Формы работы школьного музея
О формах работы школьного музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formy_raboty_shkolnogo_muzeya.docx | 338.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Рыльский район
Курская область
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
Белолюбцева Галина Витиславна
В 1987г в нашей школе был создан музей. Существует он и работает на общественных началах. Организует работу музея учитель истории Белолюбцева Г.В. В течение своей жизни музей переселялся несколько раз, что не помешало ему пополнять фонд. Энтузиасты краеведческого дела участвуют в сборе материала для экспозиций и стендов, посвященных быту села, участникам Великой Отечественной войны, истории школы и др. Разнопрофильная и поисковая работа, этнографические исследования помогают нам лучше узнать свой край, историю «малой родины», стать патриотами.
Цель деятельности школьного музея
Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым кабинетом школы, но центром воспитания и образования. Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, воспитание чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.
Наш музей является связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Задачи работы школьного музея
- воспитание патриотического сознания школьников;
- воспитания гражданского самосознания и высокой нравственности ;
- овладение различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности (знакомство с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. )
исследовательской деятельностью;
Социальные функции нашего музея
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах творческой, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и обучающихся.
Школьный музей берет на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.
Школьный музей работает по следующим направлениям:
Наш музей многопрофильный. Мы занимаемся сбором материалов по истории села и школы, ведем поисковую работу, связанную с Великой Отечественной войной, собираем экспонаты, включающие предметы быта, письменные документы и источники, фотографии.
1. Поисково-исследовательская работа (экспедиции, встречи, работа с архивными и библиотечными фондами).
2. Экспозиционная работа (оформление альбомов, папок-раскладушек, экспозиций по определённым темам, обновление старых разделов экспозиций, создание декораций, оформление школы к общешкольным праздникам и знаменательным датам, оформление выставок).
3. Просветительская работа (проведение экскурсий на базе материалов музея, театрализация традиционных народных праздников и игр, постановка литературно-музыкальных композиций, посвященных Великой Отечественной войне и тд), встречи с ветеранами войны и труда.
4. Фондовая работа (учёт и хранение фотографий, вещественных и письменных источников, находящихся в ведении нашего музея)
Работает музей по программе «Родники» (в приложении)
Принципы работы нашего музея:
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, , поисковой деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся
- Связь с общественностью
- Учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Фонды, экспозиции и формы работы нашего музея
В нашем музее где-то более пятисот экспонатов.
Есть в нашей коллекции старинные предметы быта, пластинки, школьные принадлежности прошлого века, гильзы от патрон и снарядов. Конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разрабатываемых учителем истории по урокам истории Курского края, внеклассную работу, через детскую организацию школы. В настоящее время группа обучающихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда, живущих в нашем селе и работает над созданием презентации и видеофильма «Живые голоса истории». Другая творческая группа собирает материал об учителях-ветеранах, работавших в нашей школе. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода истории, где отражается жизнь села, школы, выпускников нашей школы. Музейными экспонатами стали книги, подаренные местными писателями, фото, грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.
В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. В практике работы нашего школьного музея широко используются экскурсии в районный краеведческий музей, посещение памятных мест города Рыльска. Другой формой работы являются внеклассные мероприятия, проводимые в школе и районе, посвященные местным народным и православным традициям, истории школы, истории села и страны. Например, устный журнал «История нашей школы», театрализованные постановки, посвященные православным и народным традициям («Свет рождественской звезды», праздник Казанской иконы Божией Матери, «Пасхальный Благовест», музыкальный конкурс «Завалинка»), экскурсии: «История монет», «Странички жизни нашей школы»…Обучающиеся вместе с учителем работают над презентацией истории села, местной церкви. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, изобразительного искусства.
Обучающиеся участвуют в подготовке и создании экспозиций музея, оформлении стендов, что способствует развитию художественного и эстетического вкуса.
Результатом работы стали экспозиции:
- «История школы»
- «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
- «Уголок славы Великой Отечественной войны»
- «Никто не забыт, ничто не забыто»
Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на гражданско-патриотическое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, участие в областных викторинах по краеведению, конкурсах, посвященный Великой Отечественной войны ( «Я- наследник Победы», «65 лет Курской битве») – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края.
Обучающиеся пишут сочинения о природе и достопримечательностях села, стихи, посвященные Великой Отечественной войне и Победе, сочиняют сказки и истории, связанные с экспонатами музея, что способствует развитию их творческих способностей.
Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
Таким образом, музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.
Литература
Ашурков В. Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1982
Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004