Эвенкийский народный танец - подражательные танцы
Введение
Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.
У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.
Традиционная хореография коренных народов Севера была почти неизвестной в этнографии вплоть до начала XX века, но сегодня четко прослеживается несколько этапов ее исследования. Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики, движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII – начале XIX вв. в работах В.Г. Тан-Богораза, И.Е. Вениаминова, И.Г. Вознесенского, Ф.П. Врангеля, И.И. Георги, Н.Л. Гондатти, К.В. Дитмара, Л.А. Загоскина, В.И. Иохельсона. С.П. Крашенинникова, М.А. Кастрена, Ж. Лессепса, Я.И. Линденау, Р.К. Маака, А.Ф. Миддендорфа, Г.А. Сарычева, Г.В. Стеллера, П.С. Палласа и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razraboka_rts_1.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРУМКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка
Тема: «Эвенкийский народный танец – подражательные танцы»
с. Курумкан
2024 год
Введение:
1. Танцевальная культура эвенков
2. Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой эвенков
3. Заключение
Введение
Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.
У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.
Традиционная хореография коренных народов Севера была почти неизвестной в этнографии вплоть до начала XX века, но сегодня четко прослеживается несколько этапов ее исследования. Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики, движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII – начале XIX вв. в работах В.Г. Тан-Богораза, И.Е. Вениаминова, И.Г. Вознесенского, Ф.П. Врангеля, И.И. Георги, Н.Л. Гондатти, К.В. Дитмара, Л.А. Загоскина, В.И. Иохельсона. С.П. Крашенинникова, М.А. Кастрена, Ж. Лессепса, Я.И. Линденау, Р.К. Маака, А.Ф. Миддендорфа, Г.А. Сарычева, Г.В. Стеллера, П.С. Палласа и других.
Актуальность темы
Актуальность темы диктуется тем, что в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, подражательные танцы эвенков. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования эвенков обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы эвенков были тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов, тотемов, олицетворяющих разные явления природы. С другой стороны, питательной средой для танцевальной культуры были богатый устный фольклор, разнообразные обряды и традиционные верования эвенков. Отсюда и исходят подражательные танцы эвенкийского народа.
Цель и задачи исследования
Истоками подражательных танцев эвенков являются близость к природе, восприятие окружающей природы как живого организма, когда эвенки все вокруг одухотворяли, различные явления природы они наделяли духами-хозяевами, поклонялись тотемам своих родов, которых они представляли в виде различных рыб, птиц, животных. В традиционном мировоззрении эвенков преобладало чувство слитности с природой, кормящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды хозяйствования (оленеводство, звероловство, рыболовство, охота). Для исследования нами отобраны эвенки, танцевальная культура которых в целом достаточно изучена исследователями разных поколений. Исходя из этого, нами поставлены следующие
цели и задачи:
а) анализ сведений об истории исследования традиционной танцевальной культуры эвенков, в том числе подражательных танцев;
б) краткая характеристика танцевальной культуры эвенков;
в) анализ подражательных танцев эвенков с точки зрения сюжета и лексики, в котором нашли отражение различные мифы, сказки, разнообразные обряды, верования. Рассматриваются характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы) в контексте народного танцевального костюма, атрибутики и музыки.
Новизна исследования
Новизна исследования заключается в том, что впервые целенаправленно и комплексно изучается наиболее распространенный вид танцев эвенков– подражательные танцы, которые являются наиболее характерными и оригинальными в танцевальной культуре эвенков.
Танцевальная культура эвенков
Традиционным занятием эвенков в далеком прошлом была охота на дикого оленя, лося, а в прибрежных районах рыболовство. Эвенки около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается до настоящего времени их основным занятием.
В исследовательской литературе (XVII-XIХ вв.) эвенки были известны как тунгусы и делились на несколько обособленных групп: северную, южную и восточную. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловливающие полукочевой и кочевой образ жизни. Большую часть года эвенки вели кочевую жизнь, занимаясь охотой.
Форма урока: урок-практикум
Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его образа жизни, образа занятий, климатических условий и т.д. Народный танец - это танец, созданный народом и исполняемый в быту. Танец каждого народа имеет свои национальные особенности, которые складывались, формировались, видоизменялись веками. Этот процесс продолжается и теперь. Все виды эвенкийских танцев (обрядовый, подражательный, ёхор) перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, дополняются и обогащаются новым содержанием, новой лексикой, новым композиционным рисунком, но сохраняя при этом национальный колорит танца, его традиции.
