Презентация "Культурно-образовательная деятельность музеев"
Из истории образовательной деятельности музеев,разнообразие предлагаемых образовательных форм, методы получения знаний, совокупность требований к проведению занятий в музее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzei._zasimova.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музей давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия. Как один из самых современных проявлений нашей культуры музей, вместе с храмом, библиотекой, школой и университетом, составляет основу культурной и общественной жизни, являясь и хранилищем живого классического наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, духовной, художественной жизни. Художественный музей всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности, художественной культуры, воспитания разновозрастной аудитории.
На протяжении столетий музей постепенно, шаг за шагом превращался в особого рода школу, в которой человек учится быть человеком. Эту школу никогда не заканчивают, потому что и ребенок, и пожилой человек, придя на выставку или любимый зал постоянной экспозиции, каждый раз открывают для себя нечто новое – в том случае если они научились видеть и понимать искусство, если общение с ним стало постоянной душевной потребностью.
Музеи сегодня занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный институт приобретает новое место и назначение, он становится активным элементом общественной жизни.
С XVIII в. просветительная миссия музеев была их основной прерогативой. Но на каждом историческом этапе выполнение этой миссии происходило в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства.
Работа музея с посетителями в советское время носило название «научно-просветительная работа», теперь музеи используют термин «культурно-образовательная деятельность ».
Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия – такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев.
Культурно-образовательную деятельность музеев отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых форм : 1. Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения.
2 . Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии.
3. Консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер базовая форма. Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея.
4 . Научные чтения являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью.
5. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.
6 . Конкурсы, олимпиады, викторины, организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников.
7. Потребности в рекреации соответствуют такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность , которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Методы по преимущественному источнику получения знаний: Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств. Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами. Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ .
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности. Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти. Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»; Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей; Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; - формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; - формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее , актуальных и сегодня: - каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; - педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Используемая литература: 1.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю . Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105. 2. Поправко Е.А . Музееведение 3. Шабанова А.А. Культурно-образовательная деятельность музеев: понятие и формы(на примере Белгородского государственного художественного музея). // Научный электронный архив. 5. Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.тр . ИПРИКТ. М., 1997 г 4. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 г