Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "История города на пересечении Уды и Селенги".
Данная программа является интеллектуальной собственностью и запрещена к копированию и последующему использованию или переформатированию под свои интересы. Если вы собираетесь нарушить мои авторские права свяжитесь со мной для согласования возможности использования данной программы. В противном случае вы нарушите закон.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
МАОУ ДО «Городской центр детско-юношеского туризма» г.Улан-Удэ
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № ____________ от _____________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор (наименование организации) _____________И.О. Фамилия Приказ № _____ от_________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«История города на пересечении Уды и Селенги»
Возраст обучающихся: 12-16
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования,
историк-музеевед, магистр историко- педагогического образования
Зарубин Иван Михайлович
г.Улан-Удэ, 2024 г.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«История города на пересечении Уды и Селенги» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации ГЦДЮнТур;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в ГЦДЮнТур;
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ГЦДЮнТур;
Направленность (профиль): туристско-краеведческая
Актуальность программы:
Актуальность данной программы состоит в том, что воспитание патриотических чувств, связанных с понятием Малая Родина сегодня является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности школы.
Отличительные особенности программы:
Программа построена так, что ребёнок входит в мир краеведческой культуры через игровую, учебную, исследовательскую, коммуникативную деятельность
Новизна программы:
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «История города на пересечении Уды и Селенги» заключается в использовании новых форм работы с учащимися и использованием современных технологий обучения, в том числе ИКТ: создание обучающимися проектов, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий. Исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест в преподавании краеведения. Именно она является одной из перспективных форм деятельности учащихся в рамках современного образовательного процесса.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 12-16.
данный возраст благоприятен для развития личности ребёнка посредством знакомства с историей родного города.
Уровень освоения программы: базовый
Наполняемость группы: 15-20 человек
Объем программы: 216 часов часа
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 3 раза в неделю в 2 группах по 2 часа
Форма реализации: с применением дистанционных образовательных технологий
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.
Цель и задачи программы
Цель программы: Данная дополнительная образовательная программа призвана способствовать становлению ценностных ориентиров обучающихся, формированию их общей культуры, вовлечению их в общественно-значимую и научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела и направлена на профессиональную ориентацию подростков, проявивших интерес к исследовательской и музейной работе
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с культурным наследием родного края.
- дать представление об особенностях краеведческой работы;
- дать представление о краеведческих профессиях;
- показать различные формы работы с источниками, научить проводить самостоятельную исследовательскую работу;
- связать знания, полученные учащимися на уроках истории, географии, литературы со знаниями по краеведению.
Развивающие:
развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного города;
Воспитательные:
Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь, чувство патриотизма, гордость за свой город; культуру труда и этику общения; бережное отношение к памятникам и памятным местам города.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
Освоение обучающимися в ходе изучения учебного курса умений, понятий, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно проектных ситуациях. Формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Метапредметные результаты:
Овладение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«История города на пересечении Уды и Селенги» »
Учебный план группы
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | |
2. | Становление города (от острога до статуса города) | 34 | 17 | 17 | тестирование |
3. | Религиозные конфессии | 8 | 4 | 4 | наблюдение, анкетирование, анализ, деловая игра |
4. | Традиционный календарь народных праздников | 44 | 22 | 22 | |
5. | Зачёт по итогам 1-го полугодия. | 2 | 2 | ||
6. | Декабристы в городе Верхнеудинск. | 18 | 9 | 9 | |
7. | Районы города Улан-Удэ. | 2 | 1 | 1 | |
8. | Памятники города Улан-Удэ. | 42 | 21 | 21 | |
9. | Вечный огонь нашей памяти. | 48 | 24 | 24 | |
10. | Заводы города Улан-Удэ. | 8 | 4 | 4 | |
