Методическое пособие для педагога- хореографа по теме: «Совершенствование и многообразие индивидуальной техники в русском мужском народном танце. Присядочные движения»

Субанова Марина Леонидовна

В хореографии всегда не хватает педагогов мужчин. И как  следствие, чаще всего в самодеятельных хореографических коллективах работают хореографы- женщины. Им особенно сложно работать в самодеятельных коллективах с мужским составом. В силу своей природы, женщина – хореограф не может показать наглядно в полной мере те или иные сложные мужские движения, но методически грамотно объяснить исполнителю возможно. Поэтому педагог – хореограф должен быть методически грамотным, знать и уметь правильно донести то или иное движение, так как педагог несёт ответственность за формирование опорно-двигательного аппарата каждого ученика. Преподаватель, ведущий класс мальчиков, должен контролировать физическое развитие учеников.

Это пособие может помочь хореографам методично, правильно донести до обучающегося все правила исполнения довольно сложного движения, как присядка

               

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_prisyadochnye_dvizheniya.doc800 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  Просвещения Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г.Байкальска»

IMGL6760.jpg

Методическое пособие для педагога- хореографа по теме:

 «Совершенствование и многообразие индивидуальной техники в русском мужском народном танце. Присядочные движения»

                                                                                            Автор: педагог дополнительного

                                                                        образования Субанова М.Л., МБУ ДО

                                        ДДТ г. Байкальска

         

г.Байкальск, 2024г.

Пояснительная записка

         В наши дни, когда народный танец обрёл новые сценические формы самодеятельной и профессиональной жизни на сцене, виртуозность его «коленцев», прыжков, вращений и танцевальных трюков доведена до совершенства. В программах ансамблей танцевальный перепляс обретает спортивно – цирковой характер. Есть исполнители, которых можно назвать рекордсменами прыжков и других танцевально – акробатических трюков.

         Сегодня танец – соревнование можно наблюдать как в русском, так и в украинском «Гопаке». Чтобы суметь переплясать соперника, танцор должен быть отлично подготовлен физически и профессионально. Ему приходиться исполнять прыжок «Козу» (прыжок с маховым поворотом в воздухе), «Бочонок» (вращение по кругу в глубоком приседании) и другие сложные танцевальные движения. Дух состязательности заставляет «изобретать» всё новые и новые движения, в которых танцовщик может продемонстрировать народную удаль, ловкость, силу…

         Воспитание исполнителя народного танца процесс длительный, требующий от педагога и исполнителя каждодневного целенаправленного и методически выстроенного труда.

             Особенно сложно работать  хореографам - женщинам в самодеятельных коллективах с мужским составом. В силу своей природы, женщина – хореограф не может показать наглядно в полной мере те или иные сложные мужские движения, но методически грамотно объяснить исполнителю возможно. Поэтому педагог – хореограф должен быть методически грамотным, знать и уметь правильно донести то или иное движение, так как педагог несёт ответственность за формирование опорно-двигательного аппарата каждого ученика. Преподаватель, ведущий класс мальчиков, должен контролировать физическое развитие учеников.

              При работе с детьми важно помнить, что формирование человеческого организма протекает в разных возрастных группах по- разному, периоды ускоренного роста чередуется замедлением, стабилизацией.

              Техническая оснащённость исполнителя должна закладываться с детства, постепенно становясь нормой и образом его жизни. Развитие и совершенствование двигательных данных (выворотность в тазобедренном суставе, гибкость корпуса во всех направлениях, шаг, прыжок и др.) продолжаются на уроках народно – сценического танца.

 

                                             Присядки

           Присядки присутствуют, прежде всего, в танцах славянских народов, но есть и у венгров, испанцев, итальянцев. Однако больше всего различных присядок наблюдается в русских танцах. По структуре они делятся на: полные присядки и полуприсядки.

          Для исполнения присядок нужны  специальные тренировочные упражнения, которые в начале обучения проводятся у «станка» и только потом переносятся на середину зала, становясь выразительным элементом мужского русского народного танца.

         Присядка должна быть составной частью уроков народно – сценического танца, но с учётом возрастных и хореографических возможностей учащихся. Поскольку присядки, даже самые простые,  утомительны и дают большую нагрузку на колено и мышцы бедра, их следует вводить в урок только после того, как ноги будут «разогреты». При этом следует внимательно наблюдать за учащимися в момент исполнения ими присядок, чтобы в случае первых признаков переутомления прекратить работу над этим танцевальным элементом.

