Юные музееведы
Работа с музеем, внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyat_1.doc | 153 КБ |
papka-portfolio_muzeya_shkoly_174.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 174» Советского района г.Казани | ||
«Рассмотрено» На заседании методического объединения Руководитель методического объединения /З.С.Исламова/ | «Согласовано» Зам. директора по УР «29» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 174» |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Составила: | ||
Казань 2016 - 2017 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа по работе кружка «Юный музеевед» составлена на основе :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Приказ образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Исходя из необходимости возрождения духовной культуры общества, которую диктует современная жизнь России, встаёт задача приобщения учащихся к многонациональному культурному наследию народов нашей страны, области, города, воспитания чувства гражданственности и патриотизма, социальных компетенций. Один из путей решения данной задачи: ознакомление подростков с музейным делом. Важность музеев, наряду с библиотеками, архивами, отмечали ещё древние, называя неслучайно их «домами жизни». Эти учреждения сохраняют и передают духовное богатство новым поколениям.
Знакомство учащихся с особенностями музееведения, современными его технологиями, формами работы и организации, изменившимися требованиями к профессиональной деятельности работников музея окажет положительное влияние не только на информационную культуру, но и на саморазвитие подростков, становление их личности с гражданским самосознанием. Программа рассчитана на 34 часа, из которых 60% времени отводится на практические занятия. Программа носит комплексный характер, так как позволяет, изучая основы музейного дела, сообщать учащимся необходимые знания по археологии, истории, этнографии, литературы, искусства. Кроме того, способствует освоению разнообразных способов деятельности, т.е. технологических знаний (исследовательский поиск материала, моделирование ситуации, ролевая игра, творчество).
5. В ходе реализации программы «Юный музеевед» решаются такие задачи, как:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей, в том числе социальной практики;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-
исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Программа кружка «Юный музеевед» предназначена для работы с детьми 5-х-6-х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся.
Курс «Юный музеевед» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности.
Цель курса «Юный музеевед» - создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся интеллектуального развития путём вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Курс «Юный музеевед» призван обеспечить формирование у подростков представления о возможности возрождения и сохранения духовных ценностей народа и роли в этом благородном деле музейного работника.
* Музейное дело направлено на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории семьи, школы, города, края, России;
* Освоение учащимися технологических знаний, духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. На занятиях по курсу «Юный музеевед» школьники приобретают навыки исследования музейных коллекций и музейная
работа с ними; учатся разрабатывать экспозиции.
* Ученик, работая над заданием исследовательского характера (например, проектом), проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет учащимся приобретать коммуникативные навыки. Одна из основных задач кружка – организация экскурсий в музеи города, области, по интересным местам края.
* Важной задачей курса является содействие в поиске подростками своего места в сложной меняющейся жизни и осознанному выбору будущей профессии, а также содействие детям в размышлении на этические темы, в их попытках понять себя, свою сущность,
окружающий мир.
3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Учащиеся должны:
В обучающей сфере
овладеть знаниями по истории города, края, семьи;
научиться ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
уметь определять понятия, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причино-следственные связи, строить умозаключения, делать выводы;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
уметь владеть устной и письменной речью.
В воспитательной сфере вырабатывать в себе чувство уважения к семье, школе, родному краю, Родине, чувство гордости за славное прошлое страны и народа;
формировать у себя уважение и преклонение перед людьми, защищавшими свободу и независимость Отечества, формировать высокий уровень патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края;
владеть основами самоконтроля и самооценки
В развивающей сфере
развивать у себя творческие способности в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея;
развивать навыки самостоятельного мышления в сфере исторического знания;
развивать навыки самостоятельного мышления в сфере развития качеств гражданина и патриота;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формировать и развивать экологическое мышление.