Цель данного урока – развитие танцевальных способностей учеников, посредством эвенкийского танца.
Данная цель будет достигнута через решение следующих задач:
в области хореографии:
Овладеть «языком» эвенкийского языка (термины, пословицы, импровизация и т.д)
в области здоровья:
Формировать навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, показателями развития основных физических качеств.
в области «коммуникации»:
Формировать навыки коммуникативной культуры и коллективного творчества.
в области «воспитания»:
привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов;
в области «познания»:
обеспечить усвоение знания через просмотр фольклорного видео материала, доступного для освоения в детском возрасте.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (что также предполагает создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применение данной информации в знакомой и новой учебной ситуации, проверка усвоенных знаний и умений).
Начало урока должно отвечать психологическим задачам, содержащим задачи урока и композиции построения урока. Вступление имеет психологически содержательные и структурные функции. Готовясь к уроку, лучше представить лица ребят и подумать, что, зачем и как следует им рассказать не только о жанрах эвенкийского танца, но и что, возможно, им будет интересно узнать об искусстве хореографии, о музыке, жесте, мимике, теме самым попытаться вдохнуть в сознание и сердце ученика творческое начало, жизнь, что несомненно приведет к пониманию поэзии танца. Если культура внимания на уроке на хорошем уровне, то это сильнейшее оружие. Она побуждает к творчеству, совершенствует исполнительскую технику. Внимание неразрывно связано с воспитанием воли, которая способна удержать внимание в нужном направлении. Это обычно выражено в сознательной дисциплине, в умении выдержать высокую степень физического и нервного напряжения. На основании чего я сделала такие выводы? Начало урока - это уже учебное действие. Входя в учебный зал, как правило застаешь учащихся спокойно стоящими и готовыми к началу урока, что позволяет без дополнительных наставлений перейти к уроку, исполнив традиционное приветствие учителю, концертмейстеру в виде сценического поклона. Такое начало урока - это не дань традиции, а полезный подход к работе над вниманием.
Урок состоит из трех основных этапов:
Первый этап (подготовка к усвоению новых знаний). Разминка.
На этом этапе урока предлагаются упражнения на общую физическую нагрузку. Разогревается костно-мышечный аппарат. При помощи практического метода, методических приемов облегчения и усложнения условий выполненных заданий у учащихся повышается гибкость суставов, улучшается эластичность мышц, появляется эмоциональный настрой для вхождения в следующую часть урока.
Большинство детей занимаются собранно, раскрываются эмоционально. Чтобы дать детям возможность справиться с трудностями, можно использовать прием неоднократного повторения фрагментов движения. Результат - повышался уровень исполнительской техники. Мальчики выполняют учебный материал не так хорошо и старательно, как девочки. Девочки двигаются гораздо осмысленнее, более ловко, увереннее, так как психофизически развиваются несколько раньше, чем мальчики.
Методика составления комбинированных заданий: они малые и большие, элементарные и сложные, но все они "бьют" в цель урока - помочь развитию определенных исполнительских приемов танцевального мастерства. При составлении комбинированных заданий учитываются такие факторы, как сроки обучения, задачи учебной программы, возраст и психологические возможности учеников. Известно, что действиями человека управляют интеллект и эмоции. Не менее активные функции в движениях человека выполняют его мышцы, при помощи которых он совершенствует свои физические действия. На мой взгляд, у многих детей класса мышцы обладают достаточной силой выносливости, пластичностью и подвижностью, поэтому работу свою они выполняют экономно и целесообразно, без чрезмерной напряженности. Если в классе большинство учеников имеют способности к занятиям хореографией, то можно сознательно несколько завышать трудность заданий и тогда видно, как дети проявляют сообразительность, схватывают построение заданий, порядок движений, ориентируются в пространстве и времени. Здесь используются некоторые основополагающие принципы развивающего обучения, а именно: нагрузка идет с постепенным нарастанием, без резких спадов и подъемов. Учебно-тренировочные упражнения задаются детям обстоятельно, но очень экономно по времени, совмещая показ и пояснение. Учитывая психологические особенности детей класса (большинство детей имеют зрительное и слуховое восприятие), стараешься выдавать информацию многогранно для детей с различными типами восприятия. Лучше строить подачу информации, исходя из структуры мышления, которая включает в себя четыре кода: код сознания, код фраз, код слов, код символов и знаков, т.е. учащиеся имеют возможность увидеть показ учителя, услышать объяснение, прочувствовать работу своих мышц, воспроизвести голосом при ответах и движением при исполнении. При помощи практического метода и методических приемов облегчения и усложнения условий выполненных заданий у учащихся повышается гибкость суставов, улучшается эластичность мышц, появляется эмоциональный настрой для вхождения в следующую часть урока.
