РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Народные традиции» («Традиционные народные куклы»)

Рудакова Инна Владимировна

Программа для проведения занятий с учениками среднего звена (5-8 класс), основанная на изучении народных традиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_prgramma_fakultativa_kukly.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса

«Народные традиции»

(«Традиционные народные куклы»)

(5 -8 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.

   Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

    На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

   Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.

   В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

    Факультативный курс изучения традиционных кукол начинается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. Затем изучаются типы кукол и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.

    Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. 

    Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье дети смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.

    По категории обучающихся занятия относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации – альтернативным, по подходу к ребенку являются свободным воспитанием. 

    По типу управления учебным процессом используется, в основном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».

    Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

    Наиболее важным результатом занятий по факультативу «Традиционные народные куклы» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования. 

    Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

    Программа разработана на основе авторской программы Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. Авторы-составители: Воробьева В.А. / Гребенщикова Н.В. и др. Издательство: Учитель, 2009

Цели:

  • Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций; 
  • Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; 
  • Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно самореализоваться; 
  • Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда; 
  • Обучение детей конкретным технологиям, умениям  и навыкам изготовления кукол своими руками. 

Оборудование и материалы:

  • Лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки; 
  • Деревянные заготовки (полено, конус, шар, стержни); 
  • Краски, кисти, цветные карандаши и т.д.; 
  • Образцы кукол и национальных костюмов; 
  • Иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, на карточках, открытках. 
  • Презентации по изготовлению кукол.


Требования к уровню усвоения:
При реализации программы обучающиеся будут:

  • Знать историю создания кукол; 
  • знать календарные праздники и взаимосвязь кукол с определенными праздниками;
  • знать особенности традиционных народных кукол;
  • знать основные жанры фольклора;
  • знать и уметь играть с народными куклами;
  • уметь изготавливать различных кукол;
  • знать основные игрушечные промыслы России.

Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 40 минут. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся от 11 до 15 лет. Факультатив тесно взаимосвязан с технологией и историей.

Форма занятий и подведение итогов:
В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего – в их гармоничном сочетании. 

Предполагаются изготовление образцов и сувениров, выставки, презентации. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол

2

Календарные праздники. Типы и виды кукол

3

Культурные и обрядовые куклы. Куклы - обереги

22ч

4

Игровые куклы

5

Русский народный костюм, его орнаментика и семантика

6

Этнографические куклы

7

Авторские куклы

3 ч

Итого:

34ч

Поурочное планирование

урока

Тема урока

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1

Введение. Куклы в культуре и традициях народов России. Из истории кукол

Лекция, просмотр презентации, беседа

Групповая работа

2

Календарные праздники

Типы и виды кукол

Лекция, беседа с элементами игры

Групповая работа

3

Культовые и обрядовые куклы

Урок-путешествие

Групповая работа

4

К Изготовление куклы «Берегини»уклы-обереги.

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа по изготовлению куклы

5

Кукла «Ангел»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа по изготовлению куклы

6

Куклы «День и ночь»

Урок-практикум

Индивидуальная работа 

7

Кукла «Пеленашка»

Урок-практикум

Индивидуальная работа по изготовлению куклы

8

Кукла  «Кувадка»

Урок-практикум

Индивидуальная работа по изготовлению куклы

9

Кукла «Стригушка»

Урок-практикум

Индивидуальная работа по изготовлению куклы

10

Кукла «Желанница»

Урок-практикум, беседа с элементами игры

Индивидуальная работа

11

Кукла «Крупеничка»

Урок- практикум, просмотр видеофильма

Индивидуальная работа по изготовлению куклы

12

Кукла «Крупеничка»

Урок- практикум, просмотр видеофильма


Индивидуальная работа по изготовлению куклы

13

Кукла «Колокольчик»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

14

Кукла «Подорожница»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

15

Кукла «Кубышка-травница»

Беседа, работа по технологическим картам, овладение практическими навыками

Индивидуальная работа

16

Кукла «Кубышка-травница»

Беседа, работа по технологическим картам, овладение практическими навыками

Индивидуальная работа

17

Кукла «Простоволоска»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

18

Кукла «С косой»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

19

Кукла «Кукушка»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

20

Кукла «Кукушка»

Урок-игра. Разыгрывание обряда

Групповая работа

21

Кукла «Доля»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

22

Кукла «На выхвалку»

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

23

Кукла «На выхвалку»

Урок-практикум

Индивидуальная работа

24

Кукла «На выхвалку»

Урок-практикум

Индивидуальная работа

25

Игровые  куклы. Кукла с прорисованным лицом.

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

26

Игровые куклы. Изготовление куклака

Урок-практикум, просмотр презентации

Индивидуальная работа

27

Куклы потешные с чертами охранной магии

Урок-путешествие

Групповая работа

28

Театральные куклы

Урок-игра

Групповая работа

29

Краткие сведения о традиционном народном костюме

Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации

Групповая работа

30

Орнаменты. Обереговая символика и семантика

Лекция с элементами беседы. Работа со схемами, таблицами

Работа по группам

31

Краткие сведения по истории, этнографии костюма. Этнографический материал, реконструирующий и создающий кукол


Лекция. Просмотр презентации

Групповая работа

32

Авторские художественные куклы

Беседа, просмотр презентации

Индивидуальная работа

33

Сувенирные, промысловые куклы

Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации.

Индивидуальная работа

34

Куклы деревянные: матрешки, резные куклы

Урок-путешествие

Групповая работа

Список литературы

Для учителя:

  1. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009
  2. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Сахарова С. Академия домашних волшебников. – М.: Детская литература, 1980.
  4. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
  5. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры / авт-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Тряпичные куклы. Авторский проект www.RUKUKLA.RU
  7. Играть по-русски www.chslovo.com/include/output_articles.asp?Id=35609
  8. История и символика орнамента www.rondtb.msk.ru и другие сайты по изготовлению народной куклы

Для учащихся:

  1. Сахарова С. Академия домашних волшебников. – М.: Детская литература, 1980.
  2. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.