Предметные результаты освоения курса «Юный музеевед» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
4.Учебно-тематический план (основное содержание) 6 класс
Название раздела | Кол-во часов |
Вводная беседа | 1 |
Школьный музей. Фонды музея и их значение | 1 |
Паспорт экспоната | 2 |
Правила оформления текстов для музейной | 2 |
Военно-патриотическая работа | 1 |
Ставрополь в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
Герои Советского Союза - наши земляки | 1 |
Изучение и охрана памятников, связанных с историей Великой Отечественной войны (заочная экскурсия «Казань - город, в котором помнят о войне» | |
Записи историко-краеведческих наблюдений | 1 |
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках | 1 |
Копирование документов | 1 |
Изучение истории школы | 1 |
История образования школьного музея | 1 |
Основные события из жизни школы | 2 |
Работа музея | 1 |
Работа экскурсовода | 2 |
Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 2 |
Историческое краеведение | 3 |
История края | 1 |
Родной край сегодня. Перспективы развития. | 1 |
Военно-патриотическая работа | 1 |
Пропаганда героических подвигов советских воинов | 1 |
Записи историко-краеведческих наблюдений | 1 |
Как проводить беседы с очевидцами исторических | 1 |
Изучение истории школы | 2 |
5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся: безоценочная система.
6. Перечень ресурсного обеспечения
Интернет- ресурсы:
1. * Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.eom/2009/05/0 l/bolshaia-detskaia-ienciklopediia-6-
12.html
3. 'А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.rU/bl20702_detskayaenciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
4. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
5 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный pecypclhttp://standart.edu.ru/
Оборудование и кадровое обеспечение программы
компьютер, принтер, сканер
7.Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
№ урока п/п | Тема урока | Кол- во часов | Срок провед ения (неделя ) | Тип занятия | Результаты обучения | ||
знать | уметь | УУД | |||||
1 | Вводный | 1 | 1 | Изучение нового | Задачи и содержание деятельности кружка «Юный музеевед» Классификация музеев. | Разбираться в | Объяснять собственное Формирование гуманизма и |
2 | Школьный музей. | 1 | 2 | Изучения нового материала | Смысловое значение понятия «музей», классификация музеев, муз.фонды, паспорт экспоната. | Составление учётной | Смыслообразование |
3-4 | Паспорт экспоната | 2 | 3-4 | Комбинированное занятие | Классификацию | Составление | Формулирование познавательной цели Классификация объектов. |
5-6 | Правила | 2 | 5-6 | Изучение нового. Лаборатор | Понятия: муз. экспозиция, экспозиции | Составление тематико- экспозиционного | Сотрудничание в группе, |
музейной экспозиции | ное занятие. | школ, музея, | плана; способы | экспозиционного плана. | |||
7 | Военно- патриотическая работа | 1 | 7 | Практическое занятие | Значение | Составлять план | Самостоятельное создание |
8 | Ставрополь в годы | 1 | 8 | Комбиниро ванное занятие | Знать каким | Составлять план | Определение цели, основные вопросы и делать выводы. |
9 | Герои Советского | 1 | 9 | Изучение нового материала | Способы сбора информации. Имена и подвиги ставропольчан - Героев Советского Союза. | Искать и | Поиск и выделение информации, постановка вопроса. Анализ, обобщение |
10-11 | Изучение и охрана | 2 | 10-11 | Комбиниро | Закон об охране | Работать в команде | Составлять описание |
памятников | ванное занятие | исторических | по исследованию | памятников на основе текстов доп. литературы, интернетресурсов , материалов музеев и т.п. | |||
12 | Записи историко- | 1 | 12 | Лабораторное занятие | Понятия: | Демонстрировать | Умение с достаточной Разбираться в вопросе |
13 | Правила работы в | 1 | 13 | Комбиниро ванное занятие | Понятия: музеи, | Уметь работать с Оценивать всю | Нравственно-этическое |
анализировать | |||||||
14 | Копирование документов | 1 | 14 | Практическое занятие | Правила | Фиксировать воспоминаний, | Продолжать работу по Делать записи и зарисовки, согласно полученному |
15 | Изучение истории | 1 | 15 | Комбиниро ванное занятие | Роль школ, рассказывающие педагогического | Составлять план | Знаково-символические, Вести диалоги и отбирать Формирование гуманистических и патриотических качеств личности. |
16 | История | 1 | 16 | Изучение нового | Особенности | Составлять | Пополнять словарь муз. |
