Наставничество в детском коллективе
Статья, которая раскрывает опыт работы в педагогическом тандеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья, которая раскрывает опыт работы в педагогическом тандеме. | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Из опыта работы педагогического тандема:
Наставник – Моисеева И.М.
Наставляемый – Кузьмина Н.С.
Каждый учебный год требует от педагога нового свежего взгляда на предмет, с которым он знакомит своих воспитанников. Это продиктовано постоянно изменяющимися обстоятельствами, требованиями, интересами детей и взрослых, задачами как внутри коллектива, так и учреждения, и даже государства. Поэтому, проводя подготовку, собирая материалы для будущей работы, нужно помнить о том, что педагог должен решать не только образовательные задачи. Он должен быть готов к любому повороту, менять маршрут движения в сторону заинтересованности и успешности детей. Именно это подтолкнуло нас, педагогов Образцового детского коллектива Санкт-Петербурга Ансамбля народного творчества «Таусень» ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района, к созданию персонализированной программы по наставничеству «Вместе любое дело по плечу». И, как позывает практика, находиться в современном, многогранном пространстве образовательной среды и искать инновационные решения, гораздо продуктивнее в педагогическом тандеме.
Наш коллектив хорошо известен в городе, так как ведёт активную концертную и фестивальную деятельность. Старшие ребята выступают на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга. Это не только результат, полученных в учебном процессе умений и навыков, но и бесценный опыт самореализации, самопрезентации, коммуникации и дисциплины. У младшего состава вокального ансамбля, в силу их возраста и начала творческого пути, такой возможности не было. И мы задумались, как решить эту проблему. Стало очевидным, что необходимо найти такое пространство, где дети смогут демонстрировать свои знания в комфортной и доброжелательной атмосфере. Ещё К. Д. Ушинский говорил, что обучение и воспитание неразрывно связаны с народными традициями, а знакомство с ними нужно начинать с самого раннего возраста. Такие размышления привели к выводу о том, что необходимо сетевое взаимодействие с детским садом. Для этого было нужно оформить наши идеи и задумки в понятную логичную систему. Наиболее приемлемым, учитывая возраст, подготовку и публику, для нас стал календарный Годовой круг традиционных народных праздников. На его основе был создан сетевой проект «Азбука народного творчества». Подготовительный процесс включал в себя сбор музыкального материала, анализ новых для нас педагогических технологий, планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем детского сада.
В процессе реализации данного проекта мы неоднократно сталкивались с дефицитами профессиональных компетенций, которые успешно решали в нашем педагогическом тандеме. Нам удалось, заинтересовать обучающихся и помочь им в самореализации, благодаря применению различных технологий и использованию новых форм подачи музыкального материала.
Основной этап работы заключался во взаимодействии обучающихся Ансамбля «Таусень» и воспитанников детского сада «Буквоешка». Изначально предполагалось, что каждая встреча, которая была запланирована раз в месяц, будет наполнена исполнением народных песен, потешек и игр. Однако уже после второй встречи стало ясным, что такой подачи музыкального материала не достаточно. Для того чтобы удерживать внимание и заинтересованность детей такого возраста, было необходимо вносить коррективы. Наш педагогический тандем снова включился в работу. Мы поставили себе задачу, найти такую форму подачи материала, которая помогла бы разрешить эту проблемную точку.
Решение было найдено в соединении песенного и инструментального исполнительства, так как обучающиеся коллектива занимаются по двум образовательным программам: «Ансамбль народного пения» и «Ансамбль балалаечников, домристов, гусляров». Выступления наполнились новыми красками, а ребята стали более заинтересованными и получили новый опыт выступлений.
К счастью, и этот формат работы не стал окончательным. Появилось желание попробовать более крупную форму. Мелодекломация, музыкально-поэтическая композиция, музыкально-театральная постановка не подходили по возрасту и по жанру. Единственным правильным вариантом, в данной ситуации, оказалась сказка. Этот жанр – жемчужина народного наследия. Именно в ней заложены основы нравственности, понятия о добре, заботе, внимании и любви. Язык сказки – универсален и понятен всем. И мы предложили детям сделать выбор из нескольких вариантов. Самой интересной на их взгляд, оказалась сказка «О бобовом зёрнышке». Перед педагогическим тандемом встала задача донести до детей осмысленное содержание сюжета, помочь разобраться в характерах героев и наполнить сказку музыкальным материалом. Всеми участниками творческого процесса эта работа была проделана с большим удовольствием.
Премьера сказки проходила на площадке детского сада. Приятно было видеть полный зрительный зал. Малыши и их родители увлеченно следили за сюжетом, искренне реагировали на действия сказочных персонажей и активно поддерживали аплодисментами юных артистов. Особенно трогательным стал момент после окончания выступления. Маленькие зрители сами захотели стать героями из нашей сказки. Кто-то стал показывать коровушку, кто-то петушка. Поэтому, в заключении нашей встречи, все участники повели сказочный импровизированный хоровод.
Подходя к финалу годового сотрудничества, можно сделать вывод, что опыт работы в педагогическом тандеме мы считаем успешным, так как создание и реализация данного проекта помогла нам:
1. Знакомить детей с народными праздниками, играми и инструментами, тем самым расширять кругозор
2. Формировать умения активного слушателя и ответственного артиста
3. Обогащать и активизировать лексику детей
4. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству
5. Формировать нравственную основу дальнейшего развития гражданина России
6. Восполнить профессиональные дефициты
7. Избежать профессионального выгорания