Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "История города на пересечении Уды и Селенги".

Иван Михайлович Зарубин

Данная программа является интеллектуальной собственностью и запрещена к копированию и последующему использованию или переформатированию под свои интересы. Если вы собираетесь нарушить мои авторские права свяжитесь со мной для согласования возможности использования данной программы. В противном случае вы нарушите закон.

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа  туристско-краеведческой направленности  "История города на пересечении Уды и Селенги".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

МАОУ ДО «Городской центр детско-юношеского туризма» г.Улан-Удэ

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол  ____________

от _____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор (наименование организации)

_____________И.О. Фамилия

Приказ  _____ от_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

«История города на пересечении Уды и Селенги»

Возраст обучающихся: 12-16

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый

Разработчик программы:

педагог дополнительного образования,  

              историк-музеевед, магистр историко-  педагогического образования

 Зарубин Иван Михайлович

г.Улан-Удэ, 2024 г. 

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

                            Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«История города на пересечении Уды и Селенги»  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года  678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года  629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ  09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации ГЦДЮнТур;

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в ГЦДЮнТур;

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ГЦДЮнТур;

Направленность (профиль): туристско-краеведческая

Актуальность программы:

Актуальность данной программы состоит в том, что воспитание патриотических чувств, связанных с понятием Малая Родина сегодня является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности школы.

Отличительные особенности программы:

Программа построена так, что ребёнок входит в мир краеведческой культуры через игровую, учебную, исследовательскую, коммуникативную деятельность

Новизна программы:

Новизна дополнительной общеобразовательной  программы «История города на пересечении Уды и Селенги» заключается в использовании новых форм работы с учащимися и  использованием современных технологий обучения, в том числе ИКТ: создание обучающимися проектов, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий. Исследовательская деятельность занимает одно из ведущих мест в преподавании краеведения. Именно она является одной из перспективных форм деятельности учащихся в рамках современного образовательного процесса.

Адресат программы: 

Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 12-16.

данный возраст благоприятен  для  развития личности ребёнка посредством знакомства с историей родного города.

Уровень освоения программы: базовый

Наполняемость группы: 15-20 человек

Объем программы: 216 часов часа

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 3 раза в неделю в 2 группах по 2 часа

Форма реализациис применением дистанционных образовательных технологий

Форма(ы) обученияочная

Особенности организации образовательного процесса:

При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.

Цель и задачи программы

Цель программы: Данная дополнительная образовательная программа призвана способствовать становлению ценностных ориентиров обучающихся, формированию их общей культуры, вовлечению их в общественно-значимую и научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела и направлена на профессиональную ориентацию подростков, проявивших интерес к исследовательской и музейной работе

Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить с культурным наследием родного края.
- дать представление об особенностях краеведческой работы;
- дать представление о краеведческих профессиях;
- показать различные формы работы с источниками, научить проводить самостоятельную исследовательскую работу;
- связать знания, полученные учащимися на уроках истории, географии, литературы со знаниями по краеведению.

Развивающие:

развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного города;

Воспитательные:

Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь, чувство патриотизма, гордость за свой город; культуру труда и этику общения; бережное отношение к памятникам и памятным местам города.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные образовательные результаты:

Освоение обучающимися в ходе изучения учебного курса умений, понятий, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно проектных ситуациях. Формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Метапредметные результаты:

Овладение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Личностные результаты:

 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

«История города на пересечении Уды и Селенги» »

                                  Учебный план группы

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

 Становление города

(от острога до статуса города)

34

17

17

тестирование

3.

Религиозные конфессии

 8

4

4

наблюдение, анкетирование, анализ, деловая игра

4.

  Традиционный календарь народных праздников

44

22

22

5.

Зачёт по итогам 1-го полугодия.

2

2

6.

Декабристы в городе Верхнеудинск.

18

9

9

7.

Районы города Улан-Удэ.

2

1

1

8.

Памятники города Улан-Удэ.

42

21

21

9.

Вечный огонь нашей памяти.

48

24

24

10.

Заводы города Улан-Удэ.

8

4

4

11.

Зачёт по итогам 2-го полугодия. Выход в краеведческий музей «Народов Забайкалья» в посёлке Верхняя Берёзовка.

4

2

2

12

Итоговое занятие

2

2

Итого

216

110

106

Содержание учебного плана

№ п.п

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

4

Презентация курса. Цели и задачи курса обучение. Знакомство с детьми. Анкетирование.