в частности | Понимание важности | ||||||
17-18 | Основные события | 2 | 17-18 | Комбиниро ванное занятие | Способы | Составлять | Умение с достаточной Работать над собственной Овладение искусством Оценивать результаты собственной поисковой работы. |
19 | Работа музея | 1 | 19 | Практическое занятие | Понятия: экскурсия, экспозиция, «лоцман музея» - экскурсовод; Особенности подготовки текстов экскурсий - обзорных и тематических | Составлять план | Работа с глоссарием, планом. Выявление внутренней логики в выстраивании различных форм работы школьного музея. |
20 -21 | Работа экскурсовода | 2 | 20-21 | Комбиниро ванное занятие | Паспорт | Излагать краткое | Умение с достаточной Пояснять содержание |
материалом | экскурсии. Уметь | Выставленного экспозиционного материала. Работа над собственной | |||||
22-23 | Как вести занятия | 2 | 22-23 | Изучение нового, практическое занятие | Понятия: тематическая и обзорная экскурсии; сменные выставки; правила составления экскурсионных текстов; как правильно провести экскурсию | Подготовить | Составлять экскурсионные |
24-25- 26 | Историческое краеведение | 3 | 24-26 | Изучение нового, практические занятия | Понятия: общественно- | Фотографировать | Применять различные Уважительно относиться к |
27 | История края | 1 | 27 | Изучение | Краткая история | Выполнить | Выполнять полученные |
нового. Практическая работа | края b XX-XXI | индивидуальные | задания поискового характера согласно правилам Использовать полученную Объяснять выставочный | ||||
28 | Родной край | 1 | 28 | Экскурсия по памятным | История | Экскурсия по городу. | Осмысливать появляющуюся |
29 | Военно- патриотическая работа | 1 | 29 | Изучение нового | Военруки школы- участники Великой Отечественной войны. | Исследование и | Различать факт (событие) и его описание (факт Раскрывать смысл и значение важнейших событий войны, участие в них учителей - военных руководителей школы. Иметь собственное представление о значении |
исследуемого материала по | |||||||
30 | Пропаганда | 1 | 30 | Практическое занятие | Понятия: героизм советских воинов в годы Великой Отечественной войны; высокие звания и награды Советской армии. | Подготовить | Проявить способность правильно с исторической и |
31 | Записи историко- | 1 | 31 | Практическое занятие | Понятие: | Вести записи в | Вести дневник, следуя Пояснять отобранную |
32 | Как проводить | 1 | 32 | Комбиниро ванное занятие | Понятия: | Фиксировать ист. | Выполнение заданий по ведению записей историко- |
воспоминаний с очевидцами событий. | его. Использовать приобретённые знания и умения для | ||||||
33-35 | Изучение истории | 1 | 33-35 | Практическое занятие | Основные | Составление кластера по подготовке и защите | Составление кластера, |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания музея . История музея неразрывна с историей нашей школы. Открытая в 2002 году на улице Х.Бигичева , школа собрала сначала небольшую экспозицию вещей, принадлежавших или напоминающих о музыканте. С этой экспозицией наша школа участвовала в республиканском конкурсе и заняла второе место. Именно тогда и зародилась идея создать настоящий школьный музей. Одной из первых в музей поступила коллекция певца Х.Бигичева , переданная его вдовой З.Сахабиевой . В состав коллекции вошли сценические костюмы, личные вещи певца, пластинки и диски с песнями в исполнении, малоизвестные фотографии из семейного архива. На основе этой уникальной коллекции была открыта первая экспозиция. В музее посетители знакомятся с биографическими материалами о жизни и о творчестве Х.Бигичева . Фотографии, документы рассказывают о его детстве, творческой деятельности. Важной частью обстановки музея является сцена. Существенной частью экспозиции является его сценические костюмы. Большую ценность представляет архив певца: книги с пометками самого Х.Бигичева , рукописи, личные документы и вещи, фотографии, программы. Это и многое другое бережно собрано и сохранено супругой певца З.Сахабиевой . Вниманию посетителей представлены мемориальные вещи Х.Бигичева : чемодан, серебряный браслет, личные часы, личная чашка и т д. Музей использует разнообразные формы работы с посетителями: экскурсии с прослушиванием песен, творческие вечера. Музей занимается исследованием жизни и творчества Х.Бигичева . Руководитель школьного музея Хайдара Бигичева – Гатауллина Рамзия Асатовна , зам.директора по национальному образованию.