         Лучшей и безопасной формой разучивания присядки является работа у «станка». Держась за «станок» обеими руками или одной можно тренировать все виды присядок. Добиваясь сценической выразительности в исполнении присядок, следует постоянно контролировать стройность и подтянутость линии спины. Апломб не позволяет корпусу опуститься всей тяжестью на мышцы ног; подтянутый корпус сам себя держит, не опираясь на ноги; уменьшение нагрузки на ноги, добавляет им лёгкости.

          Присядкой называются свойственные только мужскому танцу движения, основой которых является глубокое приседание.

Присядки делятся на два вида:

1-й вид. Исполнитель после каждого глубокого приседания поднимается в рост.

2-й вид. Исполнитель делает все движение на глубоком приседании, не поднимаясь в рост.

Выполнение присядок 1-го вида.

Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны. Затем исполнитель поднимается с глубокого приседания, слегка подскакивая, и с подскока опускается или на обе ноги, или на одну ногу.

 Опускаясь в глубокое приседание, необходимо до конца движения держать себя на упругих мышцах бедра и голени, не давая нагрузку на коленный сустав.

 Во все время присядки корпус прямой, подтянутый. Необходимо крепко держать спину, напрягая мускулы и соединяя лопатки. Ни в коем случае нельзя наклоняться вперед.

 Присядки 1-го вида могут выполняться отдельно и в сочетании с другими движениями — с «ковырялочкой», хлопушками, подскоками и т. д.

Присядки 2-го вида.

По сравнению с присядками 1-го вида более разнообразны по технике выполнения. В некоторых из них исполнитель, не поднимаясь с глубокого приседания, поочередно перескакивает с одной ноги на другую, в других, опираясь на одну ногу и поднимая свободную ногу, вращается на опорной ноге и т. д.

Присядки как 1-го, так и 2-го вида могут выполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, за исключением «волчка», который выполняется всегда на месте.

Рассмотрим присядки, которые относятся к 1 виду

Присядка с выбрасыванием ноги вперед

 Исполнитель поднимается с глубокого приседания поочередно то на одну, то на другую ногу, одновременно выбрасывая свободную ногу вперед. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полу-

пальцах обеих ног по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны.

И Пауза.Два Исполнитель с небольшим подскоком поднимается с глубокого приседания

 и опускается на низкие полупальцы левой ноги, присогнутой в колене. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме.

И Пауза.Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой.

В этой присядке можно выбрасывать ногу не прямо вперед, а вперед накрест опорной ноги. Когда правая нога поднимается вперед накрест левой ноги, обе руки броском переводятся вправо, не выше талии, локти свободны, голова приподнята нелегка повернута к левому плечу; когда поднимается левая нога, руки переводятся влево, голова поворачивается к правому плечу.

Боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, одновременно поднимая свободную ногу в сторону. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полу-

 пальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова направлена лицом к зрителю.

(И) Пауза.

(Два) Исполнитель резко поднимается с глубокого приседания, слегка отскакивая вправо, и опускается или на всю ступню, или на низкие полупальцы правой ноги, присогнутой в колене. Левая нога поднимается невысоко влево и чуть вперед, колено и подъем свободны. Корпус или прямой, или чуть отклонен к опорной ноге, голова приподнята и повернута к левому плечу. Правая рука поднята вправо, левая лежит сбоку на талии,

(И) Пауза.

Движение выполняется или поочередно с одной и другой ноги или все время с одной ноги: исполнитель отскакивает несколько раз вправо на правой ноге и поднимает левую ногу влево (и наоборот).

Эту присядку можно выполнять несколько иначе: не поднимая свободной ноги в сторону, а ставя ее в сторону на каблук. Опорная нога после подскока опускается на всю ступню, колено более присогнуто. Движение может выполняться в быстром и среднем темпе.

Присядка с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на обе ноги и на каблуках проскальзывает во 2-ю позицию. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны,

(И) Пауза.

(Два) Исполнитель, резко поднимаясь с глубокого приседания, проскальзывает на каблуках в стороны, в широкую выворотную 2-ю позицию. Колени вытянуты.

(И) Пауза.

На счет «раз» следующего такта исполнитель с каблуков с чуть заметного подскока опускается в глубокое приседание по 1-й позиции. Корпус прямой.

Присядка с вскакиванием на носки и перескоком на каблуки

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на носки обеих ног, затем перескакивает на каблуки по 2-й позиции. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.


(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны.

(И) Исполнитель с небольшим подскоком резко поднимается с глубокого приседания и вскакивает на полупальцы по обратной 2-й позиции. Колени присогнуты и направлены внутрь, т. е. одно к другому, ступни направлены в стороны.

(Два) С полупальцев исполнитель перескакивает на каблуки обеих ног, ставя их выротно по 2-й позиции и разгибая колени.

(И) Пауза.Корпус прямой.