2

Краеведение как важнейшее средство развития всесторонней личности.

2

2.

Становление города (от острога до статуса города).

34

Отцы-основатели города: Гаврила Ланцов, Осип Васильев

2

Основные вехи развития города. От острога до города.

2

Купцы города Верхнеудинск: Фролов И.П. (купец 1-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Лосев А.П. (купец 2-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Немчинов  Я.А. (купец 1-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Немчинов  А.Я. (купец 2-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Трунёв П.Т. (купец 2-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Голдобин И.Ф. (купец 1-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Капельман  Н.Л. (купец 1-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Курбатов М.К. (купец 1-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Кобылкин А.К. (купец 2-й гильдии)

2

Купцы города Верхнеудинск: Второв А.Ф. (купец 1-й гильдии)

2

Посещение города Верхнеудинка Цесаревичем Николаем Александровичем 21июня 1891.

2

Верхнеудинск и Революции 1905-1907  г.г.

2

Верхнеудинск и Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.

2

Великая Октябрьская Социалистическая революция и Гражданская война в истории города Верхнеудинка.

2

Переименование Верхнеудинска в Улан-Удэ 1934 г.

2

3

Религиозные конфессии

8

Православие

2

Шаманизм

2

Буддизм

2

Ислам

2

4

Традиционный календарь народных праздников

44

Рождество Христово

2

Крещение Господне

2

Сретение Господне

2

Масленица

2

Благовещение Пресвятой Богородицы

2

Вход Господень в Иерусалим

2

Пасха, Светлое Христово Воскресение

2

День великомученика Георгия Победоносца

2

День почитания иконы Божьей Матери "Нечаянная радость"

2

Вознесение Господне

2

День Святой Троицы, Пятидесятница 

2

Праздник Белого месяца «Сагаалган»

2

Сурхарбан

2

Алтаргана

2

Ёрдынские игры

2

День Байкала 

2

День Улан-Удэ

2

Гуннский Новый Год

2

Зула Хурал— Праздник тысячи лампад.

2

5

Зачёт по итогам 1-го полугодия.

2

6

Декабристы в городе Верхнеудинск.

18

Декабрист - Яков Максимович Андреевич

2

Декабрист - Александр Николаевич Муравьёв

2

Условия жизни и труда ссыльных декабристов

2

Литературные чтения и  шахматные турниры   декабристов

2

Открытие школ и больниц декабристами

2

Отношение властей к ссыльным декабристам

2

Декабристы и их семейства.

2

Жёны декабристов – сибирячки.

2

Амнистия декабристов.

2

7

Районы города Улан-Удэ.

2

Железнодорожный, Октябрьский и Советский районы Улан-Удэ

2

8

Памятники города Улан-Удэ.

42

1

Памятник «Мать Бурятия»

2

2

Памятник В. И. Ленину

2

3

Памятник «Ровесникам, ушедшим в бой»

2

4

Памятник «Юность Бурятии»

2

5

Памятник А. П. Чехову

2

6

Памятник А. С. Пушкину

2

7

Памятник «Беркут»

2

8

Памятник «Гэсэру»

2

9

Мемориал Победы

2

10

Памятник «Мэргэн – стрелок из лука»

2

11

Памятник «Три стихии»

2

12

Памятник А. Б. Цыденжапову

2

13

Памятник «Жезл бога торговли Меркурия и рог изобилия»

2

14

Памятник «Красавица Ангара»

2

15

Памятник «Верхнеудинский купец Евсей Лукич»

2

16

Памятник «Студенческая весна»

2

17

Памятник «Памятник студенту»

2

18

Памятник «Борцам, павшим за коммунизм в 1918-1920 годы»

2

19

Памятный крест на месте основания города

2

20

Памятник «Умершим от ран в госпиталях г. Улан-Удэ в годы ВОВ»

2

21

Триумфальная арка «Царские ворота»

2

9

Вечный огонь нашей памяти

48

1

Жители Улан-Удэ – герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

2

Мой родственник – герой. Военные истории моей семьи.

2

3

Памятники ВОВ- Железнодорожный район г.Улан-Удэ.

2

4

Памятники ВОВ- Октябрьский район г.Улан-Удэ.

2

5

Памятники ВОВ- Советский район г.Улан-Удэ.

2

6

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Балдынов Н.В.