Второй этап - актуализация знаний.
На втором этапе урока начинается включение детей в интеллектуальную работу, подключение логического мышления, которое проводится через логическую операцию, требующую умения анализировать. Теоретические вопросы, между выполнением учебных заданий, по времени были точно рассчитаны с такой целью, чтобы мышцы учащихся, отдыхая, не остывали, а весь организм не выходил из рабочего состояния. Вспоминая пройденный материал
«виды подражательных танцев», дети с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, из чего делаешь выводы, что тема детям интересна и ими усвоена. При повторе «подражательных танцев» особое внимание нужно уделять точному началу движений с началом звучания музыки и четкой остановкой с её окончанием. Вступление используется как момент подготовки к движению. Характер музыки должен строго соответствовать характеру движения. Подбору музыкального материала должно уделяться особое внимание, так как она является средством воспитания, музыкального вкуса. Чувство меры, строгость, простота, естественность, тонкий пластический и музыкальный вкус должен стать незыблемым свойством танцевальной культуры каждого ученика. Исполняя хоровод и выводя различные рисунки, дети напрямую сталкиваются с математикой, в чистом ее виде. Водя круги, делая полукруги, строясь в колонну или линию, перестраиваясь парами или тройками, они непроизвольно вспоминаютпорядковый счет, геометрические фигуры, обращаются к такому важному понятию, как пространственные отношения, только не на бумаге, а в музыкальном зале. На данном этапе реализуются межпредметные связи.
При исполнении эвенкийских танцев выявление национальных особенностей исполняемых движений идет достаточно хорошо. Ситуация успеха всегда усиливает направленность личности и способствует усвоению знаний. Особое внимание на этом этапе урока уделяется выразительности исполнения, умению правильно передать национальный характер танца.Танцевальные композиции на середине зала исполняются детьми вдохновенно, музыкально, технически грамотно, осмысленно.
На третьем этапе урока – сообщение новых знаний – в этой части урока решается задача развития творческих способностей у обучаемых. Объясняя детям обрядовые танцы, видишь неподдельный интерес к изучению нового материала: при слове «обряд» интересы учащихся усиливается. Объяснение дается легко, дети слушают внимательно и с удовольствием. Лучше встать с детьми в пару, в общий круг с целью близкого контакта с ними. Сплоченный замкнутый круг - мы единое целое, у нас общая аура, мы чувствуем локоть друг друга. В процессе изучения «подражательных», «обрядовых», «ёхор» помогают методы импровизации, творческих заданий.Во время изучения дети сами придумывают игровые образы, подбирают движения, соответствующие характеру музыки, что позволяет снять внутренние зажимы и дать выход спонтанному чувству танцевального движения. Также подражательные танцы помогают учащимся наиболее полно раскрыть образ животных, его характер и форму.
Рефлексия. На данном этапе урока выполняются упражнения на расслабление. Сидя на ковриках, в удобной для детей позе, которая способствует расслаблению мышц, учащимся предлагается не только успокоиться и настроиться на следующий урок, но и включить свое воображение. При прослушивании музыки дети создают образы, соответствующие ее характеру. Человек по природе творец. Детское творчество - результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Такие задания направлены на формирование творческого мышления у детей. Творческий процесс предполагает перенос знаний и умений в новую нестандартную ситуацию, видение новой функции знакомого объекта, умение видеть альтернативу решения, умение создать оригинальный способ решения. Поэтому каждый ученик может (по желанию) поделиться впечатлениями от созданных в его воображении образов и к следующему уроку отобразить в своих рисунках.
Подведение итогов урока.
В конце урока, в качестве итога проделанной работы лучше похвалить учащихся, дать рекомендации детям, которые были недостаточно активны. Спросить, понравился ли ребятам урок и что именно интересно им было узнать про эвенкийские танцы. Желали бы они продолжить знакомство с культурой и традициями эвенков, а также с культурой других народов. Обычно ребята отвечают утвердительно, и мне как педагогу приятно было видеть (судя по ответам и настроению учащихся), что урок им очень понравился и ученики для себя вынесли много нового и полезного, как в плане обучения и развития, так и в поведении в коллективе. Все поставленные цели и вытекающие из них задачи, полностью реализовываются на данном уроке. В процессе практической работы нужно направлять и координировать действие учащихся, постоянно давать детям советы, обращать внимание на ошибки, в общем, осуществлять педагогическую поддержку. Благодаря смене видов деятельности удается избежать перегрузки и переутомления учащихся.
