Научная статья "Декорирование национальной подушки"

Монгуш Арина Андреевна

В работе рассмотрены декоративные техники и способы изображения орнаментальных композиций на национальной подушке. Разработка проекта декорирования национальной подушки вызывает большой интерес к декоративно-прикладному искусству. Позволит каждому проникнуться уважением и любовью к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf._arina.docx13.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕКОРИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОДУШКИ

Монгуш Арина Андреевна,

учитель изобразительного искусства

МАОУ «Лицей № 15» г. Кызыла

Аннотация. В работе рассмотрены декоративные техники и способы изображения орнаментальных композиций на национальной подушке. Разработка проекта декорирования национальной подушки вызывает большой интерес к декоративно-прикладному искусству. Позволит каждому проникнуться уважением и любовью к традициям своего народа.

       Ключевые слова: декорирование, орнамент, национальная подушка, вышивка.

Цель – способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью декоративных техник вышивания; формированию уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Человек всегда нуждался в полноценном отдыхе и стремился к комфорту. Касалось это многих сфер жизни, в том числе и сна. Поддерживать голову в анатомически правильном положении было необходимо. Она должна была сохранять позвоночник ровным. Если спать без подушки, то голова может запрокидываться, а позвоночник неестественно искривляться. Это может приводить к появлению головных болей, ухудшению работы мозга и другим отклонениям. В каком-то смысле подушки существовали в самые древние времена, однако назвать их подушками можно лишь условно. Так, в глубокой древности для поддержания головы во время сна служили камни, бревна и другие предметы. Естественно доказать это довольно сложно: как отличить камень-подушку от обычного камня? Разве что по его расположению в жилище человека или по наскальным изображениям. Однако такая возможность представляется довольно редко. Кроме того, вместо подушек могли использовать охапки соломы, шкуры животных и другие предметы, использовавшиеся в древнем быту. Уже в более поздние времена, когда были приручены лошади, появились кочевые племена, и было изобретено седло, именно оно служило в качестве подушки воинам и кочевникам. Нужно отметить, что седло, безусловно, было удобнее камня или куска дерева.

Первые подушки найдены еще в древнеегипетских пирамидах. Подушки использовались для того, чтобы не испортить во сне замысловатую прическу. Она представляла собой деревянную подставку с изогнутыми дощечками, на подушках изображали богов, которые оберегали спящего человека от темных сил. Вплоть до XIX века деревянные подушки были распространены в Японии. Традиционные китайские подушки изготавливались из камня, фарфора или металла. В середине XX века учеными было синтезировано искусственное волокно. На ощупь его невозможно отличить его от пуха. Подушка из искусственного волокна держит форму, не впитывает пот, ее легко стирать в стиральной машине и сушить.

По назначению подушки делятся: для сна, для декоративного украшения интерьера дома.

По виду наполнителя: природный наполнитель: животного или растительного происхождения, искусственный наполнитель: синтепон, холофайбер, комфорель.

По форме: простые, ортопедические.

Декоративные подушки бывают оригинальные, подарочные диванные, для сна и т.д.

Одним из направлений развития декоративной подушки является использование народных мотивов, узоров, символов для изготовления и декоративного оформления в технике вышивания.

В основе нашего исследования лежат труды С.И. Вайнштейна, доктора

исторических наук, известного российского этнографа, и этнографические материалы. В своей книге «История народного искусства Тувы» С. Вайнштейн так пишет о тувинских подушках: «Вплоть до недавнего времени тувинцы-скотоводы пользовались своеобразной валиковой подушкой (сыртык), которую обычно шили из кожи (реже из ткани). Боковую лицевую сторону таких валиковых подушек делали плоской, зашивая в нее прямоугольную дощечку, которую обтягивали орнаментированной кожей или тканью. Эта подушка, лежавшая в изголовье постели, всегда была обращена украшенной стороной к центру юрты и привлекала внимание.

В ней же хранили различные мягкие вещи. Аппликации и тиснения, украшавшие кожаные сыртыки, включали в основном модификации узла, различные завитки, реже меандр. Довольно часто нашивались на сыртыки круглые металлические бляхи, монеты, пуговицы. Декоративные схемы на этих подушках аналогичны расписным

орнаментальным композициям на сундуках. Обычно в центре композиции на сыртыке расположен медальон, окруженный прямоугольным пояском из выпуклой линии, вокруг которой идет бордюр из повторяющихся элементов. Причем если узоры наносятся техникой аппликации, то прямоугольная линия вокруг медальона выполняется только тиснением. Один из типичных сыртыков был приобретен автором статьи в Пий- Хемском районе. Лицевая часть этой подушки имеет прямоугольную форму. Орнамент образован окрашенными в темно-зеленый цвет кожаными аппликациями на темно- красном фоне. Центральный медальон окружен прямоугольным тисненым кантом. Такой же кант проходит по краю сыртыка».

Лицевая часть тувинской подушки выполнена из кожи с тиснеными

узорами в виде завитков и косичек. По центру и по краю она обрамлена выпуклыми прямоугольными поясками темных цветов. Внутри центрального обрамления посередине нанесен узор светло-коричневого цвета, похожий на узор «узел счастья» (тув. олчей удазыны), а по двум краям – роговидные узоры с элементами узора «бараньи рога» (тув. кошкар мыйызы). Внутри самого крайнего обрамления по четырем сторонам нанесены тисненые узоры того же цвета в виде сложных переплетенных косичек, а по

четырем углам – узоры «бараньи рога».

Тувинские подушки привлекают внимание и своей необычной формой, они

не похожи на подушки других народов и отличаются богатством орнаментов. Их всегда украшали традиционными узорами. Небольшое сходство можно наблюдать в алтайских подушках, с тем лишь отличием, что в последних используется пристегивание на пуговицу.

Таким образом, на основе анализа техники изготовления, материалов, цветовых и орнаментальных украшений, металлических и других элементов тувинских подушек можно заключить, что они не только украшали юрту, но и охраняли ее и ее жителей – в них хранились ценные вещи и обереги, а М.Б. Кенин-Лопсан называл подушку «священной вещью».

Литература

  1. Миненко, Л. В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие / Л. В. Миненко. – Кемерово:КемГУКИ, 2006. – 111 с. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227748 (дата обращения: 28.04.2020). –– Текст: электронный.
  2. Миненко, Л. В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие / Л. В. Миненко. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. – 111 с. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227748 (дата обращения: 28.04.2020). –– Текст: электронный.
  3. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие / В.Н. Молотова. – 2-е издание и дополненное. – Москва: ФОРУМ, 2013. – 288 с. – Текст: непосредственный.