Информация о музее. Год создания музея: 2006г. Адрес: 4200100, Казань, ул.Х.Бигичева , 26 Тел. 276-26-21 email : sch 174@ mail . ru Порядок работы: ежедневно, кроме субботы, воскресенья с 9 до 16 часов. Проезд: Трол.3, 12, 9 Авт. 30, 77 д о ост. «Улица Х. Бигичева » - сайт или страничка на школьном сайте: https :// edu . tatar . ru / sovetcki / mou _174/ page 2474096. htm
Цели работы музея: Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, города, школы. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны. Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну. Основные задачи: Развивать и совершенствовать формы работы с исследовательским материалом Х. Бигичева , певца и человека. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности Х.Бигичева , а также людей, которые прославили свой город. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям. Помогать учащимся раскрывать свои способности, реализовывать их. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения. На базе музея проводить уроки толерантности и внеклассные мероприятия, литературно-музыкальные встречи с деятелями искусств, встречи с ветеранами. Исследовать национальные традиции и быта татарского народа. Изучить историю возникновения и развития МБОУ «Школа№174». Принципы работы школьного музея. Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей; Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея; Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы; Преемственность поколений, связь с общественностью; Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея; Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом .
Деятельность музея регламентируется «Положением о школьном музее» 1.Общие положения 1.1. Школьный музей является структурным подразделением МБОУ «Средняя общеобразовательная школы № 174 и в своей деятельности руководствуется документами: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»; - нормативные документы о фондах государственных музеев РТ и РФ; - Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992г. -ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ» (принят Государственной Думой 24.04.1996г.). 1.2 Школьный музей им. Х. Бигичева и экспозиции краеведческого является одной из форм дополнительного образования в условиях школы, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов- источников по истории края, общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. 1.3. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. 1.4. Музейные предметы и музейные коллекции школьного музея являются неотъемлемой частью культурного наследия народов РФ. Они подлежат учету и сохранности в установленном порядке. 1.5. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами.
Руководитель музея Совет музея экскурсоводы Директор школы Структура музея Хайдара Бигичева
Характеристика фондов музея Помещение музея Общая площадь - 62 кв.м Экспонаты музея - 65 наименований, подлинных - 65 наименований. Мебель : Стулья-скамейки -10 шт. Витрины – 2шт. Стеклянные стеллажи – 5 шт. Манекены - 10 шт. Стенды -3шт ТСО: Проектор -1шт Экран -1шт Моноблок -1шт
Основной фонд музея Хайдара Бигичева : (Экспонаты музея - 65 наименований, подлинных - 65 наименований) Личные вещи Х. Бигичева ; Сценические костюмы и принадлежности; Хозяйственные принадлежности;
Вспомогательный фонд музея Хайдара Бигичева : Портреты, картины; Бюсты , сувениры; Музыкальные инструменты; Аудиодиски; Видеозаписи-диски
Подлинные и наиболее ценные экспонаты музея Личные вещи Хайдара Бигичева Предметы быта Произведения Хайдара Бигичева на дисках Личные фотографии
Х.Бигичевның шәхси чынаягы Личная чашка Х.Бигичева Юл чемоданы Доро ж ный чемодан Х. Бигичевның таныклыгы Удостоверение Х. Бигичева Әнисенең Хәйдәргә истәлеге (сөлге ) Память Хайдару от матери (полотенце)
Произведения Хайдара Бигичева на дисках, фотографии, программы
Краткое описание экспозиции музея Хайдара Бигичева Отелло партиясен башкарганда кигән костюмыннан фрагмент ( Дж.Верди. А.Бойто либреттосы) Деталь костюма Отелло из одноименной оперы Дж.Верди ( Дж.Верди. либретто А.Бойто)
