Рабочая программа творческого объединения "Музейное дело"

Хасянова Роза Ханяфиевна Школьный краеведческий музей

         Курс рассчитан на 34 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время занятия -  40 минут. Периодичность занятий -  1раз в неделю.Ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения. Группы формируется из числа учащихся 7 – 11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено

приказом по школе

№ 60 от 31 .08.2017 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

творческого объединения

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

с.Петряксы

Пояснительная записка

Актуальность. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Идея программы заключается виспользовании музейной среды как важного образовательного, а музейной педагогики как важного педагогического ресурса  внеурочной деятельности.Программарасширяет возможности приобщения учащихся к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности,способствует углублению знаний при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии. В условиях партнерского общения обучающихся и педагога, увлеченных общим социально значимым делом,открываются реальные возможности для самоопределения, самоутверждения, самореализации учащихся. Формирование устойчивого интереса к истории  страны, края, станицы, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы.

Цель программы: создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у учащихся осознанной активной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому Родины,  родного края , развитие исторического мышления на основеосуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.

Задачи программы:

  • формировать уважительное отношения к истории страны, малой родины, к памятникам  прошлого, артефактам;
  • расширить представления учащихся об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
  • формировать ценностное отношения к культурному наследию предков;
  • формироватьмузейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии;
  • обеспечитьусловияосуществления разносторонней музейной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов, социального опыта;
  • развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экспозиционной, экскурсоводческой, общественно-значимой деятельности учащихся;
  • формировать научные и профессиональные интересы.

Принципы функционирования программы

  • Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе совместной деятельности производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий, исследования, проекты, систематизированные музейные материалы и т.п.
  • Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.
  • Принцип творческо-практической деятельности.
  • Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.
  • Принцип соответствия программы возрастным  особенностям учащихся.
  • Принцип преемственности технологий урочной и внеурочной деятельности.
  • Принцип соответствия ценностям воспитательной системы школы, учета сложившихся традиций и опыта организации внеурочной деятельности школы.
  • Принцип учета личных интересов и склонностей ребенка.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

  • любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
  • осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества;
  • социальная  активность,
  • уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог,  
  • достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

-  укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду,традициям, культуре, семье, школе, родной станице,Кубани, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории станицы Воронежской, сотрудничеству со школьным музеем.

 - формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках  эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

-проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуютсяотдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея,библиотек и Интернета, экспедиций.

-разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Реализация программы.

Курс рассчитан на 34 учебных часа внеклассной работы. Внеклассное занятие проводится во второй половине дня. Форма занятия – кружок. Время занятия -  40 минут. Периодичность занятий -  1раз в неделю.Ориентирован на учащихся, проявляющих интерес к изучению истории, вспомогательных исторических дисциплин, краеведения, музееведения. Группы формируется из числа учащихся 7 – 11 классов.

Формы и методы обучения: эвристические беседы, самостоятельно-поисковая деятельность, игра,  экскурсии, групповая работа, мини-исследования, проектная деятельность, встречи с интересными людьми, читательские, научные конференции, практические занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Раздел

Количество часов

Формируемые умения и навыки

1

Роль музеев в жизни общества

5

Осознание и использование своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

2

Музееведение

7

Умение работать в команде. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Планирование

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

3

Экскурсионная деятельность

6

Приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям.

Определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы (задачи). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

4

Исследовательская, поисковая, проектная деятельность

3

Определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы (задачи).

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный отбор источников информации; добывать информацию. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Отбор для решения предметных учебных задач необходимых источников, литературы; моделирование.

5

Родовое познание как форма познания мира и самопознания.

9

Осмысление роли семьи в своей жизни и жизни других людей. Ориентация в своей системе знаний. Сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников

6

Живая история. История, застывшая в памятниках

2

Проявления себя гражданином России в добрых словах и поступках: – замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России моделирование.

7

Презентация проектов, исследовательских, поисковых работ учащихся

2

Реализация моно- и мультимедийных проектов в сфере информационных и коммуникационных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту. Соотнесение результата своей деятельности с целью его оценка.

Итого

34