основные исторические вехи времени и осознать трудности, испытываемые в данный

4

момент ребенком. Предполагается, что этот процесс будет способствовать уменьшению числа критических замечаний и негативных оценок в адрес ребенка и школы, росту эмпатии участника занятия по отношению к окружающим в целом. Учитель, как участник занятия, в неформальной обстановке  будет рассказывать ученикам факты своего детства и, таким образом, предстанет перед детьми живым, теплым, добрым человеком, что приведет к смене социальной роли и позитивных изменениях в восприятии  его образа обучающимися.

Кроме того, на основе воспоминаний о жизни Ленинграда 1980-х появляются новые темы для общения между детьми и родителями, зарождается  интерес к изучению истории своей семьи, города и страны. Общий фон занятия опосредованным образом должен способствовать ожидаемому снижению уровня тревожности у учащихся, родителей и учителей и формированию восприятия образовательной среды как комфортного и безопасного пространства.

Описание инсталляции «Ленинградское время» В музее быта и культуры советского времени накрыт обеденный стол, вторая часть музейного зала «отгорожена» бельевой верёвкой, на которой «сушатся» вещи. С «кухни» доносятся звуки радиопередачи 1980-х годов.

Ход занятия:

Организационный момент - гости приглашаются в музей. Как только гости заходят в помещение музея, раздаётся запись крика соседки с кухни:

-Ляксандровна, у чайника носик отвалился уже! ( звучит грохот посуды).  

-Ой, пройдемте!

Гости попадают в часть зала  отгороженого бельевой верёвкой, на которой «сушатся» вещи.

Основной этап. Гости приглашаются к просмотру кинохроники.

Просмотр видеоролика 5 – 7 минут. Ведущая  в это время ставит чайник, заваривает чай.

Хозяйка приглашает к столу, где рассказывает об основных событиях 1980-х и предлагает гостям припомнить какие-то случаи, связанные с историческими событиями или происшедшими в это время в семье, поделиться ими.

Примерный текст:

С  19 июля по 3 августа 1980 года в Москве состоялись Олимпийские игры. Открывал их Леонид Ильич Брежнев. Победу в неофициальном медальном зачёте одержала команда СССР, завоевав 195 медалей, 80 из которых были

5

золотыми. Игры известны тем, что более 50 стран (включая США) бойкотировали Олимпиаду в связи с вводом в 1979 году советских войск в Афганистан.

-А что произошло в ваших семьях в это время? Ведущая может вспомнить что-то из своего детства для стимуляции диалога, обратить внимание на экспонаты музея, посвящённые той олимпиаде.

- 1981 — Начало использования летнего времени. Часы при этом переводят весной, обычно на 1 час позже относительно стандартного времени, действующего на данной территории в зимний период. Летнее время применяется во многих странах с целью более рационального использования светлого времени суток и экономии электроэнергии на освещение.

Критики летнего времени говорят о негативном влиянии перевода часов на здоровье людей и указывают на то, что экономическая польза летнего времени не доказана.

- Может у вас были какие-то комические ситуации, связанные с этим ежегодным событием?

1982 – кончина генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. По результатам опроса общественного мнения в 2013 году Леонид Ильич Брежнев признан лучшим главой государства в СССР в XX веке.

1982 — Первая долговременная космическая экспедиция станции «Салют-7», 106 дней (СССР).

Юрий Андропов, генеральный секретарь (1983—1984).

Константин Черненко, генеральный секретарь (1984—1985).

Михаил Горбачёв занимает пост Генерального секретаря ЦК КПСС (1985—1991).

-А что помните вы?

Антиалкогольная кампания в СССР (1985—1988), ещё её называют горбачёвской. Члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев и Е. К. Лигачёв, которые вслед за Ю. В. Андроповым полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм. Закрывались вино-водочные магазины, поднимались цены. Магазины, в которых продавалось спиртное, могли делать это лишь с 14:00 до 19:00. В связи с этим распространилось народное:

«В шесть утра поёт петух, в восемь — Пугачёва. Магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачёва» и проч.        

6

Перестройка (1987—1991). Масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

Планы экономических реформ разрабатывались ещё в 1983—84 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова

Катастрофы и стихийные бедствия

Авария на Чернобыльской АЭС (1986).

Спитакское землетрясение в Армении (1988).

1986 — запуск первых модулей орбитальной станции «Мир» (СССР)

1987 — Первая долговременная экспедиция на станции «Мир», 174 дня (СССР).

-А что помните вы?

Некоторые юные гости заскучали.

Ведущая предлагает посмотреть диафильм или сыграть в домино (в зависимости от времени года). Затем хозяйка приглашает взглянуть на журналы мод СССР, примерить одежду и сделать памятное фото в интерьерах.

Рефлексивный этап.

В качестве рефлексии можно предложить гостям выразить одним словом впечатление о нашем занятии.

- Что для вас наша сегодняшняя встреча, что было интересного. Охарактеризуйте одним существительным или глаголом.

Спасибо за участие!

Список литературы:

  1. Гайда Л.О., Капустина Н.И. Психолого-социологические исследования эффективности музейных программ и занятий для школьников. Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И.Яворницкого/www.museum.dp.ua
  2. Масленникова Л.В. Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста/www.nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/30
  3. Исторические события 1980-х/https://ru.wikipedia.org/wiki/1980-%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B