“Пики дамасы” операсында Герман партиясен башкарганда кигән костюмы (П.Чайковский А.С.Пушкин либреттосы) Сценический костюм Германа из оперы “Пиковая дама” (П.Чайковский. Либретто А.С.Пушкина)
“Кармен” операсында Хозе партиясен башкарганда кигән костюмыннан фрагмент (Ж.Бизе, А.Мельяк либреттосы) Деталь костюма Хозе из оперы “Кармен” (Ж.Бизе, либретто А.Мельяка)
“Наёмщик ” музыкаль драмасында Батырҗан партиясен башкарганда кигәнкостюмыннан фрагмент ( С.Сәйдәшев. Т.Гыйззәт либреттосы ) Деталь костюма Батыржана из музыкальной драмы “Наёмщик” (С.С.Сайдашев либретто Т. Гиззат а )
“Җәлил” операсында Җәлил партиясен башкарганда кигән костюмы (Н.Җиһанов. Ә.Фәйзи либреттосы) Костюм Мусы Джалиля из оперы “Джалиль” (Н. Джиганов Либретто А.Файзи)
Будущий певец родился в деревне Чембелей Краснооктябрьского района Горьковской области. В Чембелее вся семья Бигичевых славилась своей музыкальностью: дед Хасан, отец Аббас, семеро, кроме Хайдара, братьев и сестёр, - все пели. Первую любовь к песням своего народа Хайдару привила его мать Рашида- ханум . В 1961 году, по пути в родные края, в село Чембелей заехал певец Рашит Вагапов . Он заехал выступить с концертом, а заодно навестить Хасана-абый , своего друга. Вечером в переполненном клубе состоялся концерт. Школьников в те годы на вечерние концерты не пускали, они лишь гроздьями висели на окнах, чтобы заглянуть в зал. Но Рашит-абый заметил Хайдара , внука своего друга, подозвал его и увёл за кулисы, где мальчик прослушал весь концерт. Для Хайдара это была первая встреча с настоящим артистом, выступающим на сцене. Годы спустя Бигичев признавался: «В этом, на первый взгляд случайном событии, я нахожу глубокий символический смысл».
Во время службы в рядах Советской Армии Хайдар два года пел в военном хоре, а по возвращении домой принял участие в телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» и победил в двух турах. Далее он поступил на учёбу в Казанскую консерваторию, и уже будучи студентом стал «звездой» татарской эстрады, завоевав любовь публики проникновенным исполнением народных песен. Хайдар Бигичев всегда говорил, что петь надо всем сердцем. Что бы ни исполнял певец: народную песню, романс, оперную партию, - у него всегда пела душа. Музыка лилась от сердца, и проникала в сердца людей. За это его любили многочисленные почитатели. Для него специально писали песни Рустем Яхин , Сара Садыкова, Бату Мулюков и другие татарские композиторы. Часто романсы и песни посвящались авторами Бигичеву , как первому исполнителю, сочинялись в расчёте на его голос. Не случайно Рифат Фаттахов свою книгу, посвящённую певцу, назвал « Китмэ , китмэ , сандугач » (Казань, 1999), - по названию одной из самых известных песен Рустема Яхина , неподражаемо исполняемой Бигичевым .
Звезда оперной сцены Хайдар Бигичев был одним из ведущих солистов Татарского театра оперы и балета. Обладая прекрасным мощным драматическим тенором, он исполнял главные партии в оперных постановках татарских композиторов, успешно выступал в операх классического репертуара. В оперном театре Хайдар стал одним из ведущих исполнителей, начиная с 1977 года. В течение 21 года он пел все сложнейшие теноровые партии, и во многих спектаклях исполнял главные роли без дублёров, то есть был единственным исполнителем. Ещё студентом 5 курса консерватории певец исполнил роль Самата в одноименной опере Хуснуллы Валиуллина . Он создал образ национального героя, и публика полюбила молодого солиста уже в первой его большой и сложной оперной роли. « Алтынчеч . В опере Назиба Жиганова « Алтынчеч » певец исполнил роль Джика . « Алтынчеч » - опера-легенда о борьбе древних булгар с золотоордынскими ханами. Джик – это отважный батыр, символ непобедимого народного духа. В этой роли певец проявил себя как прекрасный импровизатор, мастерски владеющий традициями татарского народного пения. Опера как будто была специально написана для него. Голос лился изумительно наполненно и красиво, а богатырский облик певца настолько соответствовал герою, что казалось – вот он и есть Джик .