В течение всего урока наблюдается интерес класса к предмету изучения, формируется мотивация и положительный настрой на выполнение практической работы, что и приводит в конечном результате к успеху в творческой деятельности. В классе ощущается воодушевление и волнение, дети стремятся к достижению наилучшего результата, с готовностью отзываются на советы учителя и активно сотрудничают с педагогом.
Работу на уроке лучше осуществлять с учетом следующих дидактических принципов: принцип всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, а также увлеченности и доступности, что помогает провести урок в намеченном ритме и создать благоприятную среду для развития творческих способностей ребенка.
И в заключение хочется сказать, что использование элементов здоровьесберегающих технологий (проветривание класса, соблюдение основных мер безопасности, дозирование учебной нагрузки, а также внешний вид – форма - обучаемых) помогают решить задачу укрепления здоровья ребенка.
Основные виды эвенкийских танцев
«Подражательные танецы»
В прошлом, и в настоящее время у эвенков были распространены подражательные танцы, существовавшие как часть тех или иных обрядовых действий в прошлом. Большинство подражательных танцев тотемического характера, были связаны с почитанием тотемных зверей и птиц у различных родов и племен. Подражательные танцы исполнялись и в охотничьих обрядах, связанных с умилостивлением убитых людьми зверей.
Уважительное отношение к природе и ее обитателям, их почтение, очеловечивание было свойственно всем эвенкам.
Подражательный танец – своего рода «перевоплощение» в того или иного животного или птицу.
Исследуя проблемы взаимосвязи подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой, нельзя не обратить внимания на их тесную связь с тотемическим культом. Прежде всего, бросается в глаза связь между почитанием зверя или птицы и отношением к нему как предку людей, их культ. Если обратиться к обрядово-ритуальным танцам, то в их составе значительное место принадлежит имитационно - подражательным танцам и танцам-инсценировкам.
«Ёхорьё»
Эвенкийский хороводный танец «ЁХОРЬЁ», распространенный у эвенков Эвенкийского автономного округа. Имеющиеся в нашем распоряжении более ранние письменные свидетельства об этом танце также указывают на сближение его по темпу с якутскими более медленными танцами второй половины XIX в. Так, А. Мордвинов, в 1860 г. описавший эвенков и долган Туруханского края, указывал: «Увеселение тунгусов и долганов — обычное, как и других инородцев. Пляска состоит также в общепринятом круге: мужчины и женщины взявшись за руки, попарно или как случится, становятся в один круг, в центре которого утверждают палку, и начинают тихо кружиться то в одну, то в другую сторону, переставляя или правую ногу за левую или наоборот и припевая дружно, в такт ударам ног: «ёхор-ё, ёхор-ё, чех, чех, ёхор-ё» или «хай-кан-хачу».
«Обрядовые танцы»
Многие обрядово-ритуальные празднества не обходились без имитационно-подражательных танцев. Тесная связь с природой играет важную роль в создании лексики танцев. На характерную, своеобразную пластику оказали и природно-климатические условия: строение тела, формирование корпуса и отдельно пластику рук и ног. Большое влияние на традиционную культуру эвенков оказывает вероисповедание. Будучи язычниками, эвенки, имеют свои мифические, реальные представления о тотеме. В процессе урбанизации были утрачены различного рода обряды, традиции и возможно даже повлияло на мировоззрение эвенков.
У многих народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, существовал единый тотем, следовательно, культ его, и из уважения к нему совершались обряды, связанные с почитанием, преклонением к нему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эвенки на протяжении веков создали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства эвенков было обусловлено особенностями их производства и быта, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр эвенков. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения эвенков по территории их современного обитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Мыреева А.Н. Эвенкийско-русский словарь – Новосибирск: Наука, 2004. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 3).
- Иванова-Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005 – 192с.
- Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России Н30 в трудах исследователей XX в. / Сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. – М.: Северные просторы, 2002. – 528с. (Северная библиотека школьника).
- Варламова Г.И. (Кэптукэ) Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. – Новосибирск: Наука, 2002. – 376с.