11. | Зачёт по итогам 2-го полугодия. Выход в краеведческий музей «Народов Забайкалья» в посёлке Верхняя Берёзовка. | 4 | 2 | 2 | |
12 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого | 216 | 110 | 106 |
Содержание учебного плана
№ п.п | Тема | Кол-во часов | |||||
1. | Вводное занятие | 4 | |||||
Презентация курса. Цели и задачи курса обучение. Знакомство с детьми. Анкетирование. | 2 | ||||||
Краеведение как важнейшее средство развития всесторонней личности. | 2 | ||||||
2. | Становление города (от острога до статуса города). | 34 | |||||
Отцы-основатели города: Гаврила Ланцов, Осип Васильев | 2 | ||||||
Основные вехи развития города. От острога до города. | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Фролов И.П. (купец 1-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Лосев А.П. (купец 2-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Немчинов Я.А. (купец 1-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Немчинов А.Я. (купец 2-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Трунёв П.Т. (купец 2-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Голдобин И.Ф. (купец 1-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Капельман Н.Л. (купец 1-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Курбатов М.К. (купец 1-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Кобылкин А.К. (купец 2-й гильдии) | 2 | ||||||
Купцы города Верхнеудинск: Второв А.Ф. (купец 1-й гильдии) | 2 | ||||||
Посещение города Верхнеудинка Цесаревичем Николаем Александровичем 21июня 1891. | 2 | ||||||
Верхнеудинск и Революции 1905-1907 г.г. | 2 | ||||||
Верхнеудинск и Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. | 2 | ||||||
Великая Октябрьская Социалистическая революция и Гражданская война в истории города Верхнеудинка. | 2 | ||||||
Переименование Верхнеудинска в Улан-Удэ 1934 г. | 2 | ||||||
3 | Религиозные конфессии | 8 | |||||
Православие | 2 | ||||||
Шаманизм | 2 | ||||||
Буддизм | 2 | ||||||
Ислам | 2 | ||||||
4 | Традиционный календарь народных праздников | 44 | |||||
Рождество Христово | 2 | ||||||
Крещение Господне | 2 | ||||||
2 | |||||||
2 | |||||||
2 | |||||||
Вход Господень в Иерусалим | 2 | ||||||
2 | |||||||
2 | |||||||
День почитания иконы Божьей Матери "Нечаянная радость" | 2 | ||||||
2 | |||||||
День Святой Троицы, Пятидесятница | 2 | ||||||
Праздник Белого месяца «Сагаалган» | 2 | ||||||
2 | |||||||
2 | |||||||
2 | |||||||
2 | |||||||
День Улан-Удэ | 2 | ||||||
2 | |||||||
Зула Хурал— Праздник тысячи лампад. | 2 | ||||||
5 | Зачёт по итогам 1-го полугодия. | 2 | |||||
6 | Декабристы в городе Верхнеудинск. | 18 | |||||
Декабрист - Яков Максимович Андреевич | 2 | ||||||
Декабрист - Александр Николаевич Муравьёв | 2 | ||||||
Условия жизни и труда ссыльных декабристов | 2 | ||||||
Литературные чтения и шахматные турниры декабристов | 2 | ||||||
Открытие школ и больниц декабристами | 2 | ||||||
Отношение властей к ссыльным декабристам | 2 | ||||||
Декабристы и их семейства. | 2 | ||||||
Жёны декабристов – сибирячки. | 2 | ||||||
Амнистия декабристов. | 2 | ||||||
7 | Районы города Улан-Удэ. | 2 | |||||
Железнодорожный, Октябрьский и Советский районы Улан-Удэ | 2 | ||||||
8 | Памятники города Улан-Удэ. | 42 | |||||
1 | Памятник «Мать Бурятия» | 2 | |||||
2 | Памятник В. И. Ленину | 2 | |||||
3 | Памятник «Ровесникам, ушедшим в бой» | 2 | |||||
4 | Памятник «Юность Бурятии» | 2 | |||||
5 | Памятник А. П. Чехову | 2 | |||||
6 | Памятник А. С. Пушкину | 2 | |||||
7 | Памятник «Беркут» | 2 | |||||
8 | Памятник «Гэсэру» | 2 | |||||
9 | Мемориал Победы | 2 | |||||
10 | Памятник «Мэргэн – стрелок из лука» | 2 | |||||
11 | Памятник «Три стихии» | 2 | |||||
12 | Памятник А. Б. Цыденжапову | 2 | |||||
13 | Памятник «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия» | 2 | |||||
14 | Памятник «Красавица Ангара» | 2 | |||||
15 | Памятник «Верхнеудинский купец Евсей Лукич» | 2 | |||||
16 | Памятник «Студенческая весна» | 2 | |||||
17 | Памятник «Памятник студенту» | 2 | |||||
18 | Памятник «Борцам, павшим за коммунизм в 1918-1920 годы» | 2 | |||||
19 | Памятный крест на месте основания города | 2 | |||||
20 | Памятник «Умершим от ран в госпиталях г. Улан-Удэ в годы ВОВ» | 2 | |||||
21 | Триумфальная арка «Царские ворота» | 2 | |||||
9 | Вечный огонь нашей памяти | 48 | |||||
1 | Жители Улан-Удэ – герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 | |||||
2 | Мой родственник – герой. Военные истории моей семьи. | 2 | |||||
3 | Памятники ВОВ- Железнодорожный район г.Улан-Удэ. | 2 | |||||
4 | Памятники ВОВ- Октябрьский район г.Улан-Удэ. | 2 | |||||
5 | Памятники ВОВ- Советский район г.Улан-Удэ. | 2 | |||||
6 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Балдынов Н.В. | 2 | |||||
7 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Борсоев В.Б. | 2 | |||||
8 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Оцимик К.В. | 2 | |||||
9 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Радикальцев П. К. | 2 | |||||