Основные направления деятельности музея Хайдара Бигичева
Основные направления Мероприятия Работа с музейными фондами 1.Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2.Поиск и пополнение музейного фонда. 3.Продолжение картотеки поступающих музейных предметов Поисковая, научно-исследовательская работа 1.Расширить поиск материалов о жизни и творчестве народного поэта Хайдара Бигичева , 2. дополнить экспозиции музея материалами о соратниках певца , встречи с ними. С приглашением телевидения и прессы. 3.Поиск материалов и документов о жизни и творчестве Хайдара Бигичева Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций 1. Создать экспозицию по фото- и видеоматериалам о народном артисте. 2.Продолжить создание экспозиции «Роль Зухры Сахабиевой , супруги Бигичева в его творчестве». 3.Подготовить и провести экскурсии по экспозициям. 4. Провести встречи в музее. 5 . Создание экспозиций по итогам деятельности объединений. Развитие сетевого взаимодействия 1.Сотрудничество с национальным музеем РТ и с другими музеями. 2. Сотрудничество клубом ветеранов «М 2. Участие в районных, региональных, Всероссийских конкурсах. 3.Экскурсия в родную деревню певца. Дополнительное образование -Реализация программы «Искры будущего поколения».
Пути пополнения фондов музея Пути пополнения фондов школьного музея самые различные: пополнение фондов путём изучения литературных, картографических, архивных источников; изучение собранных в музее материалов; создание постоянных и временных выставок; оказание помощи учителям в использовании музейных материалов и учебном процессе; установление связей с другими школьными музеями; проведение викторин, конкурсов;
Краткий вариант экскурсии по музея Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Если человек не знает истории своего народа, не любит, не уважает и не поддерживает ее культурное наследие, не изучает свою родословную, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. 26 декабря 2014 года в Школе № 174, расположенной на ул.Хайдара Бигичева , 26, состоялся открытие музея, посвященное народному артисту Республики Татарстан, лауреату государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, заслуженному артисту Российской Федерации и Республики Башкортостан Хайдару Бигичеву . В рамках Года культуры был разработан творческий проект: школьный музей «Большой театр песни», посвященный 65-летию со дня рождения выдающегося оперного певца Хайдара Бигичева . Музей представляет творчество народного артиста в фото и видео материалах, костюмах, личных вещах и дарственных книгах, а также рассказывает о его современниках, коллегах, об истории развития оперного искусства в Республике Татарстан.
Бигичев Хайдар Аббасович ( 1949-1998) родился в с. Чембилей Краснооктябрьского района , Нижегородской области в семье механизатора. По окончании средней школы три года служил в армии. В 1971 г., после встречи с известным татарским певцом Фахри Насретдиновым, гастролировавшим в те дни в районе, был решен вопрос о зачислении талантливого самородка в Казанскую консерваторию .
После учебы в 1977 г. Бигичев был приглашен солистом Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля . Здесь расцвел талант певца, одаренного голосом широкого диапазона (драматический тенор ). Он поднялся до уровня блестящего исполнения партий классических татарских, русских и европейских опер. После Рашида Вагапова и Ильхама Шакирова он поднял на новую высоту исполнение татарских народных и авторских песен, блестяще исполнял песни Сайдашева, Жиганова , Музафарова , Яхина .
Звезда оперной сцены Хайдар Бигичев был одним из ведущих солистов Татарского театра оперы и балета. Обладая прекрасным мощным драматическим тенором, он исполнял главные партии в оперных постановках татарских композиторов, успешно выступал в операх классического репертуара. В оперном театре Хайдар стал одним из ведущих исполнителей, начиная с 1977 года. В течение 21 года он пел все сложнейшие теноровые партии, и во многих спектаклях исполнял главные роли без дублёров, то есть был единственным исполнителем. Ещё студентом 5 курса консерватории певец исполнил роль Самата в одноименной опере Хуснуллы Валиуллина . Он создал образ национального героя, и публика полюбила молодого солиста уже в первой его большой и сложной оперной роли. « Алтынчеч . В опере Назиба Жиганова « Алтынчеч » певец исполнил роль Джика . « Алтынчеч » - опера-легенда о борьбе древних булгар с золотоордынскими ханами. Джик – это отважный батыр, символ непобедимого народного духа. В этой роли певец проявил себя как прекрасный импровизатор, мастерски владеющий традициями татарского народного пения. Опера как будто была специально написана для него. Голос лился изумительно наполненно и красиво, а богатырский облик певца настолько соответствовал герою, что казалось – вот он и есть Джик .
