Занятие по внеурочной деятельности "Музейный предмет"
Занятие для 5-х классов в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Музей это интересно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeyno-pedagogicheskoe_zanyatie_muzeynyy_predmet.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат№49 Петродворцового района
Санкт-Петербурга "Школа здоровья"
Методическая разработка музейно-педагогического занятия
в рамках внеурочной деятельности в 5-х классах
по программе "Музей это интересно"
Тема: Вещь музейного значения - музейный предмет
Автор: Сущенко Лидия Николаевна
заведующая музеем "Молодая гвардия"
e-mail^ bibint49@gmail.com
тел. +7 911-216-91-81
Занятие в рамках неурочной деятельности в 5 классе
по программе «Музей – это интересно»
Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области музееведения, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Школьный музей не только институт исторической памяти, он является частью развивающей среды для учащихся. На занятии, ребенок, вовлеченный в процесс, раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Данное занятие является вторым в ходе изучения раздела «Фондовая работа». На первом занятии даются знания о фондах музея, комплектовании фондов, поступлении предметов в фонды музея. Учащиеся уже знают основные музейные термины такие как: музей, фонды музея, экспозиция, выставка.
Количество учащихся в группе - 8 человек
Тема: Вещь музейного значения - музейный предмет. Инвентарная карточка экспоната.
Цель: дать знания учащимся о музейном предмете, научить заполнять инвентарную карточку экспоната
Задачи:
Личностные:
- формировать чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;
Регулятивные:
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
Коммуникативные:
- описывать конкретные экспонаты;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать.
Методы:
- Словесный: объяснение нового материала; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
- Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств;
- Практический: работа с бланками и вещественными источниками из музейного фонда;
- Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Музейные предметы:
- Метроном 1939 года
- Керосиновая лампа
- Радиоприемник
- Книга, выпущена 1943 году в Ленинграде
- Книги о блокаде Ленинграда (вспомогательный фонд)
Оборудование:
- Несколько предметов для группы «Предмет в музее»: ручка, указка, тетрадка, книга и т.п.
- Магнитная доска или интерактивная доска для отображения определений и плана написания карточки экспоната
- Смайлы настроения (хорошее, неопределенное или равнодушное, недовольное)
Раздаточный материал:
- Карточки для деления на группы
- Памятки о материалах и правилах измерения предмета
Литература для подготовки:
- Смирнов Д.В. «Юные музееведы», «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» // Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. – М.: Просвещение. 2011 год.
- Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
- Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
- Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
- Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
Технологическая карта занятия
Приложение.
Памятка "Материалы"
Предмет может быть сделан из нескольких материалов одновременно.
Описывая материал не забывай указать и его цвет.
- Дерево (окрашено оно в какой-либо цвет или нет? Покрыто ли оно лаком? )
- Металл (желтого, серебристого цвета, окрашено в другой какой-либо цвет)
- Бумага ( Бумага или картон)
- Стекло ( оно может быть прозрачным или иметь цвет)
- Ткань (плотная или нет, какого она цвета, имеет ли рисунок)
Памятка "Как измерять размер предмета"
Размер указывается в сантиметрах следующим образом:
- для прямоугольных предметов - высота и ширина;
- для круглых и эллипсообразных - наибольший диаметр;
- для объемных предметов три измерения - высота, ширина и глубина.
Измерения производим по самым широким частям объекта.
Памятка "Сохранность"
Сохранность бывает полная или частичная. Если на предмете есть царапины, ржавчина, сколы, утрата части предмета, то сохранность частичная.