10 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Тулаев Ж.Е. | 2 | |||||
11 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Клыпин Н.Я. | 2 | |||||
12 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Гарнаев Ю.А | 2 | |||||
13 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Гармаев Г.А. | 2 | |||||
14 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Орешков С.Н. | 2 | |||||
15 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Харитонов П.Т. | 2 | |||||
16 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Яшин В. Н. | 2 | |||||
17 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Чертенков И.М | 2 | |||||
18 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Сенчихин П.Ф. | 2 | |||||
19 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Ватутин Н.Ф. | 2 | |||||
20 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Лимонов Н.И. | 2 | |||||
21 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Денисов О.А. | 2 | |||||
22 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Панфилов И.В. | 2 | |||||
23 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Жанаев Д.Ж. | 2 | |||||
24 | Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Баторов И.Н. | 2 | |||||
10 | Заводы города Улан-Удэ. | 8 | |||||
1 | 2 | ||||||
2 | Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (Улан-Удэнский ЛВРЗ) | 2 | |||||
3 | Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение | 2 | |||||
4 | 2 | ||||||
11 | Зачёт по итогам 2-го полугодия. Выход в краеведческий музей «Народов Забайкалья» в посёлке Верхняя Берёзовка. | 4 | |||||
1 | Зачёт | 2 | |||||
2 | Выход в краеведческий музей «Народов Забайкалья» в посёлке Верхняя Берёзовка | 2 | |||||
12 | Итоговое занятие | 2 | |||||
Итого | 216 |
Список литературы
для педагога:
1. Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. - М.: ЦРИВ «Турист», 2009.
2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. - М., 2010.
3.Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТиК, 2012.
4. Бардин К. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 2011.
5. Барышева ЮЛ. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. - М., 2014.
6. Бахаев В.Б. Общественно- просветительская и краеведческая деятельность в Бурятии. – Новосибирск, 1980.
7. Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов. – У-У, 1975.
8. Волков Л. и др. Школьный музей XX века. – Внешкольник, 2012, № 5, стр.20.
9. Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У, 1998.
10. Герои Бурятии. – У-У, 2015.
11.Дьякова Р.А. и др. Основы экскурсоведения. – М. Просвещение, 2012.
12. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ. – У-У, 1966.
13.Книга Памяти. Республика Бурятия, т. т. 1-10. – У-У, 1995-2015 гг.
14. Кудрина Т.А. Музеи школы. - М. Просвещение, 2004.
15. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983.
16. Музееведение. Учебн. пос. для студентов. – М., 2012.
17.Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М. Педагогика, 2013.
18. Примерные Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. – М. Просвещение, 2014, стр.351.
19. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М. Просвещение, 2010.
20. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ.– У-У, 1996.
21.Серебрякова Р.А. Улан-Удэ. Путеводитель. – У-У, 1977.
22. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск. Пособие для учителей – М. Просвещение, 2003.
23. Тиваненко А.В. Удинский острог. – У-У, 1989.
для обучающихся:
1. Атлас Бурятии. – У-У, 2008.
2. Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов. – У-У, 1975.
3. Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У, 2012.
4. Герои Бурятии. – У-У, 2015.
5. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ. – У-У, 1966.
6. Книга Памяти. Республика Бурятия, т. т. 1-10. – У-У, 1995-2015 гг.
7.Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983.
8. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ. Документы и фотографии – У-У, 1996.
9. Серебрякова Р.А. Улан-Удэ. Путеводитель. – У-У, 1977.
10. Тиваненко А.В. Удинский острог. – У-У, 1989.
для родителей (законных представителей):
1.Атлас Бурятии. – У-У, 2008.
2.Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов. – У-У, 1975.
3.3.Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У,
2012.
4.4.Герои Бурятии. – У-У, 2015.
5. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ. – У-У, 1966.
6. Книга Памяти. Республика Бурятия, т. т. 1-10. – У-У, 1995-2015 гг.
7. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983.
8. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ. Документы и фотографии – У-У, 1996.
9. Серебрякова Р.А. Улан-Удэ. Путеводитель. – У-У. 1977.
10. Тиваненко А.В. Удинский острог. – У-У, 1989.
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«История города на пересечении Уды и Селенги»
Публичное название: «История города на пересечении Уды и Селенги»
Краткое описание:
Курс «История города на пересечении Уды и Селенги» носит выраженный краеведческий характер.