Присядка с проскальзыванием на каблуках одной ногой вперед, другой назад

Выполняя этот вид присядки, исполнитель поворачивается после двух глубоких приседаний на полкруга, то спиной, то лицом к зрителю. Исходное положение ног 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает четыре такта.

1 — й такт

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока.резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны.

(И) Пауза.

(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, проскальзывает на каблуках обеих ног, причем правая нога выдвигается вперед, левая отводится назад. Колени вытянуты.

(И) Пауза.

2-й такт

(Раз) Исполнитель с каблуков с чуть заметного подскока резко опускается в глубокое приседание на полупальцы по 1-й позиции.

(И) Пауза.

(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, с небольшим подскоком поворачивается на полкруга влево, спиной к зрителю и проскальзывает на каблуках обеих ног, выдвигая левую ногу к заднику сцены и отвоДя правую назад, в сторону зрителя. Колени вытянуты.

(И) Пауза.

3-й такт

(Раз) Глубокое приседание, как в 1-м такте, но спиной к зрителю.

(И) Пауза.

(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, спиной к зрителю, проскальзывает на каблуках обеих ног, выдвигая правую ногу к заднику сцены, левую отводя назад, в сторону зрителя.

(И) Пауза.

4-й такт

(Раз) Глубокое приседание, как в 1-м такте, но спиной к зрителю.

(И) Пауза.

(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, с небольшим подскоком поворачивается на полкруга влево, лицом к зрителю и проскальзывает на каблуках обеих ног,

 выдвигая левую ногу вперед, правую назад,

(И) Пауза.

Корпус во время всего движения прямой. Руки в положении № 1. Выполняется движение четко, легко, живо. Темп медленный, средний или быстрый.

Приясядка «с ковырялочкой»

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, затем делает другой ногой движение «ковырялочки».Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова прямая .

(И) Исполнитель с маленьким подскоком резко поднимается с глубокого присе-

 дания на всю ступню правой ноги, присогнутой в колене. Левая нога, согнутая в колене, ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы влево от носка правой ноги, колено направлено вправо, ступня — влево. Корпус слегка поворачивается левым плечом вперед, голова-к левому плечу,

(Два) Левая нога, вытягиваясь в колене, ставится на каблук вперед и чуть влево.

 Корпус и голова поворачиваются к левой ноге.

(И) Пауза.

Движение продолжается с другой ноги и может выполняться с тройной «ковырялоч-кой» после одного глубокого приседания.

Присядка с ударами ладонью по голенищу сапога

Исполнитель, поднявшись после глубокого приседания на одну ногу, поднимает другую ногу вперед и ударяет ладонью по голенищу сапога поднятой ноги. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова прямая,

(И) Пауза.

(Два) Исполнитель с небольшим подскоком резко поднимается на всю ступню правой ноги, одновременно поднимая впред слегка Еыворотно согнутую в колене левую ногу и ударяет ладонью правой руки по голенищу сапога левой ноги. После удара правая рука приближается спереди к корпусу. Левая рука отведена влево. Корпус наклонен на правый бок, голова повернута и наклонена к руке, делающей удар.

(И) Пауза

Со следующим тактом движение повторяется причем исполнитель ударяет ладонью левой руки по голенищу правой ноги.

Второй вариант этого движения: на счет «два» исполнитель ударяет ладонью не по голенищу, а по подошве сапога.

 Третий вариант: вместо удара по голенищу сапога на счет «два» исполнитель может делать простой хлопок в ладоши под коленом ноги, поднятой вверх. В этом случае нога поднимается вперед без выворотности с чуть присогнутым коленом, направленным вперед.

Присядки 2-го вида

«Ползунок»  «Ползунок» 1-го вида

Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцах с одной ноги на другую, поочередно выбрасывая вперед то правую, то левую ногу.

Исходное положение: исполнитель находится на глубоком приседании по 6-й позиции, на полупальцах, колени направлены вперед.

 Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Чуть подскочив, но не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы левой ноги. Правая нога поднимается вперед, вытягиваясь в колене, подъем свободен.

 (И) Пауза.

 ( Два) Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается вперед, подъем свободен, и (И)Пауза.

Выполняя «ползунок», нельзя «оседать», давая нагрузку на коленный сустав: во все время движения необходимо держать тяжесть тела на упругих мышцах бедра и голени. Корпус прямой, подтянутый. Руки находятся в положении № 1, № 2, во 2-й позиции и т. д. «Ползунок» выполняется легко, живо, в быстром, среднем и медленном темпе.