В опере Назиба Жиганова « Джалиль » Хайдар Бигичев пел главного героя. Возможности его голоса были безграничны, а тембр голоса, огромная мощь и диапазон позволяли создать трагедийный и героический образ. Он пропустил эту роль через своё сердце и был очень убедителен, создав драматический образ поэта. Сильный и гибкий голос певца донёс до слушателей и любовь поэта к Отчизне, и презрение к врагам, и до последнего вздоха веру в жизнь.
Хайдар Бигичев исполнял весь национальный репертуар в оперном театре тех лет. Но он также успешно выступал в операх классического русского и зарубежного репертуара. Большой удачей была партия Германа в опере П.И.Чайковского «Пиковая дама», одна из сложнейших в мировом оперном репертуаре. Эта партия стала одной из лучших в его творческой судьбе и он был единственным исполнителем Германа в этой опере.
Вершиной же исполнительского мастерства стала партия Отелло в опере Джузеппе Верди. Над этой ролью певец работал неистово. Дело в том, что партию Отелло певцы обычно исполняют в более старшем возрасте; многие отговаривали Бигичева от этой роли, говорили о том, что он рискует потерять голос, что роль эта станет его «лебединой песней»… Но Бигичев упрямо шёл к своей цели. В роли Отелло ярко проявился талант Хайдар Бигичева - прекрасного певца с красивейшим сильным голосом и талант Хайдара Бигичева – великолепного актёра с неподдельной искренностью. За трёхчасовой спектакль им проживалась на сцене целая жизнь от любви Отелло, трепетности и нежности к нему Дездемоны, и до убивающей ревности. Жизнь, проживаемая на сцене, была настолько искренна, что покоряла и завораживала публику, и наградой исполнителю были бурные и несмолкаемые овации.
Певец исполнял роль Самозванца в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». Также с успехом исполнял роль Хозе в опере « Кармен ». Партия Хозе украсила оперную биографию Хайдара Бигичева : его герой был темпераментным, любящим, в то же время грозным и бесконечно страдающим. Когда в Казань в 1984 году приехала солистка Большого театра Тамара Синявская, именно Бигичеву театр доверил спеть с ней в знаменитой опере Жоржа Бизе. По свидетельству директора театра, в этом спектакле «на сцене возникла такая сценическая правда любви и трагедии между ними, которая вызвала бурю восторга у публики».
Исполнитель народных песен Он пел свободно и легко, голос поражал красотой и величием, а исполнение – темпераментом, его исполнение завораживало зал. Но уникальность таланта Хайдара Бигичева состояла в том, что он обладал и редким даром оперного певца, и был блестящим исполнителем народных песен. В 70-90-ые годы ХХ века певец был одним из наиболее популярных татарских исполнителей, и большинство людей всё-таки знало его как исполнителя татарских народных песен. Можно сказать, что певец сумел постичь душу народа и проникнуть в тайну самобытной национальной исполнительской традиции. Он тонко и проникновенно исполнял народные песни. Однажды в Германии Хайдар Бигичев спел татарскую народную песню « Тафтиляу »: публика сначала замерла, а затем «здание чуть не снесло громом аплодисментов»
Роль музея в жизни школы На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в школе. В современных условиях роль музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления их работы достаточно обширны, что позволяет активно включать музей в целостных образовательный, воспитательный процесс. Музей, как известно, это прежде всего память, выраженная в предметах, или, как еще говорят, своеобразный храм культуры. Определение музея в словарях дается по разному. но смысл один. Являясь научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, содействуют повышению культурно-образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. Музей уникален. Он дает посетителям символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания. По существу , музей, "является школой вещей, школой визуального пространственного восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения и факт их антропогенности . рукотворности". Музей в понимании современной музеологии - это особая образовательная среда.
