«Роль изучения народного танца в гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитании обучающихся хореографического отделения»

Шевелева Лилия Владимировна

Доклад на тему: «Роль изучения народного танца в гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитании обучающихся хореографического отделения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Роль изучения народного танца в гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитании обучающихся хореографического отделения»

Подготовила: преподаватель   хореографии МБОУ ДО ДШИ №9 г. Курска

 Шевелева Л.В.

Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части подрастающего поколения — характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. Негативные процессы в обществе за последние годы привели к тому, что у подростков оказались разрушены или утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В обществе, массовом сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России.

Задавая вопрос обучающимся, знают ли, любят ли они песни и танцы родного края, считают ли они необходимым сохранение народных традиций, - то многие из них отвечают, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Однако, сохранение и изучение народных традиций – это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореографического.

Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.

Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

Без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца.
Поэтому столь важно познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа. Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме.

Создание фольклорного сценического танца - это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену - это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.

Естественно, первое место у каждого народа занимает его родной танец. Русский народный танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения русских танцев - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре. Занятия, кроме того, что формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.