«Ползунок» 1-го вида может сочетаться с хлопками в ладоши под ногой, вытянутой вперед. Хлопки делаются или одновременно с выбрасыванием ноги вперед, т. е. на счет «раз» и «два», или же после выбрасывания ноги, т. е. на счет «раз-и», «два-и». Во время хлопков корпус наклонен вперед.

Ползунок» 2-го вида

Перескакивание с ноги на ногу выполняется, как в 1-м виде. Различие только в том, что, выбрасывая ногу вперед, исполнитель ставит ее на каблук.

 Перескакивания с ноги на ногу выполняются по 1-й позиции, ноги поочередно выбрасываются не вперед, а в сторону.

«Волчок»

Исполнитель вращается на одной ноге, на глубоком приседании, помогая вращению руками, которые упираются ладонями в пол. Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах правой ноги, колено и носок направлены вперед. Левая нога поднята влево или вперед и во время движения все время находится в воздухе.

Корпус сильно наклонен вперед, к опорной ноге. Руки упираются ладонями в пол на расстоянии ширины плеч, пальцы направлены вперед. В таком положении юноша выполняет вращение вправо, быстро перебирая руками по ходу вращения, т. е. поочередно опуская на пол ладонь правой, затем левой руки, на каждую восьмую такта. Опорная нога вращается на месте, на подушечке стопы.

«Мячик»

С глубокого приседания исполнитель подскакивает слегка вверх с поджатыми и скрещенными ногами, затем опускается на полупальцы обеих ног. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель, подскочив, резко опускается на полупальцы в глубокое приседание по 1-й позиции.

 (И) Исполнитель, не поднимаясь с глубокого приседания, подскакивает невысоко вверх, скрещивая ноги, согнутые в коленях, правая спереди, левая сзади.

 (Два) Исполнитель с подскока опускается в глубокое приседание на полупальцы обеих ног по 1-й позиции.

 (И) Подскок вверх, как на счет «раз-и», скрещивая ноги, левая спереди, правая

 сзади.

Исполнитель в этом виде присядки должен отскакивать невысоко от пола, упруго, как мячик после удара об пол. Корпус прямой.

Также существует ещё множество разнообразных форм трюковых движений, основанных на присядочных движениях:

  • «Кузнечик» - открывание ноги в сторону на каблук.
  •  «Присядка – ползунок»: вперёд, из стороны в сторону, с опорой на одну руку, ползунок – «солнышко» - синкопируя хлопки по подъёму.
  •  «Качалочка» (вариант 1) – разновидность «ползунка» с падением в сторону на ладонь руки;
  • «Качалочка» (вариант 2) – над полом без опоры на руки.
  • «Мельница»:        

- одна нога в стороне или сзади наверх,        

- обратная с прямой ногой,

- обратная с согнутой ногой.

  • Присядка – подсечка:

- с вытянутой ногой,

- с согнутой ногой,

- в сочетании с «присядкой – разножкой» на две стопы.

  • «Циркуль»:

- на месте по кругу,

- по прямой,

- с продвижением только вперёд в точку 1.

  • «Эксковатор» - отжимаясь от пола переносом ноги на подушечку стопы.
  • «Щучка».
  • «Лягушка» - выброс ног назад наверх.
  • «Брыкалочка» - одна нога вытянута в сторону « на воздух», другая -
  • коленом вниз пяткой наверх.
  • «Пила» - растяжка со сменой ног и продвижением в сторону.
  • Присядки – закладки:

- на подъём,

- на скос стопы,

- накрест опорной ногой на месте,

- с продвижением в повороте.

  •  Присядки – прыжки:

- «бланш»,

- «бревно» (выброс из присядки с последующим поворотом и продвижением в сторону),

- «склёпка» - на две руки,

- «склёпка» - на одну руку.

Заключение

        Техника и выразительность народных танцев тесно взаимосвязаны. Техника является той необходимой базой, на которой строится выразительность. Несовершенная техника не позволяет исполнителю двигаться уверенно, раскрепощено. Доведение двигательных навыков до определённой стадии автоматизма является необходимым условием выразительности.

Список используемых ресурсов

  1. Крылова К.А. «Присядка – русский народный танец» -

https://infourok.ru/prisyadka-russkij-narodnyj-tanec-5179778.html 

  1. Криворучко А.С. «Присядки как способ развития прыгучести танцора» (практические советы для педагогов-хореографов) –

https://multiurok.ru/files/prisiadki-kak-sposob-razvitiia-pryghuchiesti-tants.html 

  1. Науменко Г.М. «Элементы русских плясок. Движения с подскоком. Присядки»

- https://etnos.ru/knigi-teksty/russkij-tantsevalnyj-folklor-dlya-detej/elementy-russkikh-plyasok-dvizheniya-s-podskokom-prisyadki