Музей и школа похожи в одном: оба являются своего рода общественными и культурными учреждениями. Разумеется к процессу образования музей и школа подходят фундаментально различно. Преподавание в школе ведется на основе учебной программы и организовано по предметам. Учебный процесс в школе достаточно регламентирован, уровень знаний контролируется. Музеи действуют в сфере неформального или "параллельного" образования: сюда приходят в свободное время. Музейная публика весьма разнородна по возрасту, интересам, социальному и имущественному положению. Музей не "иллюстрирует" историю, не учит ей, а формирует у человека личные отношения к тем или иным историческим фактам. непосредственный контакт с музейным предметом помогает формированию исторической сознательности человека, под которой понимают "осмысление человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым и будущим".
Наш музей-музей литературного направления. Он является составной частью учебно-воспитательного процесса школы.. Гости, посетившие музей, оставляют записи в «Книге отзывов». Гости, посетившие музей, оставляют записи в «Книге отзывов». Например, соратник по перу С. Хакима татарский народный писатель Г ариф Ахунов пишет так: «Музей в школе №112-самый лучший музей среди музеев школ Татарстана. Народный поэт РТ Сибгат Хаким раскрыт во всей величине (как поэт, как гражданин). И родной край, и боевой путь Великой Отечественной войны, связь с великими поэтами Г. Тукаем и М. Джалилем - все реально отражено в подлинных документах, в книгах и в рукописях поэта. Это не самодеятельный музей, а музей государственного уровня». Я считаю, в воспитательной работе музей имеют большое значение. Изучая творчество С. Хакима , мы изучаем творчество других писателей, знакомим историей и культурой татарского народа, бытом татарской деревни ,обогащаем запас знаний детей, расширяем их кругозор. Музейная работа способствует развитию толерантности среди учащихся, терпимости друг – другу, уважительных отношений к окружающим. Мы видим результаты нашей работы.
Аналитическая справка по обобщению опыта работы музея Восточная мудрость гласит: «Кто не знает историю прошлого, тот не поймет, сегодняшнего и не будет иметь представление о будущем». Это действительно так. Приобщение к истории начинается со школьной скамьи. В музейной сети города Казани большое место занимают школьные музеи. Это уникальная возможность приобщения школьников к истории, воспитание чувства национального самосознания, чувства гордости за свой народ. Они содействуют учебно-воспитательному процессу, углублению знаний. В процессе создания школьного музея учащиеся приобщаются к самостоятельной исследовательской работе, происходит формирование исторического самосознания, позитивных личных качеств. Экспонаты музея собраны в результате поисковой работы школьников, преподавателей, родителей и их близких. Со дня основания музей стал делом всей школы, центром учебно-воспитательной работы: с целью повышения познавательного интереса учащихся к предмету татарская литература экспонаты музея активно используются как ценный наглядно-демонстративный материал к урокам. Вошли в традицию проведения в музее уроков родного татарского языка. Это свидетельствует о том, что музей выполняет всесторонние воспитательные функции. Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Школьники участвуют в сборе и обработке музейного материала, проводят экскурсии, участвуют в конкурсах и на конференциях. Музей поддерживает связь с музеем района и музеями других школ, а так же общественными организациями. Руководитель музея организует участие детей в различных конкурсах и конференциях, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся. Установились теплые дружеские отношения с народной артисткой РТ с супругой Хайдара Бигичева - Зухрой Сахабиевой , писателями татарской литературы; клубом ветеранов «Вечно молоды» под руководством Рафаэля Сальмушева , которые способствуют обогащению материалами о жизни и деятельности певца. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: уроков по экспозициям, встречи с выдающимися деятелями искусства РТ, поэтами, композиторами, художниками, журналистами. Регулярно проводим литературно-музыкальные вечера по темам, связанным с именем Хайдара Бигичева . Постоянно принимают участие самые близкие родственники Хайдара Бигичева . Все гости остаются довольны работой школьного музея. В декабре 2014 года в телевидении во всех каналах были показаны передачи, посвященные нашему музею и напечатано много статей и в стационарных ,и электронных газетах посвященных жизни творчеству Хайдара Бигичева . При школьном музее работает кружок «Юные музееведы». Курс «Юный музеевед» построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня сложности. Цель курса «Юный музеевед» - создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся интеллектуального развития путём вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.