Рабочая программа творческого объединения "Музейное дело"
Курс рассчитан на 34 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время занятия - 40 минут. Периодичность занятий - 1раз в неделю.Ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения. Группы формируется из числа учащихся 7 – 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа творческого объединения "Музейное дело" | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказом по школе
№ 60 от 31 .08.2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
творческого объединения
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
с.Петряксы
Пояснительная записка
Актуальность. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Идея программы заключается виспользовании музейной среды как важного образовательного, а музейной педагогики как важного педагогического ресурса внеурочной деятельности.Программарасширяет возможности приобщения учащихся к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности,способствует углублению знаний при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии. В условиях партнерского общения обучающихся и педагога, увлеченных общим социально значимым делом,открываются реальные возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации учащихся. Формирование устойчивого интереса к истории страны, края, станицы, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы.
Цель программы: создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у учащихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому Родины, родного края , развитие исторического мышления на основеосуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.
Задачи программы:
- формировать уважительное отношения к истории страны, малой родины, к памятникам прошлого, артефактам;
- расширить представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- формировать ценностное отношения к культурному наследию предков;
- формироватьмузейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии;
- обеспечитьусловияосуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта;
- развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся;
- формировать научные и профессиональные интересы.
Принципы функционирования программы
- Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе совместной деятельности производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий, исследования, проекты, систематизированные музейные материалы и т.п.
- Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
- Принцип творческо-практической деятельности.
- Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
- Принцип соответствия программы возрастным особенностям учащихся.
- Принцип преемственности технологий урочной и внеурочной деятельности.
- Принцип соответствия ценностям воспитательной системы школы, учета сложившихся традиций и опыта организации внеурочной деятельности школы.
- Принцип учета личных интересов и склонностей ребенка.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:
- любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
- осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества;
- социальная активность,
- уважение других людей, умение вести конструктивный диалог,
- достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду,традициям, культуре, семье, школе, родной станице,Кубани, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории станицы Воронежской, сотрудничеству со школьным музеем.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
-проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуютсяотдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея,библиотек и Интернета, экспедиций.
-разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Реализация программы.
Курс рассчитан на 34 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время занятия - 40 минут. Периодичность занятий - 1раз в неделю.Ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения. Группы формируется из числа учащихся 7 – 11 классов.
Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая деятельность, игра, экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная деятельность, встречи с интересными людьми, читательские, научные конференции, практические занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Раздел | Количество часов | Формируемые умения и навыки |
1 | Роль музеев в жизни общества | 5 | Осознание и использование своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
2 | Музееведение | 7 | Умение работать в команде. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Планирование постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
3 | Экскурсионная деятельность | 6 | Приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям. Определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы (задачи). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
4 | Исследовательская, поисковая, проектная деятельность | 3 | Определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы (задачи). Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный отбор источников информации; добывать информацию. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Отбор для решения предметных учебных задач необходимых источников, литературы; моделирование. |
5 | Родовое познание как форма познания мира и самопознания. | 9 | Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей. Ориентация в своей системе знаний. Сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников |
6 | Живая история. История, застывшая в памятниках | 2 | Проявления себя гражданином России в добрых словах и поступках: – замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России моделирование. |
7 | Презентация проектов, исследовательских, поисковых работ учащихся | 2 | Реализация моно- и мультимедийных проектов в сфере информационных и коммуникационных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту. Соотнесение результата своей деятельности с целью его оценка. |
Итого | 34 |