РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Народные традиции» («Традиционные народные куклы»)
Программа для проведения занятий с учениками среднего звена (5-8 класс), основанная на изучении народных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_prgramma_fakultativa_kukly.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса
«Народные традиции»
(«Традиционные народные куклы»)
(5 -8 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к понимаю национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека.
В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов, делая глубже и значимей восприятие кукол и осознание их роли в традиционной культуре в процессе взросления детей. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.
Факультативный курс изучения традиционных кукол начинается со знакомства с календарем, обрядами, традициями. Затем изучаются типы кукол и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.
Специфика данного курса в том, что освоение учебными умениями, навыками и способами человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол.
Уникальность занятий куклами и в том, что на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье дети смогут давать свои «мастер-классы», демонстрируя собственные знания и умения в процессе создания нужной каждой семье куклы.
По категории обучающихся занятия относятся к продвинутому образованию, с направлением модернизации – альтернативным, по подходу к ребенку являются свободным воспитанием.
По типу управления учебным процессом используется, в основном, система малых групп + консультант-репетитор. При этом используется принцип: «Главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы».
Совместная деятельность учителя и ученика строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Наиболее важным результатом занятий по факультативу «Традиционные народные куклы» должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.
Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Программа разработана на основе авторской программы Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. Авторы-составители: Воробьева В.А. / Гребенщикова Н.В. и др. Издательство: Учитель, 2009
Цели:
- Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций;
- Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
- Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление обучающимся возможности личностно самореализоваться;
- Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;
- Обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол своими руками.
Оборудование и материалы:
- Лоскуты, тесьма, нитки, ленты, кружева, ножницы, иглы, наперстки;
- Деревянные заготовки (полено, конус, шар, стержни);
- Краски, кисти, цветные карандаши и т.д.;
- Образцы кукол и национальных костюмов;
- Иллюстрации: куклы и народные костюмы в книгах, на карточках, открытках.
- Презентации по изготовлению кукол.
Требования к уровню усвоения:
При реализации программы обучающиеся будут:
- Знать историю создания кукол;
- знать календарные праздники и взаимосвязь кукол с определенными праздниками;
- знать особенности традиционных народных кукол;
- знать основные жанры фольклора;
- знать и уметь играть с народными куклами;
- уметь изготавливать различных кукол;
- знать основные игрушечные промыслы России.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 40 минут. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся от 11 до 15 лет. Факультатив тесно взаимосвязан с технологией и историей.
Форма занятий и подведение итогов:
В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.), чаще всего – в их гармоничном сочетании.
Предполагаются изготовление образцов и сувениров, выставки, презентации. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол | 1ч |
2 | Календарные праздники. Типы и виды кукол | 1ч |
3 | Культурные и обрядовые куклы. Куклы - обереги | 22ч |
4 | Игровые куклы | 4ч |
5 | Русский народный костюм, его орнаментика и семантика | 2ч |
6 | Этнографические куклы | 1ч |
7 | Авторские куклы | 3 ч |
Итого: | 34ч |
Поурочное планирование
№урока | Тема урока | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся |
1 | Введение. Куклы в культуре и традициях народов России. Из истории кукол | Лекция, просмотр презентации, беседа | Групповая работа |
2 | Календарные праздники Типы и виды кукол | Лекция, беседа с элементами игры | Групповая работа |
3 | Культовые и обрядовые куклы | Урок-путешествие | Групповая работа |
4 | К Изготовление куклы «Берегини»уклы-обереги. | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа по изготовлению куклы |
5 | Кукла «Ангел» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа по изготовлению куклы |
6 | Куклы «День и ночь» | Урок-практикум | Индивидуальная работа |
7 | Кукла «Пеленашка» | Урок-практикум | Индивидуальная работа по изготовлению куклы |
8 | Кукла «Кувадка» | Урок-практикум | Индивидуальная работа по изготовлению куклы |
9 | Кукла «Стригушка» | Урок-практикум | Индивидуальная работа по изготовлению куклы |
10 | Кукла «Желанница» | Урок-практикум, беседа с элементами игры | Индивидуальная работа |
11 | Кукла «Крупеничка» | Урок- практикум, просмотр видеофильма | Индивидуальная работа по изготовлению куклы |
12 | Кукла «Крупеничка» | Урок- практикум, просмотр видеофильма |
|
13 | Кукла «Колокольчик» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
14 | Кукла «Подорожница» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
15 | Кукла «Кубышка-травница» | Беседа, работа по технологическим картам, овладение практическими навыками | Индивидуальная работа |
16 | Кукла «Кубышка-травница» | Беседа, работа по технологическим картам, овладение практическими навыками | Индивидуальная работа |
17 | Кукла «Простоволоска» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
18 | Кукла «С косой» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
19 | Кукла «Кукушка» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
20 | Кукла «Кукушка» | Урок-игра. Разыгрывание обряда | Групповая работа |
21 | Кукла «Доля» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
22 | Кукла «На выхвалку» | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
23 | Кукла «На выхвалку» | Урок-практикум | Индивидуальная работа |
24 | Кукла «На выхвалку» | Урок-практикум | Индивидуальная работа |
25 | Игровые куклы. Кукла с прорисованным лицом. | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
26 | Игровые куклы. Изготовление куклака | Урок-практикум, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
27 | Куклы потешные с чертами охранной магии | Урок-путешествие | Групповая работа |
28 | Театральные куклы | Урок-игра | Групповая работа |
29 | Краткие сведения о традиционном народном костюме | Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации | Групповая работа |
30 | Орнаменты. Обереговая символика и семантика | Лекция с элементами беседы. Работа со схемами, таблицами | Работа по группам |
31 | Краткие сведения по истории, этнографии костюма. Этнографический материал, реконструирующий и создающий кукол |
| Групповая работа |
32 | Авторские художественные куклы | Беседа, просмотр презентации | Индивидуальная работа |
33 | Сувенирные, промысловые куклы | Лекция с элементами беседы. Просмотр презентации. | Индивидуальная работа |
34 | Куклы деревянные: матрешки, резные куклы | Урок-путешествие | Групповая работа |
Список литературы
Для учителя:
- Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. – М.: Просвещение, 2005.
- Сахарова С. Академия домашних волшебников. – М.: Детская литература, 1980.
- Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
- Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры / авт-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Тряпичные куклы. Авторский проект www.RUKUKLA.RU
- Играть по-русски www.chslovo.com/include/output_articles.asp?Id=35609
- История и символика орнамента www.rondtb.msk.ru и другие сайты по изготовлению народной куклы
Для учащихся:
- Сахарова С. Академия домашних волшебников. – М.: Детская литература, 1980.
- Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.