2

7

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Борсоев В.Б.

2

8

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Оцимик К.В.

2

9

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Радикальцев П. К.

2

10

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Тулаев Ж.Е.

2

11

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Клыпин Н.Я.

2

12

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Гарнаев Ю.А

2

13

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Гармаев Г.А.

2

14

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Орешков С.Н.

2

15

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Харитонов П.Т.

2

16

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Яшин В. Н.

2

17

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Чертенков И.М

2

18

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Сенчихин  П.Ф.

2

19

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Ватутин Н.Ф.

2

20

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Лимонов Н.И.

2

21

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Денисов О.А.

2

22

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Панфилов И.В.

2

23

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Жанаев Д.Ж.

2

24

Их именами названы улицы г.Улан-Удэ: Баторов И.Н.

2

10

Заводы города Улан-Удэ.

8

1

Улан-Удэнский авиационный завод

2

2

Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (Улан-Удэнский ЛВРЗ)

2

3

Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение

2

4

Бурятмяспром

2

11

Зачёт по итогам 2-го полугодия. Выход в краеведческий музей «Народов Забайкалья» в посёлке Верхняя Берёзовка.

4

1

Зачёт

2

2

Выход в краеведческий музей «Народов Забайкалья» в посёлке Верхняя Берёзовка

2

12

Итоговое занятие

2

Итого

216

Список литературы

для педагога:

1. Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. - М.: ЦРИВ «Турист», 2009.
2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. - М., 2010.
3.Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТиК, 2012.
4. Бардин К. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 2011.
5. Барышева ЮЛ. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. - М., 2014.
6. Бахаев В.Б. Общественно- просветительская и краеведческая деятельность в Бурятии. – Новосибирск, 1980.
7. Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов. – У-У, 1975.
8. Волков Л. и др. Школьный музей XX века. – Внешкольник, 2012,
 5, стр.20.
9. Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У, 1998.
10. Герои Бурятии. – У-У, 2015.

11.Дьякова Р.А. и др. Основы экскурсоведения. – М. Просвещение, 2012.
12. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ. – У-У, 1966.
13.Книга Памяти. Республика Бурятия, т. т. 1-10. – У-У, 1995-2015 гг.
14. Кудрина Т.А. Музеи школы. - М. Просвещение, 2004.
15. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983.
16. Музееведение. Учебн. пос. для студентов. – М., 2012.
17.Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М. Педагогика, 2013.
18. Примерные Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. – М. Просвещение, 2014, стр.351.
19. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М. Просвещение, 2010.
20. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ.– У-У, 1996.
21.Серебрякова Р.А. Улан-Удэ. Путеводитель. – У-У, 1977.
22. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск. Пособие для учителей – М. Просвещение, 2003.
23. Тиваненко А.В. Удинский острог. – У-У, 1989.

для обучающихся:

1. Атлас Бурятии. – У-У, 2008.
2. Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов. – У-У, 1975.
3. Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У, 2012.
4. Герои Бурятии. – У-У, 2015.
5. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ. – У-У, 1966.
6. Книга Памяти. Республика Бурятия, т. т. 1-10. – У-У, 1995-2015 гг.
7.Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983.
8. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ. Документы и фотографии – У-У, 1996.
9. Серебрякова Р.А. Улан-Удэ. Путеводитель. – У-У, 1977.
10. Тиваненко А.В. Удинский острог. – У-У, 1989.

для родителей (законных представителей):

1.Атлас Бурятии. – У-У, 2008.
2.Бурятия в годы ВОВ. Сборник документов. – У-У, 1975.
3.3.Гурьянов В. По Большой, Большой Николаевской. – У-У,
2012.
4.4.Герои Бурятии. – У-У, 2015.
5. Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ. – У-У, 1966.
6. Книга Памяти. Республика Бурятия, т. т. 1-10. – У-У, 1995-2015 гг.
7. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск, 1983.
8. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ. Документы и фотографии – У-У, 1996.
9. Серебрякова Р.А. Улан-Удэ. Путеводитель. – У-У. 1977.
10. Тиваненко А.В. Удинский острог. – У-У, 1989.

 

Информация для карточки в Навигаторе

Полное название: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«История города на пересечении Уды и Селенги»

Публичное название: «История города на пересечении Уды и Селенги»

 Краткое описание:
Курс «История города на пересечении Уды и Селенги» носит выраженный краеведческий характер.